|
|
|
|
|
|
|
|
|
С.М. Михайлов
|
|
Отечественный дизайн остро нуждается в специальной профессиональной литературе, Особую актуальность приобретают периодические издания по проблемам дизайна, освещению современного прогрессивного опыта в этой области. Мы с благодарностью вспоминаем выходивший в СССР в 60-80-ее гг. журнал "Техническая эстетика", последний номер которого увидел свет 10 лет назад >>
|
открыть в новом окне
читать дальше
Десять лет Союз Дизайнеров России выпускает "Дизайн ревю", сначала как информационный бюллетень, а с 1995 года как информационный научно-практический журнал, с ограниченным тиражом для узкого круга специалистов.
Мы приступили к реорганизации журнала "Дизайн ревю", увеличив его объем, частоту выпуска и тираж, расширив состав редакционной коллегии, круг авторов, пригласив к сотрудничеству известных ученых и практиков дизайна, и ,в первую очередь, активно работающих в различных областях дизайна педагогов и аспирантов архитектурно-художественных вузов. Планируется адресная рассылка журнала по архитектурно-художественным вузам, региональным организациям Союза Дизайнеров России и крупным библиотекам, одновременно с распространением по подписке ■ свернуть
|
Национальная академия дизайна В.Л. Глазычев
|
|
В 1997 году, в Казани был подписан Меморандум о создании Российской Академии Дизайна. Спустя восемь лет 12 марта 2005 года в гостином дворе Союз Дизайнеров России провел презентацию РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ДИЗАЙНА.
Восемь долгих лет, как отметил президент Союза Дизайнеров России - по теперешним временам целая эпоха. Именно столько времени ушло на "вызревание" формы и содержания заявленной творческой структуры. Требовалось многократно "прокатать" идею внутри многих организаций, включая российские академии художеств и архитектуры. В итоге Союз Дизайнеров России целиком взял инициативу на себя, и приступил к формированию продекларированной Академии. Имена первых двенадцати академиков назвал Президиум Совета Председателей Союза Дизайнеров России. Ими стали Владимир Аронов, Вячеслав Глазычев, Юрий Жульев, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд, Александр Коноплёв, Лев Кузьмичев, Фёдор Львовский, Сергей Михайлов, Юрий Назаров, Юрий Соловьев, Аркадий Троянкер. Президентом был избран известный и уважаемый в профессиональных кругах профессор, доктор искусствоведения Вячеслав Леонидович Глазычев >> |
открыть в новом окне
читать дальше
Учреждение Национальной академии дизайна может показаться поступком если не легкомысленным, то экстравагантным. В самом деле, вот уже десяток и более лет российское производство предметов быта отказалось от какой-либо самостоятельности: то, что живо и в финансовом или организационном смысле развивается вполне успешно, занято либо "отверточной" сборкой, либо работает по лицензиям. Никто не дерзает думать всерьез об отечественном легковом автомобиле среднего класса, ниша бытовой электроники занята столь прочно и полно, что войти на этот рынок с новым брэндом практически невозможно. Легкая промышленность съеживается под напором легального и в еще большей степени нелегального китайского импорта. Какая-нибудь "Шатура-мебель" вполне успешна со своими весьма устарелыми моделями - в ценовой нише, которую она занимает, спрос так велик, что особых усилий для качественного рывка не требуется. Островки ВПК функционируют исправно, сохранив проектные группы (и дизайнеров в том числе), но в основном они реализуют наработки давних лет. При этом умножившееся число институтов и факультетов ежегодно выпускают в свет сотни дипломированных дизайнеров, перед которыми открыт узкий коридор задач: оформление интерьеров и выставок, веб-дизайн, в ограниченном объеме промышленная графика.
К тому же, лишившись государственной поддержки, дизайнерское сообщество оказалось расчленено на несколько профессиональных союзов, слабо поддерживающих связь между собой.Одной из задач новой академии является выстраивание общей площадки для "цеха".
Мы убеждены в том, что именно сейчас профессии нужна новая энергетика.
Да, целые блоки задач практически от нас отсечены, и рассчитывать на скорое изменение ситуации к лучшему не приходится, тем более что технологии сделали за последние пятнадцать лет огромный скачок, а догнать лидеров и сложно, и очень дорого.
Вхождение в ВТО будет трудным и болезненным, и часть производств это не переживет, но часть переживет, часть готовится к тому чтобы пережить, а значит, им придется думать и вкладывать средства в новые идеи. Для общения с властями, для общения с крупным и средним бизнесом, для того, чтобы заново объяснять функции дизайна в развивающемся обществе, для того, чтобы находить новые задачи и новых клиентов, нам нужна Академия, имеющая право выступать от имени всего профессионального "цеха" ■
В.Л. Глазычев Президент Национальной Академии Дизайна свернуть
|
Стиль победителей |
60 летию победы посвящается. Празднование 9 мая в Зеленодольске
|
В канун 2005 года президент Татарстана Ментемир Шаймиев на вручении государственной премии за благоустройство центра Альметьевска, включая реконструкцию мемориального комплекса, отметил, что последний является подарком нашим ветеранам к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
9 мая в Зеленодольске состоялось открытие обновленного мемориального комплекса |
открыть в новом окне
|
2005 - год казанских юбилеев Ю.В. Назаров
|
10 лет журналу Дизайн ревю
10 лет Татарстанскому отделению Союза Дизайнеров России
1000 лет Казани
1 лет Институту Архитектуры и Дизайна и факультету Дизайна
15 лет выпускающей кафедре Дизайна архитектурной среды
|
Из приветствия президента Союза Дизайнеров России Юрия Назарова Казанскому Государственному Архитектурно-Строительному Университету в связи с 75-летием со дня основания |
открыть в новом окне
читать дальше
Ваше учебное заведение одним из первых осознало значение новых перспективных специальностей, и уже пять лет как в КГАСУ образованы Институт Архитектуры и Дизайна и факультет Дизайна. 15 лет исполнилось выпускающей кафедре Дизайна архитектурной среды КГАСУ.
На факультете дизайна подготовлена к изданию и выпущена уникальная серия учебников по дизайну, которые пользуются неизменным успехом у студентов по всей стране.
Трудно переоценить ту роль, которую казанская архитектурно-дизайнерская школа играет в развитии всего российского дизайна и дизайн-образования. Более 200 выпускников кафедры Дизайна архитектурной среды за последние 15 лет получили путевку в профессиональную жизнь. Трое выпускников КГАСУ стали лауреатами Государственной премии России в области литературы и искусства по разделу "Дизайн".
Особую роль в профессиональной подготовке молодых дизайнеров и в повышении квалификации профессионалов играют проектные семинары, которые с неизменным успехом в рамках аналогичной программы проводит профессор С. М. Михайлов.
Мы ценим тот весомый вклад в развитие дизайн-образования, который внесли ректор КГАСУ профессор В. Н. Куприянов и директор института Архитектуры и Дизайна профессор Е. М. Удлер. Постоянная личная забота и внимание, которые они проявляют по отношению к факультету Дизайна приносит заметные плоды: укрепляется материально-техническая база специальности, расширяются и преображаются в лучшую сторону учебные аудитории, и как следствие повышается успеваемость студентов, растут их знания, повышаются навыки.
Большую роль в развитии новых направлений образования в Университете играет Татарстанское отделение Союза Дизайнеров России, которому в нынешнем году исполнилось тоже 10 лет. Свою образовательную, просветительскую, информационную и консолидирующую роль в течение минувших 10 лет играл журнал Дизайн-ревю, не имеющий аналогов по тематике и популярности ■
свернуть
|
75, 15, 5 В.Н. Куприянов
|
75-ти, 15-ти и 5-ти летней выдержки…
Университету — 75, Дизайн-образованию — 15, факультету Дизайна — 5.
|
Начало строительного образования в г. Казани исчисляется с момента учреждения промышленного училища со строительной специальностью в 1890 году. В 1917 году было образовано политехническое училище со строительным отделением, которое затем вошло в состав казанского промышленного, экономического и художественного техникума (1918). На его базе в 1919 году был создан политехнический институт >> |
открыть в новом окне
читать дальше
В 1930 году открывается КИИКС – Казанский институт инженеров коммунального строительства, с которого и берет начало наш университет.
Начало целенаправленной профессиональной подготовки дизайнеров в нашем вузе можно связывать с открытием в 1990 году, кафедры Дизайна архитектурной среды (ДАС).
Отрадно отметить, что за 15 лет своего существования кафедра ДАС не только окрепла, накопила опыт и стала полноценной выпускающей кафедрой, но и превратилась в одну из ведущих в России в области дизайна архитектурной среды. Одним из наших достижений в области дизайн-образования можно считать выходящую с 1999 года серию учебных пособий по истории и теории дизайна с грифом УМО для архитектурно-дизайнерских специальностей. О их качестве можно судить по государственной премии, полученной одним из авторов. По количеству выходящей учебной литературы по дизайну с нами сегодня может поспорить, наверное, только головной вуз – МАРХИ.
Логическим продолжением поступательного движения в развитии дизайн-образования в нашем университете стало открытие в 2000 году факультета Дизайна, а тремя годами спустя - новой специальности «искусство интерьера» и соответствующей выпускающей кафедры.
Преподаватели кафедры ДАС составили костяк созданного в 1994-95 гг. Союза дизайнеров Татарстана, бессменным председателем которого является С.Михайлов, он же вице-президент российского союза дизайнеров и полномочный представитель его президента в Поволжском округе.
В этом году Татарстанское отделение Союза Дизайнеров России справляла свой 10-летний юбилей. К нему была приурочена 10-ая республиканская выставка «Миры дизайна», открытие которой состоялось в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Наверное, не случайно в Казани в 2002 году проходила очередная IV Ассамблея (съезд) Союза Дизайнеров России вместе с всероссийским фестивалем «Миры Дизайна», а пятью годами раньше был провозглашен Меморандум о создании Российской академии дизайна. Отрадно, что в этом юбилейном для нас году она создана и в первых рядах ее - наш лидер дизайна профессор Сергей Михайлов ■
В.Н. Куприянов ректор КГАСУ, член Союза Дизайнеров России свернуть
|
VIII дизайн-форум в Сочи |
|
С 23 по 27 мая 2005 года в Сочи прошел очередной VIII Дизайн форум, всероссийская конференция главных дизайнеров и главных художников городов, также специализированная выставка «Дизайн-Лэнд”2005».
|
открыть в новом окне
читать дальше
С 23 по 27 мая 2005 года в Сочи прошел очередной VIII Дизайн форум, всероссийская конференция главных дизайнеров и главных художников городов, также специализированная выставка "Дизайн-Лэнд"2005".
Темой сочинского Дизайн-форума стал "Дизайн городских праздников". Перед участниками ставились задачи через анализ существующей практики организации городских праздников определить возможность современного дизайна в подготовке и проведении данных мероприятий. Объединение усилий специалистов разных отраслей в деле развития и совершенствования дизайнерских подходов в разработке проектов праздничных мероприятий.
Параллельно с Дизайн-форумом в Сочи состоялся XXXVI Совет Председателей Союза Дизайнеров России, в повестке дня которого: о полномочных представителях Союза в федеральных структурах, о ходе выполнения плана работ и бюджета Союза, информация о ходе проведения фестиваля "Санкт-Петербург - столица российского дизайна 2005" и о создании Национальной Академии Дизайна VIII ДИЗАЙН-ФОРУМ В СОЧИ
С 23 по 27 мая 2005 года в Сочи прошел очередной VIII Дизайн форум, всероссийская конференция главных дизайнеров и главных художников городов, также специализированная выставка "Дизайн-Лэнд"2005".
Темой сочинского Дизайн-форума стал "Дизайн городских праздников". Перед участниками ставились задачи через анализ существующей практики организации городских праздников определить возможность современного дизайна в подготовке и проведении данных мероприятий. Объединение усилий специалистов разных отраслей в деле развития и совершенствования дизайнерских подходов в разработке проектов праздничных мероприятий.
Параллельно с Дизайн-форумом в Сочи состоялся XXXVI Совет Председателей Союза Дизайнеров России, в повестке дня которого: о полномочных представителях Союза в федеральных структурах, о ходе выполнения плана работ и бюджета Союза, информация о ходе проведения фестиваля "Санкт-Петербург - столица российского дизайна 2005" и о создании Национальной Академии Дизайна ■ свернуть
|
Седьмой фестиваль дизайна |
СЕДЬМОЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИЗАЙНА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА КАВМИНВОДАХ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
|
Фестиваль проходил с 18 по 21 мая 2005 года в городе Железноводске под патронажем Российской Академии Художеств. |
открыть в новом окне
читать дальше
Ежегодный Фестиваль Российского дизайна и декоративно-прикладного искусства на Кавказских Минеральных Водах "Феродиз -05" проводится с целью создания становления и развития дизайнерского и архитектурного образования в Южном Федеральном Округе и формированию имиджа региона Кавминвод как центра культуры. Фестиваль проводится в седьмой раз.
Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры Ставропольского края, Союз Дизайнеров России, Творческий Союз Художников, Ростовская Государственная Академия Архитектуры и Искусства, Кавминводский Союз Дизайнеров, Ставропольский региональный Союз дизайнеров, Железноводский филиал Ростовской академии архитектуры и искусства, ГУП "Выставочный центр "Прогресс"
В мероприятиях и работе Фестиваля принимают участие ВУЗы и дизайнеры из различных регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Нижний Новгород, Саратов, Вологда, Краснодар, Таганрог, Белгород, Невинномысск, Черкесск, Нальчик, Шахты, Владикавказ, Ставрополь, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск.
На выставке представлено более 700 работ по направлениям:
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН, АРТ- ДИЗАЙН, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН, ДИЗАЙН ТЕКСТИЛЯ, ДИЗАЙН КОСТЮМА, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН, ДИЗАЙН ЭКСПОЗИЦИИ И ИНТЕРЬЕРА, ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ.
В рамках фестиваля состоится защита дипломных проектов по специальности "Дизайн" выпускников Ростовской государственной академии архитектуры и искусства (Железноводский филиал) и семинар по дизайн-образованию ■
свернуть
|
Советская, Николаевская... С.М. Михайлов
|
XIV научно-проектный семинар Союза Дизайнеров России в Оренбурге
|
С 14 по 18 февраля 2005 года в Оренбурге прошел очередной XIV научно-проектный семинар Союза Дизайнеров России.
Наряду с проектным семинаром, который сам по себе является своеобразной формой повышения квалификации, прибывшими в Оренбург специалистами был проведен ФПК для педагогов Оренбургского государственного университета: читались лекции, проводились семинарские занятия, была организована выставка лучших дипломных проектов и работ по рисунку студентов КГАСУ, выставка графических работ студентов Оренбургского государственного университета. |
открыть в новом окне
читать дальше
В задачи научно-проектного семинара не входит разработка детального проекта, как некоторые полагают ошибочно, который тут же можно запустить в реализацию, и который завтра уже устареет. Семинар – это мозговой штурм четко подобранного и слаженного коллектива, это свежий обобщенный взгляд профессионала на проблему, это концепция решения поставленной задачи.
В задачи научно-проектных семинаров не входит разработка детального проекта, как некоторые полагают ошибочно, который тут же можно запустить в реализацию, и который завтра уже устареет. Семинар - это мозговой штурм четко подобранного и слаженного коллектива, это свежий обобщенный взгляд профессионалов на злободневную проблему, это концепция ее решения. Идеи, рожденные на семинарах, не только оставляются по месту проведения как интеллектуальный вклад в развитие того или иного города, но продолжают жить в умах семинаристов и находить последующее воплощение. Логичной формой такого воплощения часто становится дипломное проектирование - многие из участников проектных семинаров профессиональные педагоги вузов. Но семинары это не только работа, это и общение: передача знаний именитых мастеров молодым, взаимный обмен опытом профессионалов, и запоминающиеся встречи с интересными людьми. Вспоминается легендарный танцор Эсамбаев на закрытии проектного семинара в Гжели (1995), космонавт Герман Титов на вручении дипломов по окончании семинара в Коломне, праздник города с казачьими песнями и плясками в Урюпинске.Результатом работы проектного семинара стала дизайн-концепция реконструкции улицы Советской, включившая ряд принципов преобразования ее предметно-пространственной среды трех аспектах: корректировка существующей функционально-пространственной структуры улицы; выявление ее историко-архитектурного потенциала; формирование высококомфортной предметно-пространсвенной среды.
Выявленные особенности существующей функционально-пространственной структуры улицы Советской определили принципы организации ее функционально-пространственной структуры.
1. Функциональное насыщение улицы объектами торговли и занимательного питания(трактиры, кофейни, закусочные, рестораны), выносными витринами и торговыми автоматами
2. Организация спецтранспорта на основе экологически чистых технологий (электропоезда и мобили, гужевые повозки, кареты)
3. Усложнение функционально-пространственной структуры улицы за счет организации навесов подъездов, открытия цокольных этажей, выносных витрин, использование срединной зоны с размещением здесь пространственных модулей и зеленых насаждений
4. Композиционная перебивка монотонной протяженной перспективы улицы выносом входных козырьков, зелеными и скульптурными формами, пространственными модулями, организацией курдонеров
5. Функциональное насыщение улицы историческими знаками, символами, именами и названиями. Создние занимательных кафе-музеев на исторические темы как своеобразная форма экспозиции.
Город-крепость Оренбург был заложен 30 апреля 1743 года как форпост на восточных рубежах Российского государства. Богатая история города связана с целом рядом известных событий и выдающихся людей.
Даже беглое знакомство с историей города и края в рамках семинара показало, что Оренбург имеет богатый экспозиционный потенциал, но он скрыт под пластами современных перестроек и разрушений, как порой скрывают подлинный щедевр мастера-иконописца более поздние живописные слои, выполненные неумелым реставратором.
Это и стало одной из основных задач проектной группы семинара. Ее решению способствуют следующие принципы:
1. Фиксация в пространственной структуре мест существовавших ранее смысловых доминант города.
2. Фиксация в пространственной структуре центра исторических границ и входов города-крепости символическими воротами, стенами и бруствером, памятными табличками, образными названиями пограничных мест.
3. Выявление ценных памятников архитектуры и истории в пространственной структуре улицы цвето-фактурным решением фасадов, вечерней подсветкой фасадов, визуальными коридорами и фиксированными видовыми площадками, локальным понижением уровня дорожного покрытия и обнажением цокольного этажа, графическими знаками памятными досками.
4. Построение многоступенчатой системы историко-архитектурной экспозиции.
5. Формирование историко-архитектурной экспозиции пешеходной улицы как своеобразной визитной карточки Оренбуржья в целом.
Были сформулированы следующие принципы повышения комфортности пространственной среды улицы Советской:
1. Повышение функционального комфорта пространственной среды улицы размещением уличного оборудования и торговых объектов, мощением, устройством входных козырьков, навесов. Формирование микроклимата среды улицы с размещением здесь фонтанов, арыков, пергол, навесов, ветрозащитных стенок, крытых галерей и пассажей.
2. Усиление масштабности пространственной среды улицы пластикой градостроительного партера ; размещением в пространстве улицы крупномасштабных модулей, зеленых насаждений и водных устройств, расчленяющих улицу на камерные соразмерные человеку пространства.
3. Повышение информативности среды улицы внесением в ее пространство новых образов и символов в виде вывесок, монументально-декоративных форм, памятных табличек и знаков, элементов визуальных коммуникаций, а также выявления в пространственной среде памятников истории и архитектуры, а также выявлением средствами дизайна функционально значимых объектов.
4. Повышение эстетических качеств и художественной выразительности архитектурной среды насыщением улицы занимательными скульптурно-декоративными формами жанрового характера на исторические темы, связанные с городом и Оренбуржьем.
5. Формирование целостной системы визуальных коммуникаций решение пиктограмм, номерных знаков домов, названий улиц, информационных указателей, афишных тумб, вывесок, городской информации в едином графическом (фирменном) стиле
6. Визуализация функциональной структуры средствами дизайна. Тематическое зонирование улицы, выраженное в формах элементов городского дизайна.
7. Дифференцированный подход к организации информации ■
Сергей Михайлович Михайлов руководитель XIV проектного семинара
Союза Дизайнеров России свернуть
|
Шевченко, Пушкин, Чкалов, Гагарин А.И. Чебинёв
|
Что объединяет этих представителей столь разных исторических эпох?
|
Мне никогда не приходилось бывать в Оренбурге, и когда было предложено принять участие в проектном семинаре Союза Дизайнеров России и дать предложения по пешеходной улице Советской города Оренбурга. Я с радостью согласился. Наиболее удобным временем для всех оказался месяц февраль. Оренбург нас встретил ярким солнцем, сильным морозом – 25-30 и хорошим степным ветром. |
открыть в новом окне
читать дальше
|
Новые городские сады
г. Казани А.А. Дембич С.Х. Исмагилова
|
Новые городские сады
к тысячелетию г. Казани
|
Качество жизни в городе во многом определяется наличием природных ландшафтов – озеленения, садов, парков, скверов, акваторий, рельефа. Сохранение и развитие городских ландшафтов обеспечивает своеобразие сложившегося облика города в процессе его активных преобразований.
Проектным бюро "Агенство Градостроительного Развития" к 1000-летию Казани были выполнены проекты двух городских садов - "Подкремлевский" и "Сад 1000-летия Казани". Направленные на совершенствование системы рекреационных ландшафтов Казани, они должны были стать частью мероприятий по реконструкции центра города.
|
открыть в новом окне
читать дальше
Городской сад «Подкремлевский» занимает исключительное положение в структуре исторического центра, располагаясь на прибрежной территории р. Казанки в непосредственной близости от Кремлевского ансамбля. Целесообразность размещения здесь городского сада обусловлено необходимостью сохранения природной структуры выразительного ландшафта, акцентирующего исторический масштаб казанского Кремля и ансамбля бывшего Богородицкого монастыря.
Сад также рассчитывается как место отдыха экскурсантов, посещающих Кремль и Паломнический центр (бывший Богородицкий монастырь). Проектируемый городской сад многофункционален и включает разнообразные объекты рекреационного назначения: ресторан на 100 посадочных мест, летнее кафе с полукруглыми летними террасами. В саду предусмотрено устройство многофункциональной спортивно - развлекательной зоны, включающей павильон для размещения салона игровых автоматов, проката спортивного инвентаря, площадки для дискотек, спортивных площадок для тенниса, волейбола и пр. Для проведения эстрадных представлений в летнее время на склоне насыпного холма устроены места для зрителей зеленого театра.
Стержневой линией в работе становится поиск высокохудожественного решения, отражающего идею тысячелетней истории города Казани. Планировка сада представляет собой геометрически организованную композицию, построенную на сочетании относительно изолированных зон - микросадов, объединенных широкими открытыми пространствами главных аллей и центральной площади. "Сад 1000-летия Казани" предполагается разместить в правобережной части озера Нижний Кабан, на территории, занятой ранее ветхим жильем. В проекте изначально исключалась ориентация на традиционные функции ландшафтного объекта как средства привлечения посетителей ■
свернуть
|
Интерьер татарского казанского дома XIX века Р.С. Айдаров
|
|
Интерьер сельского татарского дома давно привлекал внимание исследователей. Меньше известен интерьер городского татарского дома. В данной статье на основе обобщения этнографических, литературных и историко-архитектурных источников предпринята попытка систематизации и графической реконструкции внутреннего облика жилых комнат татарского городского дома ■
|
открыть в новом окне
читать дальше
|
Предметный, промышленный, индустриальный? Ю.В. Назаров
|
|
Наивно было предполагать, что нынешний аттестационный сезон будет для меня спокойным. Друзья и подруги позаботились о том, чтобы президент был максимально задействован на грядущих процедурах защиты дипломных работ 2004 года. Первой, как помнится, позвонила Елена Постникова, заведующая кафедрой «Индустриального дизайна» УралГАХА. Этот вуз планирует защиты в жестких временных параметрах, и мне оставалось только принять или отклонить её предложение. Вторым, по-видимому, проявился Олег Зубенко из Краснодара. Этот авторитетный профессор с приятным баритоном и мягким южным выговором задает каждый год один и тот же вопрос: «Ты нас, конечно не забудешь?». И я, сохраняя давнишнюю традицию, отвечаю: «Святое дело! Приеду в конце мая». |
открыть в новом окне
читать дальше
Дальше, как говорится, возможны варианты… Но неожиданно объявилась Тамара Бытачевская, заведующая кафедрой дизайна Ставропольского технического университета. Дело в том, что традиционно, в этом вузе в качестве председателя ГАКа присутствовал наш друг и коллега профессор Николай Новиков из питерской МУХИ, но его в начале декабря минувшего года не стало. И Тамара обратилась с просьбой о председательстве ко мне. Я уже года четыре не был в Ставрополе, и поэтому с интересом принял и это предложение. Следом за Тамарой позвонил наш корифей Олег Фролов из Нижнего. Он в нынешнем году делал второй выпуск в своем родном Н-НГАСУ на кафедре «Интерьер и оборудование». Таким людям не отказывают. Сложность была только в том, что оставалась открытой дата проведения церемонии награждения лауреатов Госпремии за минувший год, и я, подстраховавшись, вновь назначил защиту на государственный праздник – 12 июня. Ещё на очереди был Ростов-на-Дону, где сразу два вуза: государственный и негосударственный ждали от меня ответа. С такими городами, как Ростов, не принято шутить, к тому же у меня там друзья, и это дополнительный аргумент для согласия. Говорить о Казани не буду, с этим городом у меня не просто дружба: здесь живёт мой партнёр и вице-президент Сергей Михайлов, поэтому визит на берег Волги был включён в рабочий график «по умолчанию». А вот что явилось полной неожиданностью, так это Ульяновск. Этот город давно полюбили мои коллеги из Строгановки. Они и меня постоянно приглашали проехаться вместе с ними на родину Ильича. Но нужен был серьезный повод, и он в наступившем сезоне представился: в начале июня в Ульяновске планировалась защита дипломов на кафедре «Дизайна». Прикинув по времени, я дал согласие провести два рабочих дня в городе, где ни разу не довелось побывать.
Рассказывать о московских вузах, наверное, излишне: их, кроме Строгановки, было ещё четыре, не считая Училища памяти 1905 года и собственного вуза – Национального Института Дизайна. Вот такая выдалась дипломная «Одиссея’2004». Единственный пробел в расписании – вынужден был отказать Мухинке: личный график не совпал с алгоритмом питерских защит.
Но моя задача состоит не в том, чтобы вслед за Гомером пересказывать злоключения незадачливого античного героя, а попытаться поразмыслить над вопросом, туда ли мы, педагоги-дизайнеры, идем, и правильный ли выбран темп движения? Тематике дипломных работ студентов кафедр дизайна в своих статьях я уделяю внимание постоянно. Но каждый сезон вопросы встают с новой силой, да и сама жизнь подбрасывает уникальный материал для анализа и рассуждений. Три слова, вынесенные в заголовок, не случайный набор терминов – это принятые и уже используемые названия наших кафедр дизайна. Часть их них – наследие былых доперестроечных времен, другие – плод творчества заведующих кафедрами или следствие постоянного изменения Государственного образовательного стандарта по дизайну. Сегодня на наших кафедрах ещё действуют три стандарта: один - пятилетний, второй, рассчитанный на пять с половиной лет, и новый, шестилетний. Как к этому многообразию относится? Жизнь подсказывает – философски! Но это только первый аналитический слой. На самом деле за названиями этих учебных подразделений просматривается определённый взгляд руководства кафедр и факультетов на дизайн вообще и его форму в конкретном вузовском воплощении – в частности.
Возьмём хотя бы кафедру «Индустриальный дизайн» УралГАХА. У основ кафедры стоял легендарный профессор Илья Вакс, создавший дизайнерскую школу в Петербурге. Здесь в течение ряда лет председательствовали на ГЭКах Александр Устинов и Георгий Борисович Минервин из ВНИИТЭ. Термин «индустриальный» – дитя предвоенных пятилеток, создавших уральскую промышленность. Этот термин отражал и тематику бывшего Уральского филиала ВНИИТЭ, совсем недавно окончательно развалившегося в Екатеринбурге. Программа кафедры до сих пор изобилует индустриальными заданиями, включая средства транспорта, медицинское и промышленное оборудование. Не исключением стал и нынешний сезон. Вновь вниманию членов ГАК были представлены работы воспитанников трёх именных мастерских, возглавляемых профессорами Николаем Гариным, Виктором Брагиным и Борисом Федотовым. Данная учебная практика заслуживает внимания со стороны других дизайнерских вузов, особенно в ситуации перехода на новый стандарт образования, предусматривающий бакалаврский уровень. В прошлые годы кафедре было рекомендовано усложнять дипломные проекты, как по части объема подаваемых материалов, так и по составу разработок. Во многом наши рекомендации были учтены, и выпускники кафедры продемонстрировали высокий уровень подготовки. Прежде всего, порадовало обилие медицинской тематики. Этим показателем кафедра обязана реальным заданиям, поступившим с Уральского оптико-механического завода. Это мощное конверсионное предприятие испытывает дефицит молодых дизайнерских кадров и старается в кооперации с УралГАХА восполнить недостаток своего творческого потенциала. Данная практика так же заслуживает внимания, особенно в свете ориентации высшей школы на выполнение прикладных научных и проектных разработок. Мастерские Н. Гарина и В. Брагина воспользовались темами УОМЗ и выполнили несколько интересных проектов на медицинскую тему. Наиболее удачным следует признать комплексный проект фельдшерско-акушерского пункта «МЕДОС», разработанный Натальей Татариновой и Юлией Суворовой под руководством профессора Н. Гарина.
По невольному стечению обстоятельств подобный проект был выполнен и на кафедре «Дизайна» Нижегородского архитектурно-строительного университета дипломником Сергеем Фроловым под руководством преподавателя Сергея Ильина. Даже объемно-пространственная структура обоих медицинских пунктов была выбрана схожая: внутренне пространство объектов трансформировалось за счёт расширения её центральной части.
А теперь вернемся к заголовку нашей статьи и попробуем определить, к какому типу дизайнов относится данная разработка: промышленному, индустриальному или предметному? На наш взгляд, термин «промышленный» касается сложного оборудования, относящегося к группе средств производства, значит в данном случае, он нам не подходит. «Индустриальный» - тоже имеет расплывчатую этимологию, и ассоциируется с пафосом первых советских пятилеток и романтическим периодом развития капитализма одновременно. Но главное, что характеризуется этим термином, - это способ изготовления изделий, которые приходится разрабатывать дизайнеру. К предметному дизайну данный объект тем более нельзя отнести, поскольку его характер далеко выходит за рамки единичного изделия. И как же нам быть? По всей видимости, мы имеем дело с комплексными объектами, разработка которых требует навыков и знаний в различных областях дизайна (предметы, интерьер, транспорт), следовательно, и сам тип дизайнерского проектирования должен быть определен как интегральный или комплексный. Работы такого типа встречаются в практике нынешних дипломов крайне редко, но это вынуждает нас рассматривать данное явление как некую тенденцию, требующую инструментальной и методической поддержки. У нынешних дипломников заметны пробелы в конструкторской подготовке, да и морфологические несуразицы бросаются в глаза. При этом радует отвага, с которой молодые люди берутся не за штучные разработки, а пытаются решить целую социальную задачу, пускай ещё не совсем совершенными методами.
Теперь несколько слов о сравнительно молодых кафедрах дизайна, образованных внутри совершенно различных по характеру вузов. Это кафедра «Дизайн» Ставропольского государственного технического университета, и родственная кафедра в Ульяновском государственном университете. Один вуз представляет собой классический университет, имеющий вдобавок факультет искусства и культуры, где и была образована кафедра «Дизайн». Второй же вуз – образец традиционного политеха, где дизайн рассматривается с точки зрения производства и технологии. В Ульяновске забота о развитии дизайнерского учебного подразделения легла на плечи известного московского профессора Александра Стасюка. Ему как заправскому нефтянику приходится вахтенным методом руководить кафедрой в другом городе. Благодаря своему богатому опыту практической и учебной работы А. Стасюк сделал невозможное: за два сезона уровень работ студентов вышел на отметку других региональных вузов, стартовавших намного раньше.
В Ставрополе бремя руководства региональной школой дизайна возложено на плечи опытной женщины – Тамары Бытачевской, воспитанницы Южно-российской педагогической школы и получившей свои знания из рук известного в регионе педагога - профессора Георгия Васильевича Беды. Здесь пока занимаются всем: графическим, средовым, промышленным и транспортным дизайном одновременно, поэтому хотелось бы остановиться только на индустриальной ветви нашей профессии. Откровенно порадовала дипломница Вера Сичинава – эдакая южная красавица, выполнившая работу по заданию одного ставропольского предприятия – завода «Сигнал» под названием «Бытовой многофункциональный электроутюг». Для молодой кафедры – это очень зрелая работа, да и сама студентка защищалась в полном смысле слова, со знанием дела, комментируя разделы своей работы. К тому же и с морфологией у Веры Сичинавы всё было в порядке, поскольку она отрабатывала форму не только на трёхмерной модели, но и на множестве поисковых макетов. Вот где подлинный образец работы, выполненной в жанре предметного дизайна.
Здесь я хотел бы коснуться одного обстоятельства, которое всё больше меня беспокоит в практике разработки дипломных проектов. Заключается оно в том, что наши воспитанники эскизируют в основном графически, переводя свои поиски в компьютерную графику. Для пластического решения в объеме у них толи не хватает времени, толи навыка, толи желания. Самым трудным бывает для педагогов заставить их до последнего продолжать эскизировать на макете, и только потом переводить достигнутый результат в цифровую трёхмерную версию. На практике чаще делается всё с точностью до наоборот. Сначала выстраивается на компьютере 3D модель, а затем дипломник второпях, а то и чужими руками строит по ней макет. Такая методика возможна только с применением послойного цифрового моделирования, которого, к сожалению, в российской вузовской системе пока нет. Для рядового случая уместнее традиционная работа с пластилином или с пенопластом, желательно в аудитории, чего ни один вуз сегодня себе позволить, увы, не может. Вот и приходится нам, членам комиссии покупать «кота в мешке», и оценивать, по сути два разных пластических решения: одно на планшетах, - другое в объеме.
Вторая особенность, выявившаяся в нынешнем цикле защит, слабое знакомство наших подопечных с мировой художественной культурой, особенно с современным её разделом. Вопросы, адресованные к этой стороне их знаний, как правило, оставались без ответа. Дипломники не могли четко сформулировать образную художественную концепцию своего проекта, ограничиваясь упоминанием о цвете и форме, и почти полностью опуская такую важную составляющую, как выбранное творческое направление или индивидуальную манеру известного автора (художника, архитектора или дизайнера). В процессе защиты в считанных случаях, из сотни услышанных, упоминался какой-либо конкретный разработчик, чаще следовали ссылки на «постмодерн», просто «модерн» или на «хай-тек». В блоке интерьерных защит картина не намного радостнее. Там единственный раз из уст дипломницы Евгении Бабич, воспитанницы профессора Олега Фролова из Нижнего Новгорода прозвучала внятная ссылка на Антонио Гауди, да и в морфологии самого дизайнерского решения безошибочно угадывалось влияние этого великого мастера. В остальных же ситуациях приходилось буквально клещами тянуть из дипломника упоминание об источнике его вдохновения, и чаще всего наши попытки заканчивались безуспешно.
От чего это происходит? Тому, наверное, несколько причин. Основная - ребята просто не умеют перевести в активную форму или применить те знания, которыми они уже обладают благодаря высшему образованию. Ведь многие из них успешно познакомились с курсом истории искусств и истории дизайна. Хотя, судя по госэкзамену в Краснодаре, где мне довелось быть председателем, и здесь у них имеются большие пробелы. Студенты буквально терялись от простых вопросов типа: к какому направлению в искусстве относится творчество Карла Брюллова?
Как быть в этой ситуации? Сначала педагогам необходимо соорудить некий «мост», способный соединить их академические знания с предметом «проектирование». С этой целью уже второй сезон в Национальном Институте Дизайна в Москве мы ввели дисциплину «Пластическое языкознание». Инициатива создания данного курса принадлежит моему другу и соратнику Борису Михайлову, имеющему опыт проектной и художественной работы и склонному к теоретическим обобщениям. Ему во многом помогла методика профессора Андрея Ефимова, придумавшего оригинальный курс аналитической колористики в МАрхИ. В рамках данного курса ребята не только вспоминают и углубленно изучают произведения своих любимых мастеров, но и учатся их анализировать, и что наиболее важно для дизайнера – творчески их интерпретировать. Другого способа перевести художественный «пассив» студентов в их дизайнерский «актив» мне неизвестно.
Еще одной «вредной» привычкой студентов я считаю излишнее увлечение компьютером. Когда наши воспитанники были вынуждены выполнять проекты собственными ручками, вольно-невольно им приходилось проявлять свою личные художественные навыки и тем самым оформлялась их творческая индивидуальность. Сейчас же, с приходом тотального компьютерного проектирования эти индивидуальные особенности во многом снивелировались, на первый план выходит умение ловко построить, а затем «отрендерить» картинку, что приводит к голому соревнованию технологий, а не творческих индивидуальностей. В глянцевых журналах наши студенты находят массу примеров подобного «технологического проектирования», которые затем переносятся «под кальку» на их курсовые и дипломные проекты. Порой охватывает тоска зеленая, особенно на защитах средовиков и интерьерщиков, от монотонного жесткого рендеринга больших и малых пространств, набитых «библиотечными» аксессуарами и прочей дизайнерской серостью. Такой подход принято называть «дигитальным» дизайном. Если бы этот термин не отдавал некой физиологией, то его уместно было бы применить и для нашей ситуации, но предлагаю рассматривать это явление как «компьютерный синдром».
Уместно назвать и ещё одну причину «пробуксовывания» нынешнего нашего учебного проектирования. Всё меньше в составе педагогических коллективов остается людей по сути креативных, знающих значение этого термина и самих в состоянии возбудиться и создать что-либо оригинальное. Из реальной практики подобных людей в педагогику практически не заманишь, а как иначе без толковых наставников привить это неуловимое творческое «нечто» нашим студентам? Овладеть же методикой креативного проектирования никто уже давно практикующим педагогам не помогает. Вот и наблюдаем мы порой ряд чередующихся «дежурных» решений, кое-как передернутых с журналов и через Интернет. Часто в дизайнерских работах студентов напрочь отсутствует художественный образ, дипломники просто не понимают, что от них требуют придирчивые члены Аттестационной комиссии, теряются и начинают нести околесицу. А ведь в традиции, например, строгановской школы лежала работа над этим самым таинственным художественным образом. Именно этой духовной высоты учили достигать наши мудрые педагоги-архитекторы. В традициях советской архитектурной школы работа над образом была одним из важнейших разделов, которому посвящали свои творческие и теоретические поиски все наши великие предтечи: И. Жолтовский, И. Леонидов, М. Гинзбург, А. Буров, К. Мельников и др. Куда же всё это подевалось?
Моя версия состоит в том, что всему виной перевод обучения дизайну на поточный метод. Количество желающих обучаться нашей профессии за последнее время выросло не просто на порядок, а на несколько порядков. Сегодня кафедры дизайна открыты в 100 российских вузах, не считая кафедр искусства интерьера и дизайна архитектурной среды. К чему это привело? Прежде всего, – катастрофически не хватает педагогов. Бедные мои коллеги вынуждены совмещать работу в нескольких вузах, для того чтобы иметь достойный заработок и закрыть все бреши. Второе, неимоверно разрослись по численности учебные группы. Для одного педагога уделить внимание за одно занятие двадцати-тридцати студентам – просто не мыслимо. Где уж тут рассуждать о творческой манере мастера или заниматься поиском художественного образа! Тут бы успеть обучить подопечных элементарным профессиональным навыкам, а всё что сверх – остается на потом, которое никогда не наступит.
И третье, заметно снизился уровень подготовки абитуриентов. Среди них встречаются люди, отзанимавшиеся год-полтора на курсах и стремящиеся изо всех сил в дизайнеры. Конечно, и из них можно воспитать нормальных профессионалов, но при условии, что на одного педагога их будет пять-шесть, не больше. Прибавьте к этому катастрофически упавшую учебную дисциплину, отвратительную посещаемость – и перед вами законченная картина уровня сегодняшнего образования в сфере дизайна.
Решаемы ли поставленные в данной статье вопросы? Думаю, что частично – да! Хотя бы в части освоения интенсивных методик всеми региональными школами. Для этого наше главное УМО во главе со Строгановкой должно регулярно собирать всех заинтересованных и приглашать на эти семинары лучших мастеров-педагогов со всей страны и даже из-за рубежа. Союз Дизайнеров России готов активно участвовать в этом процессе, как это и происходило в 90-е годы. В то время мы всегда были вместе и помогали друг другу. Сейчас время иное, дизайнерское образование стало прибыльной статьей доходов, у него появилась масса опекунов, желающих полакомиться на этой ниве. Бизнес – вещь хорошая, но вопросы надо решать и не только за счет энтузиастов, которых я в этом сезоне встретил немало. Особенно это бескорыстное отношение свойственно региональным школам, хотя и там коммерческий бум уже ощущается. Уверен только в одном, что лицо наших дизайнерских школ – это их педагоги. Именно поиском, подготовкой и повышением их профессионального мастерства и должны заниматься руководители российского дизайнерского образования сегодня.
Впереди у нас приёмная компания 2004 года. Какие студенты придут в наши вузы по новому набору, мы узнаем буквально через месяц. Скорей всего, их будет много. Хорошо это или плохо? Это мы поймем, когда подойдет пора принимать у них дипломные работы. Думается, что наши рассуждения об их будущем помогут всем нам выбрать верное направление в их профессиональной подготовке.
Приходят в норму нарушенные бешенным темпом летних командировок сердечные ритмы. Сложнее с лишним весом, за месяц поездок приобрел лишние пять килограмм. Впечатления ещё теснятся в голове, и никак не хотят раскладываться по ячейкам и полочкам. Нас становится всё больше, но приведет ли эта тенденция к ожидаемому повышению качества образования? Если верить законам диалектики – непременно! Но кто будет этой первой ласточкой, и на каком направлении произойдет прорыв – покажет время. Так какой же он будет – дизайн завтрашнего дня: индустриальный, промышленный или предметный? Надеюсь, что как минимум - не скучный. А как думаете вы? ■
Ю.В. Назаров 05 июля 2004 г. свернуть
|
Роль рисунка А.М. Силуянычев А.И. Михайлов
|
Роль рисунка в формировании творческого воображения при подготовке архитектора - дизайнера
|
В Государственном стандарте определяется, что выпускник архитектор и дизайнер должен уметь изображать архитектурные и другие формы не только с натуры, но и по памяти, представлению и воображению. |
открыть в новом окне
читать дальше
Однако современные учебные пособия и учебники по рисунку для архитекторов и дизайнеров носят преимущественно общеметодический характер и не имеют раздела ориентированного на профессиональный аспект - проектно-творческую созидательную деятельность архитектора и дизайнера. Практически отсутствует логически выстроенная структура упражнений и заданий в курсе рисунка, направленных на поэтапное формирование пространственного представления, творческого воображения и фантазийного мышления. - воспроизведенные образы, воспринятых ранее предметов и явлений. Переконструирование образов может приводить к возникновению новых образов - представление воображения.
- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воссоздающее и творческое воображение:
- процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу;
- процесс создания нового образа, трансформация
существующего на основе восприятия и памяти
В педагогической психологии рассматривается ряд методов формирования творческого воображения [II, 2, с.160-163]:
- новое получается путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта;
- новое получается путем разъединения частей объектов;
- новое получается в результате сочетания исходных элементов по конкретной логической схеме;
- новое получается в результате замещения частей объекта;
- новое получается по аналогии (сходству) с известным или рядом известных объектов.
Опираясь на исследования по теории архитектуры, рассматривающей значения рисунка в архитектурной и дизайнерской проектной деятельности [I, 1-5], психолого-педагогическую литературу, рассматривающую вопросы формирования пространственного представления [II, 1-11] и практику архитектурной педагогики в преподавании рисунка [III, 1-12] авторами была разработана и апробирована структура заданий и упражнений в курсе "Рисунок". Структура заданий и упражнений ориентирована на поэтапное формирование пространственного представления, творческого воображения и фантазийного мышления. Представленный перечень и последовательность заданий и упражнений охватывают I-IV курсы и соотнесены во временном аспекте с программой натурного академического рисунка. В содержательной стороне заданий учитывается уровень по курсовой подготовленности студентов. Предлагаемая структура заданий и упражнений в курсе "Рисунок" позволяет более целенаправленно и более эффективно решать задачу художественного образования архитектора и дизайнера.■
свернуть
|
Дизайн-иконы А.С. Михайлова
|
Иконы в дизайне как носитель духовной культуры
|
В статье разъясняется происхождение и адекватность использования современного термина «иконы в дизайне». На примере общепризнанных объектов дизайна автор выводит факторы их формирования во взаимосвязи с политическими, экономическими событиями и явлениями и культурными достижениями человечества, делая вывод о значимости икон в дизайне для периодизации истории мирового дизайна.
Иконы в нашем представлении зачастую ассоциируются с религиозными понятиями. В обиходе под иконой, как правило, понимаются «написанные на деревянных досках лики святых» - в известном словаре Даля XIX века мы находим: «икона - изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников». Слово «иконы» дохристианское: в ранних греческих трактовках (греч. [еikon] изображение, образ) иконами назывались не только сакральные – все картины. |
открыть в новом окне
читать дальше
В отличие от православного христианства, в католичестве каноны относительно иконы не столь строги – иконой здесь является любое изображение Христа, или относящееся к визуализации библейских сюжетов. Видимо, вследствие этого, а также определенной ограниченности английского языка сегодня слово в переводе на русский язык имеет целый ряд значений: 1) икона, 2) эстамп, гравюра, иллюстрация (в научной литературе), 3) редк. знак, символ, 4) предмет поклонения, идол, кумир; икона, пиктограмма; компьютерный символ, репрезентация, вид живописи (под репрезентацией понимается известный человек или объект, становящиеся предметом веры или указания жизненного пути. Например: «Джон Леннон и Мерилин Монро – иконы для большинства молодых людей».
Именно последнее и лежит в основе понятия «иконы» в дизайне как выдающегося произведения, памятника художественной культуры и техники, достойного подражания и поклонения. Под иконой в дизайне понимается какой-либо объект дизайнерского творчества, который стал определенным новаторством в художественном формообразовании, и который является общепризнанным шедевром ■
свернуть
|
ФПК в "интуре" Е.М. Удлер
|
Опыт повышения квалификации в Институте архитектуры и дизайна КГАСУ
|
Берлин, Дрезден и Мюнхен, Париж и Версаль, Вена и Зальцбург, Рим, Неаполь, Помпеи, Флоренция, Пиза, Сиена и Венеция, Хельсинки, Стокгольм, Осло и Копенгаген.
Что общего между ними? То, что это города, в которых преподаватели института архитектуры и дизайна КГАСУ побывали только за последние четыре года в рамках программы повышения квалификации педагогов – архитекторов. |
открыть в новом окне
читать дальше
С началом перестройки и резким снижением экономических возможностей вузов, рухнула отлаженная (накатанная) система повышения квалификации преподавателей (ФПК, ИПК и т.д.). Свято место пусто не бывает. На смену государственной бюджетной системе появилась масса внебюджетных структур, предлагающих определенные услуги в сфере повышения квалификации. Правда цены на такие услуги, мягко говоря, кусаются.
Вот и решили в институте архитектуры и дизайна, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Прежде всего, нужно самим зарабатывать те самые «внебюджетные средства». Организовали систему коммерческих курсов дополнительного обучения и првышения квалификации архитекторов и дизайнеров. Так появились небольшие средства для повышения квалификации своих педагогических кадров.
Далее поверили, что лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Увидеть архитектуру, дизайн, искусство «в натуре» - лучший вид повышения квалификации для преподавателей архитекторы и дизайна. А раз так, то осталось только составит программу выездных семинаров – туров и заключить договора на экскурсионно-туристское обслуживание с фирмами. Благо «внебюджетные» денежки на оплату части таких услуг институтом уже заработаны.
Так в 2002 году 10 преподавателей посетили Германию, Францию и Австрию. В 2003 году 15 преподавателей 10 дней ездили по Италии. В нынешнем году – по странам Скандинавии.
Ощутимость результата только одного такого семинара можно почувствовать, когда преподаватель привозит богатейший видеоматериал для лекций и занятий по предметно-пространственной среде современной и исторической архитектуры таких городских центров, как Постдамерплатц в Берлине, район «Де Фанс» и технопарк в Париже, ландшафты Версаля и т.д..
Надеюсь, что такие поездки, как одна из форм повышения квалификации, у нас станут традиционными ■
Евгений Удлер свернуть
|
Живые камни викингов С.М. Михайлов
|
Камни страны викингов С.М. Михайлов
|
Скандинавия – сказочная страна эльфов и троллей. Нордическая сдержанность проявляется здесь не только в неспешном и почтительном поведении горожан, но и в архитектуре, и, в первую очередь, ее колористической гамме. В ней преобладают земляные цвета сурика и охры, а в последние годы появились темные коричневые, а также чисто белые краски. Но в большей степени в каменных постройках городских центров доминируют цвета натуральных материалов – серый гранит самых разных оттенков, темный коричнево-красный кирпич.
Скандинавский дизайн у нас ассоциируется с именами датчан Арне Якобсена, Ханса Вегнера, Вернера Пантона, финскими мастерами дизайна Алваром Аалто, Тимо Сарпаневы, Тапио Виркалы, Ээро Арнио. |
открыть в новом окне
читать дальше
Не смотря на то, что кто-то из них работал в мебельном дизайне, кто-то являлся общепризнанным художником стекла в творчестве скандинавских мастеров есть одна общая черта, которая, наверное и есть, отчасти, то, что мы называем «скандинавский дизайн». А черта эта – любовь к народной традиции, любовь к своему суровому краю, а отсюда наверное – и к естественным природным материалам и органичным формам. В своих работах они все как бы любуются красотой материала, будь то тиковое дерево в мебели Ханса Вегнера, гнутая фанера Алвара Аалто и Арне Якобсена, или стекло Кай Франка и Тимо Сарпаневы.
Только после того как побываешь в «немногословном» на цвета, а может оттого и удивительно красивом крае, начинаешь понимать откуда эта сдержанность в формах и тяга к органичным природным линиям. Органическая архитектура и органический дизайн здесь далеко не просто художественный прием и даже стиль. Это образ жизни потомков древних викингов. Он проявляется здесь во всем, начиная от названий отелей, банков и теплоходов, ключей от гостиничного номера из кости оленьих рогов, сказочных фигурок троллей, встречающих гостей и на прилавках магазинов и у входа в кафе или отель. Как гласит легенда, камни, что разбросаны по всей Скандинавии, когда-то были живыми троллями. Просто они не успели с восходом солнца спрятаться в дремучем лесу от солнечного света, и он превратил их в камни. Скандинавия – это страна камней, которые в себе хранят тайны древних викингов.
Бережное отношение к традициям здесь поражает. Почти в каждой семье в шкафу висит национальный костюм. Стоит такой костюм ручной работы немалых денег и одевают его только по большим праздникам. Появление дам в таких нарядах – своеобразный символ праздничного торжества, как у нас в советское время кумачевые флаги на улицах были предвестником очередного революционного праздника.
Во время посещения в столице Швеции Стокгольме музея «Скансен» - крупнейшего этнографического музея под открытым небом в Европе, ловишь себя на мысли, что все здесь не на показ. Это не музей под открытым небом на потеху туристам. Вскопанные и засаженные грядки в огородах, мирно пасущиеся овцы в загонах, стоящая во дворе телега, запах свежевыпеченного хлеба у булочника… все это создает ощущение не бутафорского музея, а живого организма. И гуляющие по мощеным булыгой улочкам массы посетителей в подавляющем большинстве из Швеции. Семьи с малыми детьми, они пришли сюда посмотреть как жили их деды и прадеды, соприкоснуться с историей. Так, наверное, рождается любовь к отечеству, так появляются традиции.
Гуляя по городским центрам Осло и Хельсинки, Стокгольма и Копенгагена уже иначе воспринимаешь закованные в камень берега реки, мозаику гранитных покрытий улиц и площадей, ваяния скульпторов и архитекторов. Начинаешь понимать: здесь так много гранитных мостовых, не потому, что в горной Скандинавии это очень доступный материал, а потому, что это традиция – относиться с любовью к окружающей природе. Поневоле начинаешь верить, что каждый камень – это пришедший к нам из скандинавской сказки тролль ■
свернуть
|
Веймар - 2004 Л.М. Кулеева
|
|
Идея проведения смотра-конкурса в два тура, с выездом за пределы постсоветского пространства была впервые высказана в 2002 году на ХI международном смотре, проходившем в городе Минске. Не смотря на свою фантастичность идея уже была успешно реализована в ноябре в 2002 года во Флоренции |
открыть в новом окне
читать дальше
Предложение о проведении второго тура ХIII-го смотра-конкурса в г. Ваймаре при всем понимании организационных сложностей уже не казалась таким фантастичным.Организованный с характерной немецкой пунктуальностью проведения всех официальных встреч - открытия, представления проектов, конференции, посвященной обсуждению Болонской декларации, смотр-конкурс не превратился в строго протокольное мероприятие. "Виной" тому - встречи с немецкими коллегами-преподавателями и коллегами-архитекторами, которые организовали для нас ряд замечательных поездок и экскурсий. Помогали нам в общении студенты Виктор и Наташа - наши соотечественники, обучающиеся в Баухаузе.
Весь необходимый демонстрационный материал, записанный на CD-диске, был предварительно отослан в Ваймар: слайд-фильм, дающий представление о графической части проекта продолжительностью не более 2 минут и пояснительная записка. К моменту нашего прибытия в Ваймар , немецкая сторона должна была ознакомится с представленным материалом и подготовить его к работе.
Нам же предстояло вновь представить проекты своих учеников, однако, в отличии от "наших" смотров представляющий был ограничен временем демонстрации работы на экране, т.е., 4-5 минутами! О таком режиме работы мы были предупреждены накануне, но необходимость перевода все-таки растянула процедуру представления. Кроме того, конечно же хотелось рассказать немецким коллегам как можно подробнее о представляемых работах!Многое удалось зафиксировать на фото и видеокамеры и потом, просматривая дома вновь и вновь гулять по улицам, вспоминать знакомые места недавних прогулок, а зачастую и вдруг неожиданно замечать то, что осталось незамеченным, глядя на Германию через видоискатели камер!■ свернуть
|
Флоренция - 2005 М.Ю. Забрускова
|
Третий этап международного смотра-конкурса дипломных проектов архитектурных школ
|
Флоренция встретила нас морем огней, искрящихся в долине между гор. То, что полуночная тьма скрывала горы, приходилось лишь догадываться по четкой границе, дальше которой огни не выплескивались. Долгий путь по заснеженным дорогам Словакии и Австрии, через Альпы с заледеневшими водопадами привел нас в февральскую Флоренцию с цветущими клумбами на зеленых газонах и пронизывающим ветром. |
открыть в новом окне
читать дальше
Второй год продолжение Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну стараниями Фонда Ромуальдо дель Бьянко происходит в этом благословенном городе. В этом году девизом смотра был призыв: "За экологическое будущее архитектуры, дизайна, окружающей среды". Масштаб мероприятия отражают цифры: участвовало около 150 проектов из 56 вузов 20 стран мира. Были представлены дипломные работы из таких стран, как Армения, Белоруссия, Великобритания, Германия, Грузия, Иордания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Молдавия, Польша, Словакия, США, Турция, Украина, Франция, Чехия, Япония. И самая большая доля проектов - из вузов России, практически всех, от Петербурга до Владивостока.
Формат смотра-конкурса предусматривал размещение работ на сайте для ознакомления за два месяца до самого события. При этом в течение двух недель преподавателям вузов-участников было возможно голосовать по Интернету за понравившийся проект (кроме проектов своего вуза). Таким заочным "народным" жюри из всего множества проектов был выбран один, получивший наибольшее количество голосов.
Можно особо отметить деловую неформальность в организации самого смотра: здесь не было помпезных обильных ужинов за счет неких спонсоров, бесплатных автобусов и экскурсий, никакой пыли в глаза. Фуршеты скорее напоминали обыденную семейную трапезу, потому что основным "ужинообразующим" блюдом оказывалась траиционная итальянская "паста". Но предварявшее и сопровождавшее ужин отличное итальянское вино снимало все шутки по поводу "вермишели".
Организацию смотра можно назвать безукоризненной, программу - четкой и насыщенной. Мудрость организаторов проявилась даже в том, что каждый день очередная часть программы происходила в другой части города, других зданиях. Это дало возможность за шесть дней побывать практически во всех зонах исторической Флоренции, осмотреть изнутри многие как старинные, так и современные здания, а также посетить музеи и увидеть достопримечательности, далеко не всегда лежащие на пути традиционных туристических групп. А ежедневные поездки на обычном городском транспорте, как на работу, создавали полную иллюзию включенности в жизнь города - с его школьниками, тянущими в школу свои ранцы на колесиках, с пенсионерками в норковых манто и с короткими стрижками и респектабельными пенсионерами, едущими куда-то с утра по своим пенсионерским делам ■ свернуть
|
| |