новости
анонс текущий номер архив форум |
о журнале
главный редактор представители авторы распространение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
графдизайн
Золотая блохаВ. Сумароков |
открыть в новом окне
читать дальше
Кажется, что совсем недавно мы готовились к проведению небольшой городской выставки товарных знаков, ломали голову над ее названием, клеили планшеты и совсем не помышляли о том, что это было началом большого дела. Тульский выставочный проект, именуемый «Золотой Блохой» разросся до Всероссийского масштаба, был удостоен первой премии на выставке «Модулор» в Санкт-Петербурге, стал лауреатом Национальной премии в области дизайна «Виктория» и уверенно вошел в кагорту ведущих дизайнерских конкурсов России. За семь лет в выставках приняли участие около 850 дизайнеров из 70 городов России, представив на конкурс более 7000 товарных знаков. «Золотая Блоха» стала путевкой в жизнь для большого количества студентов, выбравших для себя профессию дизайнера. Она же дала возможность сотням профессиональных дизайнеров осуществить публикацию своих работ (принятых или отвергнутых заказчиками) для закрепления за собой авторского права на созданные товарные знаки. Мы, как организаторы, с каждым годом стараемся совершенствовать процесс выявления лучших работ, привлекая к судейству авторитетнейших специалистов в области знаковой графики. В этом году в жюри вошли 23 специалиста из 17 регионов России. Назову лишь некоторые имена: Юрий Назаров – Президент Союза дизайнеров России, Член-корреспондент Российской Академии Художеств, профессор, ректор Национального Института Дизайна, доктор искусствоведения; Аркадий Троянкер – Академик Академии графического дизайна, член Союза художников и Союза журналистов России; Игорь Смиренный – вице-президент Европейского института упаковки, главный редактор журнала «Тара и упаковка»; Вячеслав Черняховский – Советник Президента Российской академии рекламы, член Совета Ассоциации коммуникационных агентств России. Последние годы конкурс состоит из нескольких отборочных этапов, каждый из которых “отсеивает” неконкурентоспособные знаки, формируя следующую коллекцию из лучших. Так в этом году “Золотая Блоха” начала свой сезон в Туле, где были представлены все присланные на конкурс работы (2002 товарных знака 272 дизайнеров из 42 регионов), далее она отправилась в Могилев, затем в Омск и Нижний Новгорорд. А вот финальный этап в этом году принимал Белгород, где в стенах Государственного института культуры и искусств развернулась грандиозная экспозиция лучших товарных знаков 2006 года. После завершения конкурса работы формируют выставочный фонд и экспонируются на передвижных выставках. В экспозиции выставки представлены только товарные знаки, фирменные стили, шрифтовые и рекламные композиции, содержащие изображения товарных знаков на выставке не экспонируются. Все выставочные модули разделены на пять групп: обзор лучших конкурсных работ и знаков-победителей каждого года; конкурсные работы текущего года, прошедшие отборочный этап; подборки товарных знаков, сформированные по географическому или тематическому принципу; авторские планшеты ведущих дизайнеров, представляющих различные регионы; планшеты-фотоотчеты о прошедших мероприятиях. Выставочные мероприятия сопровождаются проведением семинаров по вопросам проектирования товарных знаков, защите авторских прав, продвижению разработанных торговых марок, с приглашением ведущих специалистов этих областей деятельности. Семинары интересны профессиональным дизайнерам, журналистам, педагогам и людям, интересующимся вопросами промышленной графики и рекламы. Для студентов высших и средних учебных заведений, готовящих дизайнеров-графиков, проводятся специализированные мастер-классы по теме “Методика проектирования товарных знаков” с демонстрацией графических материалов и их электронных версий. За семь лет «Золотая Блоха» побывала в 20 городах России, в Белорусии и Украине. Ее ретроспективные выставки были организованы в шести городах США. Никакая статистика не сможет подсчитать количество зрителей, увидевших работы участников проекта. Однако, с уверенностью можно сказать, что представленные работы, порой делали имя своим авторам, привлекая внимание к их творчеству и формируя пакет заказов. Успех проекта очевиден – у “Золотой Блохи” появились друзья и партнеры, многие авторитетные издания стали информационными спонсорами выставки. Несколько городов (Набережные Челны, Калуга, Тверь, Оренбург, Владивосток, Челябинск, Сочи) сделали официальные заявки на проведение конкурсных этапов и ретроспективных выставок 2007 года. Готовится к изданию книга “Дизайнеры “Золотой Блохи”, где своими товарными знаками будут представлены ведущие российские дизайнеры, когда-либо принимавшие участие в проекте. а также будут опубликованы их суждения о товарных знаках вобще и о об их проектировании в часности. Проект 2006 года завершен, а это означает, что дан старт “Золотой Блохе-2007”! ■ свернуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
графдизайн
Дизайнер не должен быть разгильдяем!или 500 знаков Виктора СумароковаВ. Сумароков |
– В художественных кругах ходят разговоры о Вашем спортивном прошлом. Как удавалось сочетать учебу в художественном училище и игру в хоккей? Действительно, с 1986 по 1991 годы довольно успешно выступал за хоккейный клуб «Станкостроитель» из Рязани, играл в чемпионате СССР, стал мастером спорта. Спорт позволял выплеснуть накопившуюся энергию, получить эмоциональный заряд, который потом перекочевывал на бумагу. До сих пор считаю, что профессиональный дизайн сродни профессиональному хоккею: необходимо иметь высокое индивидуальное мастерство и в то же время уметь работать в команде, нужно постоянно принимать неординарные решения и мыслить на ход вперед, важно стремиться к лидерству, а когда надо – держать удар. Дизайнер, как и хоккеист, должен всегда находиться в хорошей форме, независимо от уровня турнира или размера заказа. Замечу, что ни тренеры, ни педагоги-художники никогда не делали скидок, полагая, что их ученик должен всецело отдавать себя профессии. – Вернемся к дизайну. Можете точно сказать, сколько товарных знаков разработали и помните ли первый? Точного количества разработанных знаков назвать не могу. До последнего момента считал, что их около четырехсот, но когда начал работу над учебником по графическому дизайну и поднял архивы, их число переавлило за пять сотен! Первым образцом знаковой графики была учебная работа по стилизации. Я выбрал образ черепахи, едущей на роликовых коньках, который применил в рекламном плакате Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Было сделано 132 эскиза. Цифра точная, так как сохранился альбом с черновиками. А первой коммерческой разработкой стал знак Богучаровского плодовощхоза. На волнах перестройки в колхозах образовывались кооперативы, которым необходимо было идентифицировать свою продукцию, но за их спиной, кроме желания заработать, были только остановившиеся конвейеры и развалившиеся ящики. Это и нашло отражение в знаке: банка в ящике с обратной перспективой. – Среди такого количества знаков есть любимые? Знак как ребенок: рождается, получает имя, затем, развиваясь, требует заботы и охраны. Нелюбимых детей у порядочных родителей не бывает. У каждого знака своя история, среди которых есть весьма занимательные. Интересно сложилась судьба знака молочного предприятия совхоза «Красная Заря», где доярка-передовик обнимает корову. Заказчику знак понравился, а вот заезжие маркетологи, отрабатывая свой хлеб, отговорили его от приема работы: «…красное вымя коровы говорит о заболевании животного. Это повлияет на сбыт молока…» А на самом деле это не вымя, а солнце – совхоз-то назывался «Красная Заря»! Знак Европейской ассоциации журналистов-экологов – сложенная из мятой газеты рыба – удостоен 12 наград российских и зарубежных конкурсов. Заказчики его приняли единогласно, хотя их было четыре и располагались они на территории трех государств: Союз журналистов России, международная экологическая организация «Зеленый Крест», Ассоциация независимых журналистов Чехии и Австрийский банк «Creditanstalt». – Судя по всему, Вы параллельно работаете над несколькими знаками, и при дефиците времени риск «холостой» работы нужно свести к минимуму. Поделитесь профессиональными секретами, каким образом удается найти общий язык с заказчиком, сколько эскизов делаете? Разработку товарных знаков поставить на поток невозможно – процесс творческий. Обычно дизайнеры показывают заказчику три принципиальных варианта знака, требуя за дополнительные разработки дополнительные гонорары. Кто-то показывает один эскиз, убеждая заказчика в том, что нашел единственно верное решение. У меня нет универсальной схемы, все индивидуально: иногда делается десяток вариантов, а заказчик не удовлетворен, но бывают и 100% попадания с первого эскиза. Прошу заказчика ответить на вопросы брифа. В случае честного ответа, анализирую их и составляю достаточно полное и правильное представление о клиенте. Бриф содержит самые разные вопросы – от анализа работы конкурентов до указания лица, принимающего окончательное решение по утверждению знака. Если последнее слово за трудовым колективом, где считаются с мнением уборщицы или Советом директоров, состоящим из 23 человек, то цена за разработку увеличивается в несколько раз. Личо мне такой бриф необходим, так как с некоторыми клиентами общаюсь только виртуально, в силу их географической удаленности. Для себя разработал таблицу, в которую можно засистематизировать любой товарный знак. По вертикали в ней расположены раскрываемые аспекты, а по горизонтали – расставляемые акценты. Анализ брифа позволяет провести в таблице вектора от соответствующих аспектов и акцентов. На их пересечении лежит искомое направление эскизирования. Работа по этой схеме позволяет параллельно делать несколько знаков. В среднем на знак уходит от 3 до 5 недель, причем в итоге заказчик получает еще и рекомендации по фирменному стилю, так как мне небезразлична дальнейшая «жизнь» созданного детища. Дополнительные деньги за это не берутся. Корпоративный стиль может быть заказан у другого дизайнера, но я в любом случае предлагаю свою концепцию. Это мой «фирменный стиль» работы с клиентом. – Ваше отношение к тендерам? Тендеры меня не интересуют из-за отсутствия времени и достаточного количества заказчиков. Соглашусь на участие, только в случае его оплаты, помимо призовых бонусов, и гарантий освещения окончательных результатов. Хотя с тендером была связана разработка эмблемы этапа Кубка мира по лыжным гонкам «Удмуртская лыжня», проводимого ежегодно в Ижевске. Занимаясь разработкой знака компании «СКС – стройкомплектсистемы», случайно, в перевернутом карандашном эскизе увидел элемент национального удмуртского орнамента. Дальше – дело техники: сканирование, векторизация, отправка по электронной почте. Через два дня раздался звонок от организаторов тендера с вопросом: «Куда перечислять гонорар за победу?» – Судя по знакам, география расположения Ваших заказчиков широкая. Расскажите о наиболее интересных. По России от Сочи до Красноярска! Но самым неожиданным заказом была разработка логотипа газеты «Хальмг Yнн» («Калмыцкая правда»), хотя изначально стояла задача только редизайна газетного макета и схемы верстки. Макет главной газеты республики утверждался лично Президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым и требовал новой «шапки». Наш дизайн ему понравился, и мы получили заказ на разработку макетов и логотипов всех печатных СМИ Калмыкии. За девять с половиной недель было создано 12, по сути новых, газет и 3 журнала, треть из которых были на национальном языке. При верстке пришлось устанавливать калмыцкий Windows! (шутка). Эту работу я делал в соавторстве с тульским дизайнером Игорем Шмунём. – Как обстоят дела с регистрацией Ваших разработок? Около трети моих знаков прошли государственную регистрацию. Сотрудничаю с патентным поверенным Владимиром Ивановичем Курчаковым, кстати, членом Союза дизайнеров России. За 15 лет работы не было ни одного отказа в регистрации – это итог сотрудничества профессионалов разных областей.
– Какой вопрос Вам чаще всего задают как дизайнеру? С чего начинается работа над товарным знаком? – И какой получают ответ? С получения аванса. – Известно, что вы преподаете на кафедре дизайна в госуниверситете и в детской художественной школе, возглавляете Союз дизайнеров и ведете всероссийский выставочный проект, являетесь практикующим дизайнером и весьма преуспевающим карикатуристом. Когда Сумароков отдыхает? Добавьте сюда еще восемь лекций по методике проектирования товарных знаков, прочитанных в Смоленске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Липецке, Калуге, Санкт-Петербурге в сентябре-октябре этого года! Если кто-то хочет связаться со мной, то звонит на мобильный: 8-910-941-41-32, потому, что застать меня дома трудно. На самом деле все зависит от самоорганизации и профессиональном занятии любимым делом, когда хобби и работа становятся неделимыми. Соблюдая порядок во всем и постоянно ужесточая требования к себе можно успеть добиться многого, ведь дизайнер не может быть разгильдяем! – Теперь вопрос к вам, как к председателю Тульского отделения Союза дизайнеров России. Каким видится будущее Союза? Как известно, в России сейчас два крупных дизайнерских объединения: наш «Союз Дизайнеров России» и Международная ассоциация «Союз дизайнеров». У каждого есть свои положительные стороны и, безусловно, такие составляющие, от которых необходимо отказываться. И чем быстрее, тем будет лучше для дизайна в стране. На мой взгляд, дизайн сегодня – это не столько творчество, сколько технологии. Технологии поиска оптимального решения проектной задачи. Методики этих решений давно придуманы и опробованы нашими учителями, мы их только совершенствуем, причем независимо от того, в каком творческом союзе состоим. Думаю, что для рядовых практикующих дизайнеров, имеющих заказы, деньги и желание творить, по большому счету все-равно, где лежит его учетная карточка. Для него главное - быть причастным к одному большому делу: созидать на благо людей и поднимать уровень родного Российского дизайна, формируя своими работами его лучшие коллекции. Наверное, именно сейчас приходит время молодых, к которым я отношу и себя. Уже наработаны определенные связи, расширяются созданные нами творческие проекты, собраны сильные профессиональные команды. Власть и бизнес воспринимают нас как самодостаточную дееспособную единицу, способную решать серьезные задачи. При поддержке наших учителей, имеющих колоссальный авторитет, опыт и, пока еще, силы, мы со своей энергией и профессиональной подготовкой, добьемся положительного результата в деле формирования дизайна на качественно новом уровне. Этот творческо-организационный тандем обречен на успех. В международной ассоциации «Союз дизайнеров» осенью этого года на должность вицепрезидента, отвечающего за работу с регионами, избран 36-летний нижегородец Александр Казарин. На мой взгляд, это очень правильный шаг. Смена поколений должна проходить мягко, с учетом существующих наработок и достижений. Я бы даже сказал «под присмотром старших». И здесь необходимо отметить положительный шаг нашего «Союза Дизайнеров России» по созданию Сената, органа, способного корректировать шаги нового или обновленного руководства Союза. Я оптимистично смотрю в будущее и уверен в том, что Российский дизайн способен дать миру новых Татлиных, Кандинских, Соловьевых, Вороновых, с которыми в дальнейшем будут связывать эпоху «ренессанса» Российского дизайна. свернуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
графика
Золотая блохаВ. Сумароков |
история одного общероссийского форума Каждый регион, каждый город имеет свой исторически сложившийся образ, отличительную особенность или своего рода талисман, которым гордятся его жители и возводят в разряд брэнда местные рекламисты. Для Тулы такими брэндами являются пряники, самовары, оружие и легендарный мастер Левша. А где Левша, там и блоха, которую он подковал. Но не каждый провинциальный город может похвастаться проведением ежегодного общероссийского форума с приездом столичных знаменитостей и привлечением к себе внимания пары сотен людей со всех уголков страны, объединенных общим делом — созданием товарных знаков. Товарный знак похож на блоху, которую сложно рассмотреть, но легко ощутить. Он же подобен «мушке» на щеке женщины, придающей ей пикантность и индивидуальность. По старому преданию, тульский умелец Левша сумел подковать блоху, завоевав признание и уважение. Его потомки научились завоевывать признание, создавая «блох», и вызывать уважение, получая за эту работу хорошие гонорары. В декабре 2000 года в Туле прошел второй фестиваль рекламных технологий, полиграфии и дизайна «Живая реклама», в рамках которого состоялась первая региональная выставка товарных знаков «Золотая Блоха». На ней было представлено 285 образцов знаковой графики, созданных 55 дизайнерами из Тулы, Орла, Рязани, Калуги, Белгорода, Обнинска и Новомосковска. Целью этой акции было самопознание и самоидентификация авторов работ. «Только демонстрируя свои произведения, обмениваясь мнениями, мы можем определить место своего творчества в сложном, быстротечном и непонятном мире времени. Другого способа определения профессиональных достижений пока не существует. Выставка показала, что дизайнеры стали общностью, с которой нельзя не считаться. Созданные ими знаки существенно повышают рыночную стоимость и конкурентоспособность товаров и услуг заказчиков. Но не хочется все измерять деньгами, и именно поэтому главный итог выставки — сильный креатив, показавший, что в регионах работают способные и перспективные дизайнеры, которые являются важной составляющей всего рекламного процесса в России», — сказал председатель жюри, Президент Союза Дизайнеров России Юрии Назаров на награждении победителей выставки. Первым обладателем Гран-при «Золотой Блохи», по единодушному мнению жюри, стал тульский дизайнер Виктор Сумароков со знаком Европейской Ассоциации журналистов-экологов. Однако, по Положению выставки, обладатель Гран-при автоматически включается в состав жюри следующего года и имеет право демонстрировать свои работы на всех последующих выставках только на внеконкурсной основе. Золотая Блоха была присуждена логотипу тульской типографии «Шар», разработанному ее директором Игорем Золотовым. Серебряная Блоха досталась Рязанскому художественному училищу и ее преподавателю Вячеславу Дементьеву, разработавшему знак Рязанского родильного дома, и обнинскому дизайнеру-педагогу Андрею Романову за знак Российского славянского университета. Две Бронзовые Блохи отправились в Белгород за знак ОАО «Белгородэнерго» (автор — Владимир Гамурак) и Рязань за знак Липецкого тракторного завода (автор — Олег Алексейкин), третья же осталась на исторической родине, доставшись студентке Тульского госуниверситета Анастасии Гречихиной, разработавшей знак туристического агентства «Турне». В декабре 2001 года в «Золотой Блохе» приняли участие 57 дизайнеров из Барнаула, Белгорода, Екатеринбурга, Калуги, Липецка, Обнинска, Орла, Рязани, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы, Тюмени, Чебоксар и Ярославля. Они представили на суд зрителей и экспертов 480 товарных знаков и логотипов. «Золотая Блоха» приобрела статус межрегиональной выставки. На ней многие дизайнеры решили из зрителей перевоплотиться в участников и показать широкой общественности свои знаки и логотипы, открыв новые имена и вызвав «на бис» героев прошлого фестиваля. Жюри возглавил член Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России, Сергей Серов, а обладателем Гран-при стал дизайнер из Санкт-Петербурга Василий Шишкин с концептуальным образом международной выставки графического дизайна «Знак». Золотую Блоху получил екатеринбуржец Денис Абрамов за знак конкурса РН-проектов «Белое крыло». Серебряную Блоху поделили дизайнеры Дмитрий Трофимов (Барнаул) и Валерий Курочкин (Екатеринбург). Первый разработал знак студии интерьера, второй — знак Уральской архитектурно-художественной академии. Бронзовые Блохи достались калужанину Антону Ляпичеву (знак компании «Калуга ТИСИЗ»), ярославцу Алексею Гаврилову (знак гостиницы «Юбилейная») и туляку Владимиру Пурцену (знак торгового дома «Химволокно»). После завершения конкурса работы сформировали выставочный фонд и стали экспонироваться на передвижных выставках, первую из которых приняло в мае 2002 года в своих стенах Рязанское художественное училище при непосредственном участии его директора Василия Колдина и председателя Рязанской организации Союза дизайнеров России Олега Алексей-кина. В том же году состоялись выставки в Санкт-Петербурге и Обнинске. 14 февраля 2003 года XXXII Совет Союза дизайнеров России, проходивший в Санкт-Петербурге, присвоил «Золотой Блохе» статус Всероссийской выставки и в последние дни зимы, 26-28 февраля 2003 года, Тульская организация Союза дизайнеров России провела третью, теперь уже Всероссийскую, выставку-конкурс товарных знаков. 119 дизайнеров из 23 городов экспонировали 868 знаков, причем впервые в конкурсе приняли участие столичные дизайнеры, заявившись на выставку десятью авторами. Гран-при получил известный московский дизайнер Эркен Кагаров за знак всемирной выставки «ЭКСПО», проводимой в 2010 году в Москве. Золотая Блоха также отправилась в столицу вместе с автором знака Всероссийской переписи населения Татьяной Самохиной, а вот обе Серебряных остались в Туле у Татьяны Лещевой за знак «Кино-кафе» и у Елены Сумароковой за знак европейской журналистской премии за принципиальность «Unfainting Ring». Бронзовые Блохи также не уехали далеко от организаторов, попав к молодому новомосковскому дизайнеру Нариману Садардинову (знак торгового центра «Московский»), москвичу Александру Коршунову (знак очистного оборудования «Фильтрмедиа») и студентке кафедры дизайна Тульского государственного университета Екатерине Расторгуевой за авторский знак. По окончании выставки многие журналисты написали в своих материалах: «...до «ЭКСПО» еще далеко, перепись уже прошла, а их графические образы живут своей, самостоятельной и интересной жизнью...» Примечательно и то, что награды победителям вручал Николай Алдунин — мастер-оружейник, «современный Левша», подковавший блоху. 2003 год был объявлен ООН годом дизайна, а столицей российского дизайна были выбраны Чебоксары. Именно там в течение всего года открывались крупные всероссийские выставки и дизайн-форумы. Исключением не стала и «Золотая Блоха», впервые покинув родную Тулу для проведения финала конкурса, переместившись на берега Волги, в столицу гостеприимной Чувашии. Жюри IV выставки возглавили Президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров, Советник полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу, профессор-искусствовед Вячеслав Глазычев и председатель Союза дизайнеров Чувашской Республики Александр Астраханцев. 126 дизайнеров из 37 городов представили 927 работ. Гран-при четвертой выставки получил Игорь Сахаров из Москвы за знак Союза дизайнеров России. Туляк Антон Гилев, кстати, студент Тульского госуниверситета, был награжден Золотой Блохой за знак казино «Семь чудес». Питерцы Андрей Амбросович и Никита Герасимов, сделавшие знак издательства «Детство-пресс», а также Олег Панов из Омска, автор знака Центра репродукции человека, были удостоены второго места и награждены, соответственно, Серебряной Блохой, Артур Спивак из Кургана (знак городской почты), Стае Надгольный из Калининграда (знак Атлантрыбфлота) и Елена Путилова из Набережных Челнов (знак «Татнефтедобыча») получили Бронзовых Блох, ценность которых также велика, так как их работы были отмечены среди тысячи товарных знаков. Но не только «Блоха» раздавала призы. В Чебоксарах тульский выставочный проект был отмечен дипломом Союза дизайнеров России. Успех этого проекта очевиден. За пять лет у Тульской организации Союза дизайнеров России — автора «Золотой Блохи» — появились друзья и партнеры. Это Ассоциация тульских рекламных агентств, издательство и типография «Власта». выпускавшая все официальные каталоги выставок. Тульский международный бизнес-центр, в чьих стенах размещается выставочная экспозиция, еженедельник «Тульский курьер» — официальный информационный спонсор проекта. Осень 2003 года выдалась выставочной для «Золотой Блохи». Покинув стены Чувашского художественного музея, выставочная экспозиция, состоящая более чем из 200 планшетов, трансформировалась до размера трех квадратных метров и в таком виде отправилась на Международную биеннале «МОДУЛОР-2003», проходившую в Санкт-Петербурге в Государственном этнографическом музее. Авторитетное жюри по достоинству оценило эстетические и коммуникативные возможности «Блохи», наградив ее сразу двумя дипломами высшей пробы в номинации «Фирменный стиль» и как абсолютно лучшую работу в области графического дизайна. Уже через две недели «Золотая Блоха» развернула свою экспозицию в здании Манежа на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге на ежегодной выставке графического дизайна «Знак». Петербургские дизайнеры были весьма удивлены, так как тульская выставка предстала опять в новом обличий. Как обыватели, интересующиеся графическим дизайном, так и профессионалы открыли для себя новые грани «Блохи». Так, если на «МОДУЛОРЕ» акцент был сделан на стилистику оформления и подачи товарных знаков, то на «Знаке» «Блоха» персонально представляла некоторых своих авторов. Еще через три недели Тульская выставка товарных знаков делилась своим творческим достоянием в стенах Центрального Дома художников в Москве в рамках выставки «Дизайн-2003». На этот раз ее концепция заключалась в следующем -представить широкой столичной общественности и графическому бомонду регионально-периферийные дизайнерские наработки, которые, по меньшей мере, не уступали столичным, а иногда превосходили их по своей содержательности и оригинальности. Формула разработки товарного знака проста: креатив, помноженный на профессионализм, а финансовые вливания на стадии творческого проектирования не являются главенствующим показателем на этом этапе (чего нельзя сказать о следующей жизненной стадии товарного знака - этапе «раскрутки» и выведения на рынок). Несостоятелен разговор о том, что московские цены на разработку знака в корне отличаются от цен тульских или, например, барнаульских. Сетовать на это - удел слабых полупрофессиональных дизайнеров, для которых создание знаков не является основной деятельностью. Заказчик оценивает уровень креатива в работе, а не считает километры, удаляющие Урюпинск от столицы. Существует огромное количество примеров, когда столичные мегабрэнды создавались провинциальными дизайнерами по московским ценам. В 2004 году «Золотая Блоха» отмечала свой первый маленький юбилей - ей исполнилось пять лет. За эти годы около тысячи дизайнеров приняли участие в ее конкурсе, а сама выставка побывала в пятнадцати городах России. Пятая «Блоха» проходила в два этапа, собрав рекордное количество знаков - 3002, созданными 157 дизайнерами из 32 регионов. Первый этап прошел в Туле с 11 по 20 декабря. Экспозицию приняла Тульская детская художественная школа имени В. Д. Поленова (директор Виктор Добрынин), обладающая большими выставочными площадями. На этом этапе экспонировались все присланные на конкурс работы. Редкий город может похвастаться такой плотностью товарных знаков на квадратный метр, ведь, помимо 3000 конкурсных работ, в холлах ТДХШ разместилась еще и ретроспективная экспозиция, рассказывающая об истории проекта. Впервые на внеконкурсной основе на выставке экспонировались работы 8 дизайнеров-графиков из США. Особый интерес вызвали работы мэтров американского графического дизайна Джима Паркинсона (автора фирменного стиля газет «Нью-Йорк Тайме», «Вашингтон Пост», дизайнера музыкальных альбомов группы «Роллинг Стоунз») и Дэвида Ланса Гойнса. Выставку посетили около 3000 человек. Второй, финальный этап уже по традиции принимала Москва. Центральный Дом художника вновь пригласил «Блоху» на выставку «Дизайн-2004», на которой в свою очередь подводились творческие итоги российского дизайнерского года. «Золотая Блоха» привезла в столицу 50 лучших работ, отмеченных жюри в Туле. Именно они должны были выявить победителей. Жюри конкурса состояло из 21 специалиста в области дизайна, рекламы, искусствоведения, правоведения, представляющих 9 регионов России, а возглавил его Президент Союза дизайнеров России, ректор национального института дизайна, профессор Юрий Владимирович Назаров. В жюри также вошли: Аркадий Троянкер, член Союза художников и Союза журналистов России, академик Академии графического дизайна, Иван Порто, вице-президент Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ, Владимир Рунге, вице-президент международной ассоциации «Союз дизайнеров», заслуженный деятель искусств РФ, Вячеслав Черняховский, академик Российской академии рекламы, член Совета Ассоциации коммуникационных агентств России, Юрий Менчиц, зам. начальника Москомархитектуры, заслуженный работник культуры РФ, Игорь Смиренный, вице-президент Европейского института упаковки, главный редактор журнала «Тара и Упаковка». Столь представительное жюри отметило высокий уровень работ и профессиональную подачу проекта. Гран-при «Золотой Блохи» 2004 был присужден коллективу авторов из Тольятти (Анатолий Магарцов, Андрей Митин, Борис Кузьменко и Александр Патрушев) за знак объединения «АВТОВАЗ». «Золотая Блоха» отправилась в Санкт-Петербург к Анастасии и Александре Фалдиным за авторский знак «Сестры Фалдины». «Серебряной Блохи» были удостоены туляк Игорь Денисов (торговая марка рыболовного инвентаря «Свирь») и москвичи Евгений Головач и Глеб Фоменко (знак бюро переводов «Derk»). «Бронзовыми Блохами» были награждены Виктор Голубинов из Саратова (книжная серия издательства «Тролль»), петербуржец Илья Соколов (торговая компания «Кайман») и москвичка Ольга Пуртова (знак экологической акции «Greenpeace»). 28 декабря 2004 года Всероссийский выставочный проект «Золотая Блоха» был удостоен Российской национальной премии в области дизайна «ВИКТОРИЯ», как лучший дизайнерский проект года. Этот итог очевиден: тульская «Блоха» - самая мобильная и динамично развивающаяся выставка российского графического дизайна, дающая возможность демонстрировать свои работы практически каждому создателю товарных знаков. «Золотая Блоха» 2005 года проходила по новой схеме. Проект стал достаточно известным и вызывал большой интерес в регионах. Мобильность выставки позволяла организовывать ее практически в любом зале, адаптируя под себя любые выставочные площади. Так в октябре первый отборочный тур прошел в Смоленске, внеся колорит в местный фестиваль дизайна, посвященный 10-летию Смоленской организации Союза дизайнеров России. В ноябре лучшие работы отправились в Санкт-Петербург, где строгое жюри сформировало шорт-лист выставки. Финал шестой «Золотой Блохи» состоялся в Нижнем Новгороде, открыв собой только что построенный выставочный зал. Гран-при 2005 года получил известный московский дизайнер Александр Овчинников за торговую марку «Mr. Doors», а Золотая Блоха в очередной раз «отправилась» в Санкт-Петербург к Мите Харшаку за логотип журнала «Доход». Серебро поделили москвич Олег Пудов (знак «Общественные коммуникации») и петербуржец Евгений Муретов (знак династии композиторов «Плешак и сыновья»). Три бронзовые Блохи уехали в Белгород к Светлане Рудаковой (знак фабрики женского белья), в Пермь к Олегу Трушникову (знак производителя талой пищевой воды) и в Тюмень к Константину Решетникову, разработавшему знак кафе «Домино». 2006 выставочный год открылся грандиозной сентябрьской поездкой тульских дизайнеров в ближнее зарубежье. Впервые проект покинул границы России, на месяц обосновавшись в лучшем выставочном зале города Могилева братской Белоруссии. Далее последовали Омск и Нижний Новгород… свернуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||