новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2008
журналы
форум издания акции
партнёры



Проектирование функциональной структуры деятельности пользователя изделий: роль в дизайне, методология
Г.М. Зараковский

Статья носит постановочный характер. В ней в предметную область дизайна вводится понятие “функциональная структура деятельности”. Технология проектирования функциональной структуры деятельности пользователя изделием (причем, любым, независимо от его сложности и предназначения) рассматривается как важнейший инструмент в эргономике и “хорошем дизайне”.

Ключевые слова: дизайн-теория, методология, эргономика, функциональная деятельность

Функциональная структура деятельности – понятие, давно известное в эргономике, но еще мало знакомое дизайнерам. Цель настоящей статьи – попытаться ввести это понятие в предметную область дизайна и показать вытекающие из него следствия, полезные для практикующих дизайнеров.

Известно деление эргономики на два направления: проектное и эксплуатационное. Первое направление тесно связано с проектной деятель-ностью дизайнеров. Но конкретное содержание вклада эргономики в эту деятельность четко не определено. Давно ведутся споры о том, что такое эргодизайн и в чем заключается дизайн-эргономическое проектирование. Но, помимо споров на теоретическом уровне, есть реальная практика совместной работы дизайнеров и эргономистов. А известный дизайнер А.А.Грашин считает, что «хороший дизайн» всегда включает в себя эргономическую составляющую. В принципе А.А.Грашин прав. Действительно, игнорирование или неграмотный учет эргономических факторов при разработке дизайнерского проекта изделия приводит довольно часто к рассогласованию эстетического (художественно-образного) и эргономического качества изделия: первое качество – высокое, а второе – низкое (но бывает, конечно, и наоборот). Под эргономическим качеством понимается качество интерфейса «человек-изделие», то есть, удобство пользования изделием, высокая результативность деятельности человека во взаимодействии с ним, безопасность, отсутствие вредных воздействий на окружающую среду. К сожалению, правота А.А.Грашина «в принципе» не означает правоту «в конкретности». Дело в том, что реальные инструменты учета эргономических факторов в проектной работе либо недостаточно разработаны, либо дизайнеры ими не владеют. Важнейшим проектным инструментом, центральным для всех других инструментов в эргономике и в «хорошем дизайне» тоже, является технология проектирования функциональной структуры деятельности пользователя изделием (причем, любым, независимо от его сложности и предназначения). Краткому изложению теоретических оснований и методологии построения этого инструмента посвящена настоящая статья.

Но, прежде всего, следует обратиться к основополагающим понятиям эргономики и дизайна с тем, чтобы в дальнейшей аргументации опираться на них .

Под эргономикой понимается научно-практическая дисциплина, предметом исследования которой являются закономерности взаимодействия человека с изделиями - средствами деятельности (пользования), предметом деятельности и окружающей средой, а целью практической работы – системное согласование анатомических, физиологических, психологических свойств человека и структуры его деятельности со свойствами всех остальных компонентов деятельности в интересах повышения ее качества.

Раскроем трактовку основных входящих в приведенное определение понятий.

Деятельность человека - процесс, направленный на достижение цели деятельности, представляющий собой организованную определенным образом последовательность ряда выполняемых человеком действий, обеспеченных в энергетическом, биохимическом и регуляторном отношениях функциями психики и физиологических систем.

Организованная определенным образом последовательность действий представляет собой структуру деятельности. Различают функциональную и морфологическую структуры деятельности.

Функциональная структура деятельности - организованная по определенной логике во времени последовательность действий, направленных на достижение цели деятельности. Эти действия могут быть разного типа по своей психологической или (и) физиологической сущности. Они могут быть внутренними действиями (совершающимися только в сфере психики) или внешне-проявляющимися (моторные акты, речь). Действия, кроме того, могут быть разной сложности, разной интенсивности или физической напряженности .

Морфологическая структура деятельности - организованная определенным образом в пространстве последовательность действий, направленных на достижение цели деятельности. В проектной практике морфологическая структура определяет геометрические параметры изделия по отношению к анатомическим и биомеханическим свойствам человека. Если изделие простое, то это – расположение органов управления и информационных элементов в составе изделия. Если изделие сложное, то это – геометрические параметры рабочего места, компоновка источников информации и органов управления.

Качество деятельности - результативность деятельности, оцениваемая по критериям достижения цели деятельности (пользования изделием по его назначению) в соотношении с величиной физиологических и психических «затрат» на выполнение деятельности.

Средство деятельности - любое изделие, техническое или (и) информационное, которое использует человек в своей деятельности (пользуется им, управляет им).

Теперь о самом важном для содержания настоящей статьи понятии: что такое проектное направление эргономики? Есть точка зрения, что это направление представляет собой эргономическое обеспечение проектирования изделия. И оно сводится к выдаче проектировщикам справочных сведений, эргономических требований и рекомендаций. При такой трактовке эргономика самостоятельного предмета проектирования не имеет. Есть и другая точка зрения: проектная эргономика – это самостоятельная область проектной работы и, следовательно, существует эргономическое проектирование. Эта точка зрения хорошо обоснована В.М. Муниповым и В.П. Зинченко [4]. И она положена в основу настоящей статьи.

Эргономическое проектирование - часть общего проектирования изделия, включающая:

распределение функций между человеком и автоматической частью изделия (если изделие представляет собой сложную машину);

распределение функций внутри группы людей (если с изделием должны взаимодействовать несколько человек);

разработку функциональной структуры деятельности человека;

определение параметров интерфейса, то есть, средств взаимодействия человека со средством деятельности и ее предметом для всех элементов функциональной структуры деятельности;

разработку морфологической структуры деятельности человека;

определение параметров окружающей среды;

разработку инструкции по выполнению деятельности (руководство пользователю);

определение базовых свойств человека (анатомических, физиологических, психологических), необходимых для освоения и последующего успешного выполнения деятельности;

разработку способов формирования требуемого качества деятельности путем мотивационно-установочных воздействий, обучения и тренировки;

разработку способов поддержания требуемого качества деятельности на необходимом уровне в течение заданного времени и при появлении дестабилизирующих условий.

Переходим к рассмотрению основополагающих понятий дизайна.

Дизайн - сфера проектно-инновационной художественно-технической деятельности, связанной с разработкой промышленных изделий и их комплексов с высокими потребительскими (социальными, функциональными, эргономическими, экологическими и др.) свойствами, а также процессов и условий их эксплуатации с целью формирования целостной, гармоничной, художественно полноценной предметно-пространственной жилой, производственной, информационно-коммуникационной и социально-культурной среды, наиболее приспособленной для жизнедеятельности человека.

Целевая направленность и методический инструментарий дизайна подробно описаны в Методике художественного конструирования, разработанной во ВНИИТЭ [5]. Понятие «конструирование» авторы методики отожествляют с понятием «дизайн-процесс», используется также термин «дизайн-деятельность» [Там же, с. 73]. Содержание этой деятельности определяется следующим образом: «…базисом собственно проектной деятельности является технологическое, морфологическое и функциональное проектирование. Специфика дизайн-деятельности, включающей в себя эти три элемента, определяется художественно-образным проектированием. Технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком, сплавлены между собой. Подчеркнем, что включение этих элементов в дизайн не подменяет специализированных форм проектирования (конструкторского, технологического и пр.)» [Там же, с. 73].

Ключевой фразой в приведенном определении дизайн-деятельности является вторая фраза. Из нее следует, что в работе дизайнеров доминирует художественно-образное проектирование. Отсюда вытекает принципиальное различие в целевой направленности и методическом инструментарии проектной деятельности эргономистов и дизайнеров. Дизайнеры ориентированы, в первую очередь, на придание изделию тех потребительских (лучше – пользовательских) свойств, которые относятся к классу социо-культурных. Эргономисты ориентированы на придание изделию свойств эргономичности, то есть, хорошей согласованности характеристик изделия с анатомическими, физиологическими и психологическими свойствами человека, что должно обеспечить высокое качество деятельности человека при взаимодействии с этим изделием. Разумеется, дизайнеры тоже стремятся придать изделию эргономические свойства, создающие удобство пользования изделием. Но эта задача решается дизайнерами на весьма обобщенном уровне, без деталировки процесса деятельности (или пользования) в виде некоторой динамической структуры, образованной из разных действий, отличающихся по психологической и физиологической сущности.

Функциональное проектирование в дизайне относится к области проектных исследований. Сущность его определяется следующим образом:

«Основная функция проектных исследований в дизайне - моделирование объекта с целью выявления естественных связей его с социально-культурной средой и человеком. …. В дизайне используются методы и художественного, и научного моделирования объектов. Например, сценарное моделирование, художественное эскизирование и макетирование - это типичные формы художественного моделирования, а эргономические модели - это формы научного моделирования. Особенность проектно-исследовательских моделей состоит в том, что они служат и средством познания объекта, и проектным изображением его» (Там же, с. 99).

Из приведенной цитаты видно, что в проектных исследованиях художественному моделированию и эргономическому моделированию отводится разная роль. Непонятно, однако, почему эта роль для эргономики называется «научным моделированием». Какова цель такого моделирования, в чем оно конкретно заключается, в методике художественного конструирования не раскрывается.

Ближе всего к тому, что мы называем проектированием функциональной структурой деятельности, относится сценарное моделирование. Этот метод используется в дизайне, как правило, для построения сценариев испытания макетов и действующих моделей. “С помощью макетов создается искусственная среда («сцена»), имитирующая реальные условия потребления данной вещи, и на этой «сцене» разыгрываются действия, позволяющие непосредственно наблюдать функционирование вещи в предметной среде” (Там же, с. 25).

Действительно, сценарное моделирование - необходимый инструмент как при проведении, испытаний макетов в процессе проектной работы, так и при проведении дизайн-эргономической экспертизы качества готовых изделий. Нами был разработан метод сценарного моделирования с эргономическим «уклоном». Он был использован для построения функциональной структуры деятельности машинистов в целях дизайн-эргономической оценки макета унифицированной кабины железнодорожных локомотивов [6]. Нет сомнения, что метод сценарного моделирования может и должен применяться и на ранних этапах проек-тирования. Например, такая работа была выполнена бригадой эргономистов и дизайнеров ВНИИТЭ и его Киевского филиала при разработке эскизного дизайн-эргономического проекта завода автомата на базе станкостроительного завода “Красный пролетарий” в Москве [7,8].

Сценарное моделирование можно рассматривать как инструмент ориентировочного, недетализированного проектирования функциональной структуры деятельности. На этом уровне рассмотрения деятельности можно в самом общем виде “расписать” действия человека при решении разных функциональных задач с использованием будущего изделия. Но для того, чтобы “функция вещи” была представлена с подробностями, необходимыми для формирования высоких эргономических свойств изделия, необходимо использовать более “тонкие” инструменты проектирования функциональной структуры деятельности. Сущность этих инструментов, вытекает из современной операционализированной теории деятельности [2,3,9]. В концентрированном виде сущность этой теории представлена в виде блок-схемы полной функциональной системы деятельности человека (рис. 1).

Полная функциональная система деятельности, по сути, представляет собой эргатическую систему, поскольку в нее входит не только человек, но и инструмент (средство деятельности), предмет деятельности и внешняя среда [2]. Часть полной функциональной системы деятельности, относящаяся собственно к человеку, включает в себя пять подсистем.

Операциональная подсистема непосредственно решает задачи деятельности, то есть, на основе доминирующего мотива у человека формируется цель, он анализирует условия, от которых может зависеть достижение цели. С учетом результата этого анализа выбирает, актуализирует соответствующую программу (навыки, использованный ранее способ, алгоритм достижения цели в аналогичных условиях). Если такого способа нет, то путем мыслительной работы формируется новый способ – программа данной конкретной деятельности. Затем принимается решение (осознанное внутреннее санкционирование о “запуске” деятельности). После этого осуществляется сам процесс деятельности с его текущей корректировкой на основе информации, поступающей по каналу обратной связи.

Подсистема адаптационно-гомеостатической регуляции функционирует аналогично, управляя физиологическими процессами на основе неосознаваемого выбора самим организмом доминирующей потребности, зависящей от характера условий деятельности. Она обеспечивает оперативное приспособление организма к этим условиям.

Подсистема энерго-пластического обеспечения (обмен веществ в организме) создает энергетическую и биохимическую основу деятельности и функционирования анатомо-физиологических систем организма и в соответствии с потребностями двух названных выше подсистем мобилизует имеющиеся в организме ресурсы.

Подсистема интегральной регуляции, во-первых, «запускает» весь процесс деятельности человека на основе доминирующей мотивации, во-вторых, обеспечивает согласованную работу всех подсистем на двух уровнях - неосознаваемом (нейрогуморальная регуляция физиологических и психофизиологических функций) и на осознанном - волевая регуляция деятельности.

Подсистема спонтанной психической активности включает в себя те процессы, которые могут протекать в сознании человека параллельно с целенаправленными процессами в операциональной подсистеме. К ним относятся возникающие иногда мысли и представления, не имеющие отношения к выполняемой в данный момент деятельности, необычные ассоциации, порожденные этой деятельностью, и т.п. Их возможное влияние на процесс достижения цели необходимо учитывать.

Приведенная на рис. 1 схема функциональной системы деятельности отражает макроструктуру деятельности. Микроструктура этой системы представляет собой более глубокую организацию операциональной подсистемы деятельности, состоящую из операций, действий, алгоритмов их реализации. На этом уровне в процессе формирования деятельностного потенциала происходит образование разных по психологическому или физиологическому содержанию операциональных структур.

На рис. 2 изображена блок-схема формирования функциональной системы деятельности, начиная с базовых психологических и физиологических процессов и образований. Из них формируются отдельные операции (т.е., единицы активности, не имеющие собственной цели), потом действия, простые и сложные (алгоритмы). Далее возникает функциональная система деятельности. Она является как бы скелетом, на который наращиваются разные действия. Каждый блок характеризуется определенными группами свойств человека и всех других компонентов полной функциональной системы деятельности системы.

Из описанных теоретических представлений вытекает методология проектирования функциональной структуры деятельности. Общая схема такого проектирования представляет собой последовательное выполнение ряда шагов.

Сначала необходимо определить перечень функций (решаемых задач), которые должен выполнять человек в составе эргатической системы (то есть, при взаимовоздействии с изделием, предметом труда и средой). После этого следует конкретизировать эти функции, представив их в виде функциональных структур деятельности.

Процесс выполнения действий по достижению определенной трудовой цели (пользования изделием) в заданных условиях можно описать схемами алгоритмов. Алгоритмическая запись позволяет наглядно представить логическую организацию информационного материала и действий в виде последова-тельности операторов и логических условий [10,13].

При проектировании новых видов деятельности вначале необходимо разработать «абстрактную» (не связанную с конкретными средствами получения информации и органами управления) функциональную структуру деятельности. Проектирование такой структуры позволяет выявить необходимый состав и вид элементов индикации и управления, а также состав необходимых для решения задач знаний, умений и навыков человека.

Методика и примеры разработки функциональных структур деятельности на уровне более глубоком, чем сценарное моделирование, подробно изложены в ряде изданий [2,3,9,11,12,13].

Целесообразно использовать следующий порядок работы:

1. Составить перечень-таблицу решаемых человеком задач, условий их решения, временных и точностных ограничений, возможных источников информации, способов решения задач, средств воздействия на управляемый объект и других параметров функционирования эргатической системы, которые необходимо учитывать при решении задач.

2. Составить таблицы действий, из которых образуются функциональные структуры деятельности, необходимые для решения задач, выделить операторы, логические условия и дать их технологическое и психолого-физиологическое описание.

3. Представить функциональные структуры деятельности в виде таблиц, блок-схем или граф-схем. Пример составления использования таблиц (применительно к задаче «Включение и проверка рабочего места оператора») приведен в Руководстве ВНИИТЭ [11]. Примеры использования развернутых блок-схем (применительно к проектированию рабочих мест специалистов цементного производства) имеются в миографии А.И.Галактионова [12]. Граф-схемы целесообразно разрабатывать в форме партитурных записей. Такие записи представляют собой многоосевую развертку процесса деятельности во времени. На осях отражаются разные по своей типологии действия, которые могут осуществляться не только последовательно, но и параллельно (например, действия восприятия информации, совмещенные с моторными действиями). Пример такого представления функциональных структур деятельности описан примени-тельно к проектированию одной из авиационных бортовых навигационных систем [13].

4. На основе выбранных вариантов функциональных систем деятель-ности для решения разных задач уточняется состав отдельных элементов деятельности (действий разного типа, операций, оперативных единиц информации).

5. После этого, опираясь на известные психологические и физиологические закономерности выполнения разных действий и деятельности в целом, а также нормативные требования, разрабатывается проект параметров интерфейса, то есть, определяется состав, логическая и пространственно-временная организация необходимой для человека информации и органов управления, коды сигналов и т. п.

Большинство эргономических рекомендаций к интерфейсу можно представить в виде ряда принципов:

1. Объектные принципы, относящиеся к составу и виду «материала» интерфейса, то есть, к «языку» взаимодействия человека с изделием:

соответствие состава информационной модели решаемой человеком задачи и каждому отдельному действию в функциональной структуре деятельности;

адекватность вида информационных средств выполнений действий представлениям и привычкам, специфическим для человека определенной культуры;

интеграция элементов информационной модели и органов управления в оперативные единицы информации (то есть, в комплексы, соответствующие потребностям конкретных действий);

учет анатомических, психологических, биомеханических ограничений человека (например, силовых возможностей, объема оперативной памяти, психофизических параметров органов чувств).

2. Алгоритмические принципы, относящиеся к функциональной структуре деятельности в целом:

организация внимания в соответствии с рациональной логической и временной структурой выполнения действий;

автоматизация стандартно выполняемых действий;

обеспечение прогнозирования результатов действий;

обеспечение своевременной и надежной обратной связи;

пространственная организация выполнения действий на основе данных динамической антропометрии и биомеханики.

3. Общесистемные принципы, относящиеся к эргатической системе в целом:

учет влияния на процесс и элементы деятельности внешних (например, экологических) и внутренних (например, обусловленных гиперстрессовым состоянием человека) условий деятельности;

учет технических, экономических, культурологических и других возможностей и ограничений;

Разработанный проект функциональной структуры деятельности и всех влияющих на нее условий должен быть оценен расчетно-аналитическими методами. Основными методами являются операционально-психофизиологический и системно-структурный [13,15]. С их помощью можно рассчитать ориентировочные значения затрат времени на решение задачи, безошибочности деятельности и точности решения.

В связи с тем, что теоретическое построение структур деятельности не всегда может быть достаточно точным, желательно проводить экспери-ментальную оценку этих структур на динамической модели изделия или его отдельных фрагментов. Наиболее отработана методика такой оценки в авиастроении [16].

Итогом выполнения всех перечисленных работ должно быть:

во-первых, оформление дизайн-эргономического проекта функцио-нальной структуры деятельности и всех параметров интерфейса изделия (информационных средств, органов управления, рабочего места или рабочей зоны), обеспечивающих реализацию функциональной структуры деятельности во всех условиях использования изделия;

во-вторых, разработка инструкции пользователю изделия, которая представляет собой, по существу, описание функциональной структуры деятельности в форме, понятной даже «неквалифицированному» пользователю.

Настоящая статья – статья постановочного типа. Содержащаяся в ней информация, естественно, не может служить непосредственным руководством для практики. Статья написана с целью привлечения внимания специалистов по «человеческому фактору» (будь то дизайнеры, эргономисты, инженерные психологи или любые думающие инженеры и менеджеры) к задаче грамотного проектирования функциональной структуры деятельности пользователя изделия (или технической системы любой сложности). Задача эта крайне важна и решение ее является обязательным при создании любых изделий, с которыми имеет дело человек (будь то пользование простейшими бытовыми изделиями, управление сложными техническими системами, обслуживание их, транспортировка или утилизация). Имеется много примеров, когда из-за плохой продуманности функций человека, взаимодействующего с изделием, возникают ошибки, в том числе, приводящие к катастрофическим последствиям.

Проектирование функциональной структуры деятельности может быть выполнено с разной степенью детализации и с применением разных методов. Как минимум, надо провести «сценарное моделирование деятельности», то есть проиграть виртуально весь порядок действий пользователя в различных, предусмотренных для изделия ситуациях. Но проектирование таким методом может быть лишь ориентировочным, не исключающим серьезных ошибок в обеспечении высокого качества деятельности.

Для создания действительно высокоэргономичных изделий необходимо овладеть методологией, описанной в статье, и названными методами. К сожалению, эти методы опубликованы «россыпью» в разных изданиях. Но при большом желании до них можно добраться.

Методы проектирования функциональной структуры деятельности на уровне более глубоком и более содержательном, чем сценарное моделирование, весьма сложны. Их применение не может быть формальным. Специалист, использующий их, должен понимать психологические и физиологические закономерности деятельности, знать закономерности функционирования эргатических систем в целом. Он должен уметь вникнуть в детали взаимодействия человека с конкретным видом изделий, понять не только предметно-пространственную сущность такого взаимодействия, но и сущность психологическую. К сожалению, дизайнеров, обладающих названными качествами немного. Их просто не учат этому.

Сейчас Министерство образования и науки Российской Федерации приступило к обновлению большинства образовательных стандартов. Было бы полезно усилить стандарт подготовки дизайнеров эргономической составляющей в том аспекте, который изложен в настоящей статье. При этом можно учесть некоторые положения действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 220101 «эргономика» [17]. А пока следовало бы делать «хороший дизайн» дизайнерами совместно с эргономистами, владеющими методами проектирования функциональных структур деятельности ■

Зараковский Г.М.

доктор психологических наук, профессор ВНИИТЭ

ЛИТЕРАТУРА

1. Качество жизни. Краткий словарь. – М.: ВНИИТЭ, 2007.

2. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. – М.: Радио и связь, 1987.

3. Bedny G., Karwowski W. A Systemic-structural Theory of Activity: Applications to Human Performance and Work Design. Boca Raton, London, New York, 2007.

4. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник – М.: Логос, 2001.

5. Методика художественного конструирования. Второе изд. / Под ред. Ю.Б. Соловьева и др. – М.: ВНИИТЭ, 1983.

6. Гринев Г.Н., Зараковский Г.М. «Сценарная методика» экспертизы дизайн-эргономических решений на ранних стадиях проектирования // Техника, экономика. Межотраслевой научно-технический сборник ВИМИ. Серия «Эргономика». Вып. 3. - М.: ВИМИ, 1991. – С. 42-46.

7. Зараковский Г.М. Дизайн-эргономическое проектирование гибких автоматизированных заводов в машиностроении /Социальная ориентация научно-технического прогресса. – М.: ВНИИТЭ, 1989. – С. 13-15.

8. Зараковский Г.М., Свирко В.А., Толошный А.Д. Эргодизайн автоматизированных заводов в машиностроении / Научно-методические основы разработки и создания автоматизированных заводов. Сб. научн. тр. под ред. О.И. Аверьянова и Б.И. Черпакова. – М.: ЭНИМС, 1989.– с. 65 – 77.

9. Zarakovsky G. The concept of theoretical evaluation of operator’s performance derived from activity theory // Theoretical Issues in Ergonomics Science. – 2004. – Vol. 5, № 4. – P. 313-337

10. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М.: Наука, 1966.

11. Требования к структуре и алгоритму деятельности человека-оператора. - Раздел 3.1 в кн.: Руководство по эргономическому обеспечению разработки техники. Часть 1. Общие эргономические требования. / Под ред. В.М. Мунипова и др.– М.: ВНИИТЭ, 1979.

12. Галактионов А.И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП. – М.: Энергия, 1978.

13. Зараковский Г.М., Гальперин М.И., Петров В.П. Операционно-психофизиологический метод оценки загрузки человека-оператора. -Глава 15 в кн. Авиационные цифровые системы контроля и управления /Под ред. В.А.Мясникова, В.П.Петрова. – Л.: Машиностроение (Ленингр. отделение), 1976.

14. Хранилов В.П. Оценка интерактивного информационного поля WEB-сайта по структурным эргономическим характеристикам алгоритмов его обзора // Хранилов В.П., Шестакова И.В. КОГРАФ 2003-2005: Материалы Межд. конф. /НГТУ.- Н.Новгород, 2006. С.131-134.

15. Губинский А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. – Л.: Наука, 1982.

16. Доброленский Ю.П., Завалова Н.Д., Пономаренко В.А, Туваев В.А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. – М.: Машиностроение, 1975.

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального обучения. Специальность 220101 «эргономика». Утвержден 23 декабря 2005 г. Регистрационный № 756 тех/сп.

Яндекс.Метрика