новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2012
журналы
форум издания акции
партнёры



Арт-модули в городе
Э. Ершов

Арт-модули в пешеходных пространствах современного города

В работе рассматривается новое веяние в предметно-пространственном наполнении современного города — пространственные арт-модули, которые в городской среде становятся чрезвычайно мощным средством создания любого образного содержания в средовых объектах и системах самого разного характера, оттеснив во многих случаях основную функцию малых архитектурных форм — развивать в приближенных к человеку масштабах стилевые характеристики «большой» архитектуры, архитектурной среды.

Ключевые слова: пространственные арт-модули, свойства пространственных арт-модулей, классификация пространственных арт-модулей.

Искусству в городе всегда отводилась немаловажная роль. Обелиск на площади, памятник в курдонере придают завершенность пространственной композиции, притягивая к себе взгляды прохожих. У гуляющего человека есть потребность подсмотреть что-то необычное: практически любой «нефункциональный объект», будучи помещенным в пешеходную среду, становится поводом сфотографироваться на его фоне. Но в последнее время все чаще предпочтение отдается не бронзовым или каменным изваяниям, а арт-объектам, обладающим своим микропространством, своим техническим наполнением.

В современном постиндустриальном обществе появляется новый потребитель, который требует высоко комфортную окружающую предметно-пространственную среду. Он нуждается в среде «наполненной эмоциями, он хочет удивляться и быть вовлеченным в какое-либо действие. И здесь само понятие «потребитель» становится условным. Грани между искусством и неискусством становятся прозрачными.

Перед дизайном встает довольно сложная задача по созданию такой «живой», реагирующей на поведение человека, предметно-пространственной среды. Все большее распространение в последнее время в современной городской среде получают такие новые предметные формы как, пневматические «шары-пузыри», небольшие павильоны-инсталляции, композиции арт-объектов, арт-павильоны, оборудованные салоны «виртуальной реальности» с видео- и аудиотехникой.

Такие объекты сложно отнести к традиционным малым архитектурным формам, уличной мебели и оборудованию в следствии того, что они имеют сравнительно большой размер и более расширенный диапазон функционального наполнения. Поэтому они и получают наименование в нашей работе «пространственные арт-модули», под которыми понимаются некие формы сравнительно небольших размеров, имеющие при этом свое внутренне функционально насыщенное и технически оснащенное микропространство с разной степенью изоляции от внешней среды.

Приставка «арт» подчеркивает то, что в этих объектах образно-декоративная функция играет одну из главных ролей. Современные городские инсталляции, арт-павильоны, арт-объекты, уличные шоу-румы находятся на грани между современными средствами абстрактного творчества (инсталляции, перформанс, хеппенинг, художественная- и промо-акция) и средствами утилитарного обслуживания.

Основные свойства пространственных арт-модулей. Среди особенностей использования арт-модулей в организации городской среды можно выделить следующие:

наличие собственного функционально насыщенного внутреннего пространства, которое, как правило, оснащается технически (кондиционирование, вентиляция, локальное освещение, автоматизированное управление водными устройствами, видео и аудио оборудование) при активном использовании новых альтернативных источников питания, высокотехнологичных и экололгически чистых материалов (латекс, спандекс и др.), новых цифровых технологий (WiFi, INTERNET и пр.);

изменяемость (мобильность) — способность целенаправленного преобразования общей формы и предметного наполнения к меняющимся городским условиям и задачам эксплуатации, смены тенденций в моде, сезонные изменения;

интерактивность и интеллектуальность — способность среды активно и разнообразно взаимодействовать с человеком, видоизменяясь в соответствии с его потребностями;

эргономичность и сомасштабность — соответствие размеров арт-модуля и его микропространства физическим размерам человека, его психофизическим особенностям;

ярко выраженная образность — способность в формировании ярких, креативных, выразительных «городских» картин и его запоминающегося образа в целом;

многофункциональность — наличие в одном объекте нескольких функций;

недолговечность — зачастую они имеют ограниченный срок службы, поэтому в конструкциях предусматриваются варианты для быстрого демонтажа;

технологичность — это совокупность свойств изделия, определяющих удобство его производства, приспособленность конструкции к достижению оптимальных затрат ресурсов при его производстве, ремонте и утилизации.

По виду внутреннего микропространства арт-модули можно классифицировать на основные три типа: с закрытым внутренним пространством, с полуоткрытым внутренним пространством, с открытым внутренним пространством

Пространственные арт-модули с закрытым внутренним пространством. Это оболочки, изолированные от внешней среды. Взаимодействие с внешней средой происходит через проемы, открывающиеся и закрывающиеся с помощью специальных устройств. Такие объекты имеют свое собственное, как правило, многофункциональное предметное наполнение. Свобода перемещения в микропространстве оболочки ограничена. К таким пространственным арт-модулям с закрытым внутренним пространством относятся: индивидуальные капсулы и оболочки: чил-ауты, кафе, микро-отели, микро-офисы для работы и пр.

Пространственные арт-модули с частично закрытым внутренним пространством. Это различные оболочки, частично изолированные от внешней среды внутренним пространством. Микропространство таких арт-модулей имеет также собственное многофункциональное предметное наполнение. Как правило, здесь полная свобода перемещения внутри оболочки.

Пространственные арт-модули с открытым внутренним пространством. Это пространственноформирующие арт-объекты, не имеющие свое внутреннего микропространства. Являясь образным акцентом в городской среде, они притягивают к себе, пространство формируется вокруг них, функционально и эмоционально насыщенное. Особая задача таких пространственных арт-модулей состоит в участии в формировании ярких, креативных, выразительных картин городского ансамбля.

Пространгственные арт-модули находятся на грани между современными средствами абстрактного творчества (инсталляции, перформанс, хеппенинг, художественная- и промо-акция) и средствами утилитарного обслуживания, особым образом ориентированные на активизацию психических реакций человека. Стараясь внешне освободиться от своих утилитарных функций, они приобретают функцию символическую, при этом не забывая про свои утилитарные функции.

Пространственные арт модули с закрытым внутренним пространством.

Проект — мобильный чил-аут MercuryHouseOne (группа Architecture and Vision, (Италия)). Эта футуристического вида конструкция служит уличным павильоном, домашним офисом, а также комнатой для медитаций. MercuryHouseOne способен сам вырабатывать электроэнергию с помощью солнечных панелей, установленных на крыше.

По замыслу авторов проекта Mercury House One разрабатывался изначально как чил-аут — место для отдыха — и поэтому напичкан суперсовременной аудиоаппаратурой и телевизионными панелями. В отделке фасадов этой конструкции, похожей по словам авторов проекта на каплю ртути, использован каррарский мрамор. MercuryHouseOne можно заказать на фабрике и транспортировать на обычном грузовике или с помощью вертолета [1].

Проект — «Пластиковый пузырь» (группа Plastique Fantastique, (Милан)). Группа Plastique Fantastique разработала мобильный надувной «пузырь» Portavilion, служащий портативным павильоном, который может быть установлен в любом месте.

Павильон состоит из надувного пузыря и автономного передвижного компрессора. Надувной купол расширяется и органично подстраивается под окружающую обстановку, будь то лесопарк или пространство под шоссейной эстакадой.

Материал пузыря достаточно прочный и специально разработан для активной эксплуатации из полупрозрачного пластика. Это позволяет проводить внутри различные мероприятия: танцевальные вечеринки, лекции, фуршеты. При этом оболочка позволяет видеть все происходящее снаружи, с другой стороны внешняя среда становится фоном для происходящих событий.

Авторы проекта отмечают, что Portavilion умеет приспосабливаться к окружающему пространству. «Наш прозрачный пузырь можно надуть хоть под мостом, хоть в лесной чаще. Павильон примет формы любого окружающего пространства», — говорят дизайнеры студии [2].

Проект — Мобильный офис blob VB3 (бельгийская архитектурная фирма, (Бельгия)). Бельгийская архитектурная фирма спроектировала blob VB3 — мобильный офис для компании Xfactoragencies, гладкую белую сферу, которая напоминает яйцо вкрутую. Воплощение в жизнь проекта заняло 18 месяцев.

Он преимущественно сделан из полиэстера. Помещение легко транспортируется и может использоваться как офис, так и комната для гостей или садовый домик. Естественно, цвет здания, как внутри, так и снаружи — белый. Это гигантское яйцо имеет общую площадь 20 кв. м. Сооружение мобильно и может размещаться, где угодно его собственнику. Внутри Blob VB3 помещено практически все, что нужно любому человеку для повседневной, комфортной жизни: ванная, кухня и большое количество ниш для хранения вещей. Кстати, эти ниши также служат и спальным местом. Передняя часть дома автоматически открывается вверх — таким образом можно получить дополнительное пространство — веранду [3].

Проект — арт-павильон «Чайный домик» (Кенго Кума, (Германия)). Следующим примером пространственных арт-модулей с закрытым внутренним пространством может служить арт-павильон «Чайный домик» от Кенго Кума. У этого павильона вы не нейдете жесткой несущей конструкции и солидного основания — этот павильон надувной. Он не вырастает из земли, как любая другая постройка, а словно материализуется из воздуха. С помощью вентиляционной системы, подающей воздух, из мягкой синтетической фактуры возникают округлые биоморфные формы «домика». Этот своеобразный арт-объект, выполняющий архитектурную функцию, при необходимости сдувается, как воздушный шарик. Белая оболочка-мембрана складывается и легко переносится в любое другое место — трудностей с транспортировкой возникнуть не может. Внутреннее пространство «домика» организовано как единый объем: на площади около 20 кв. м. размещаются девять татами для участников чайной церемонии, в центре — электрическая плита для кипячения воды; ширмой отгорожена зона для приготовления пищи. Окон здесь нет, единственный проем — входной. В темное время суток «Чайный домик» подсвечивается — мягкий голубоватый свет эффектно выделяет лапидарный по форме объем [4].

Проект — мобильный отель-капсула «Эверленд» (Даниэль Бауман и Сабина Лэнг,(Франция)). Данный отель-капсула «Эверленд» находится в столице Франции — Париже и по сути является однокомнатным отелем из которого открывается восхитительный вид на город огней.

Изначально «Эверленд» был размещен на крыше Лейпцигской галереи, но затем капсула была перемещена на крыжу парижского «Пэлэс де Токио».

Сами дизайнеры проекты делают небольшие уточнения: отель-капсула «Эверленд» — проект, который состоит только из одной комнаты, включая ванную, королевских размеров кровать и лоджию. Каждый гость отеля является участником проекта, поэтому каждый аспект является очень важной составляющей художественной идеи этого оригинального произведения дизайна.

В самой комнате расположена коллекция музыки, которую посетитель может послушать на хорошей аудио-аппаратуре. Окошко бронирования комнаты появляется в случайное время на сайте отеля, поэтому порой желающим приходится ждать какое-то время перед своим компьютером до появления возможности [5].

Проект — арт-павильоны над рекой Хуанпу (шанхайская студия Taranta Creations, (КНР)). Шанхайская студия Taranta Creations разработала несколько забавных павильонов, являющихся ярким примером пространственных арт-модулей с закрытым внутренним пространством, возведенных вдоль реки Хуанпу и быстро ставших новыми достопримечательностями одного из парков в районе Пудун. Следуя девизу «улучшить город — значит сделать жизнь лучше», городские власти приняли решение провести застройку, чтобы придать прибрежной части города большую привлекательность. Этот проект является, помимо прочего, вкладом в развитие зеленой зоны азиатского мегаполиса.

Работая над проектом, архитекторы стремились к созданию скульптурных композиций, которые не только украсят парк, но и приятно разнообразят досуг его посетителей. Каждую конструкцию можно использовать для разных целей, ведь авторов вдохновили китайские традиции проведения досуга, которые крайне многообразны. Поэтому в некоторые «скульптуры» вмонтированы микрофоны и экраны для караоке, имеются также объекты с ячейками для хранения шахмат и карт, а еще павильоны с музыкальными автоматами и вмонтированными холодильниками для напитков.

Из-за близкого расположения застройки к реке архитекторы решили установить их на сваях, что надежно защитит павильоны от наводнений и послужит сигналом о возможном подтоплении. Для павильонов были выбраны краски ярких насыщенных тонов, чтобы создать приятный контраст с серым шанхайским небом. При таком сочетании формы и цвета они становятся похожими на леденцы [6].

Пространственные арт модули с частично открытым внутренним пространством.

Проект — «Чаши на Таймс-Сквер» (группа PSFK, (Нью-Йорк)). Этот инновационный проект способствует появлению спонтанного диалога между случайными людьми оказавшимися в одной чаше, поставленных на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. В такой так называемой чаше возможно разместить до восьми человек. Чаши расположены в месте, где постоянно идет большой поток людей, и таким образом чаши становятся в свою очередь местом, где можно передохнуть и пообщаться, как с друзьями, так и с совершенно незнакомыми людьми [7].

Проект необычных павильонов из ПВХ труб (компания Hoogte Twee Architecten, (Китай)). Дизайнеры из нидерландской компании Hoogte Twee Architecten создали свой B(h)uis project, проект необычных павильонов из ПВХ труб. Должно быть, на эту идею авторов натолкнуло то, что детвора во всем найдет себе раз влечение, пусть даже это будет несколько рядов металлических труб разного диаметра, ожидающих продолжения строительства. Так почему бы не изготовить из таких труб павильоны, которые непосредственно предназначены для детских площадок, придомовых территорий, парков и детских учреждений?

В Hoogte Twee Arc hitecten уверены, что их идея проста и гениальна, ведь не нужно много времени и дорогостоящего сырья, чтобы построить такие павильоны. К тому же проект можно доработать, и собирать из обрезков труб не только павильоны для детских игр, но и временное жилье-палатки, лотки-магазины, кабинки-столики для летних кафе [8]...

Проект — мобильный Художественный павильон (Заха Хадид, (Нью-Йорк, Токио, Гонконг…)). Примером пространственных арт-модулей с частично открытым внутренним пространством может служить мобильный Художественный павильон (Mobile Art Pavilion) от Захи Хадид (Zaha Hadid), который закончил своё путешествие по миру, обосновавшись в Париже. Он расположился рядом с парижский Институтом арабского мира. До этого павильон успел побывать в Нью-Йорке, Токио и Гонконге. Сейчас в нём проходит выставка работ Захи Хадид, получившая название Унэ архитектур (Une Architecture).

Сущность павильона раскрывается через последовательность необычных просторных помещений. Внутри интеллектуальное и физическое переходит на чувственный уровень, увлекающий посетителей в уникальные и неожиданные комнаты.

Заха Хадид так комментирует этот проект: «Думаю, что нашей архитектурой мы можем приоткрыть людям дверцу в другой мир, вызвать у них энтузиазм, взволновать их. Мы занимаемся созданием объектов, которые вызывают особые чувства — ощущение некоторой странности и новизны, сравнимое с эмоциями от поездки в какую-нибудь новую страну» [9].

Проект — мобильный многофункциональный павильон «Лента» (Мастерская Vallo Sadovsky,(Словакия)). Павильон BA_LIK, разработанный архитекторами мастерской Vallo Sadovsky, относящийся к пространственным арт-модулям с частично открытым внутренним пространством установлен на одной из исторических площадей Братиславы. Этот проект — инициатива Городских властей. Компактность и подвижность — главные особенности павильона. Сам объект составлен из 5 элементов, установленных на колесах, которые могут быть перемещены и соединены так, чтобы он становился закрытым и компактным или же свободно открываться. В течение летних месяцев павильон может использоваться для различных культурных мероприятий: как театральная или концертная сцена, или как фотовыставка. Поскольку концертная площадка отличается от театральной сцены, павильон можно приспособить специально для того или иного случая.

Если никаких мероприятий не намечается, то павильон становится украшением для города. Он идеально вписывается в панораму площадей и привлекает туристов.

Павильон — часть эксперимента архитекторов Vallo Sadovsky, тема которого «как люди могут повлиять на свой город и изменить его, используя небольшие архитектурные объекты» [10].

Проект — интерактивная павильон-инсталляция «Живой Свет» (Группа Columbia University’s Living Architecture Lab, (Сеул, Южная Корея)). В Сеуле появилась технологичный павильон-инсталляция, относящаяся к пространственным арт-модулям с частично открытым внутренним пространством, сообщающая гражданам о состоянии городского воздуха.

Расположенная в столичном парке Peace Park, инсталляция «Living Light» (Живой свет) представляет собой древовидный прозрачный купол поделенный на 27 блоков, каждый из которых соответствует определенному району Сеула. Когда состояние воздуха улучшается, данные зафиксированные станциями мониторинга окружающей среды, в режиме реального времени поступают на панель «Living Light» — чем ярче горит световая панель, тем чище воздух в районе.

Блоки также загораются, если кто-то пытается получить данные посредством смс-сообщения. В этом случае ответ приходит через несколько секунд на электронную почту пользователя. Министерство охраны окружающей среды Кореи уже информирует жителей об экологической обстановке в городе через интернет, где можно запросить подробную информацию о загрязнениях в режиме реального времени [11].

Проект — павильон-инсталляция (Ма Янсонг, (Италия)). Архитектор Ма Сонг с MAD architects спроектировали павильон-инсталляцию по заказу производителей роскошных телефонов Vertu и его в миланском паллацо Сербеллони. Павильон расположен в открытом внутреннем дворе здания, которое является одним из наиболее почитаемых в Милане примеров неоклассической архитектуры. Аналогичные павильоны планируется устанавливать во время торжеств, приуроченных к представлению нового смартфона, в городах по всему миру — от Лондона до Пекина. Архитектор решил его на базе куполообразного каркаса, к которому присоеденины своеобразные «шипы» — единичные отдельные блоки. Легкая металлоконструкия, причем все ее части путешествуют в разобранном виде. Через несколько дней после упаковки в деревянные ящики они готовы отправиться в следующий пункт назначения.

Форма появилась благодаря аллюзии — метеору, принесшему на землю новую энергию. Затрагивая идею динамики отношений между старым и новым, павильон отражает характер концепции Vertu, которая стремится объединить традиции ремесленного мастерства с достижениями и возможностями технологии [12].

Пространственные арт модули с открытым внутренним пространством.

Проект — инсталляция «Объект из CD-дисков» (Элис Морин и Клеменса Эпьяра, (Париж)). «Waste Landscape», что можно перевести примерно как «Ландшафт из отходов», действительно напоминает крупные мусорные кучи, разбросанные то тут, то там на площади в 600 кв. м, однако это лишь первое впечатление. При ближайшем рассмотрении, особенно в солнечные дни, инсталляция художницы Элис Морин (Elise Morin) и архитектора Клеменса Эльяра (Clemence Eliard) отражает все пространство парижского центра Le 104 Centquatre и переливается всеми цветами радуги, поскольку «мусорные кучи» сделаны из 60 тысяч компакт-дисков, которые были отсортированы и выложены вручную.

Ни для кого не секрет, что СD и DVD обречены постепенно исчезнуть из нашей повседневной жизни и стать частью огромных захоронений отходов. Зеркальный блеск этих продуктов нефтяной индустрии создает иллюзию морской глади на «металлических» дюнах, а монументальные размеры инсталляции призваны подчеркнуть ценность маленьких повседневных объектов.

«Мусорный ландшафт» работает сразу в нескольких смысловых плоскостях, что характерно для всех видов пространственных арт-модулей, заставляя рассуждать критиков и зрителей о роли искусства в социуме, возможностях культурных событий влиять на решение экологических проблем и даже на темы производства продуктов ежедневного спроса [6].

Проект — арт-объект «Рукопись (Сиденье поэзии)» (Студия Пола Кокседжа, (Пекин)). Студия Пола Кокседжа (Лондон, Великобритания) спроектировала свой объект под названием «Рукопись (Сиденье поэзии)», относящиеся к пространственным арт модулям с открытым внутренним пространством. Этот проект символизирует великое китайское изобретение — бумагу, как основу мировой литературы и связи.

Высотой 4,7 метра и длиной 15 метров, масштабы этого арт-объекта поражают. Она представляет себя как памятник промышленного потенциала Китая. Отдельные листы, составляющие эту сложную структуру точно изготовлены и собраны местными производителями. При ближайшем рассмотрении каждая часть скульптуры состоит из страниц проката стали с написанными стихами из Китайских и Английских источников. Расположен на проспекте Чан’ань, главной восточно-западной оси города, эта скульптура была разработана для ее изучения посетителями Китайского Монумента Тысячелетия, культурного комплекса, построенного в честь окончания тысячелетия. Прохожие могут сесть и отдохнуть на изогнутых письмах и окунуться в страницы поэзии [13].

Проект — арт-фонарь «Cолнечное дерево» (Дизайнер Росс Лавгроув, (Англия)). Проект Solar Tree («Солнечное дерево») создан Россом Лавгроувом (Ross Lovegrove) и реализован компанией Artemide при поддержке компании Sharp Solar. На «стеблях» из металлических трубок закреплены диски-плафоны, в каждый из которых встроены 38 фотоэлементов, соединенных с системой батарей и с электронными устройствами, скрытыми в основании. Источники света — светодиоды. Первый показ Solar Tree состоялся в октябре 2009 года в Вене, а с ноября 2009 года по январь 2010 года «Солнечное дерево» украшало площадь Делла Скала в Милане, затем оно побывало в Париже, Лос-Анджелесе и Майами.

По сути, проект Росса — сильно увеличенный вариант уже ставших привычными садовых светильников, подзаряжающих свои аккумуляторы от солнца[4].

Проект — «Великаны, несущие электричество» (Студия архитектуры и дизайна «Choi+Shine», (Исландия)). Огромные человеческие фигуры доставляют электричество в каждый исландский дом. Попросту говоря, служат опорами ЛЭП. Автор идеи — студия архитектуры и дизайна «Choi+Shine».

Для создания «великанов» потребовалось лишь незначительное изменение технологии, которая используется при производстве обычных опор. Каждая фигура изготавливается из набора базовых модулей — головы, рук, туловища, ног. Все элементы могут быть установлены в нужное положение «на месте», причем возможны различные варианты их взаимного расположения.

Благодаря этому фигуры могут принимать разнообразные позы: например, в том месте, где линия электропередач поднимается на холм, человекоподобные опоры могут выглядеть так, как будто они карабкаются в гору. Незначительные изменения положения рук, ног или головы способны придать композиции выразительность, создавая нечто большее, чем функциональный дизайн, продиктованный необходимостью. В целом на отдельных участках создается ощущение, что гиганты как бы карабкаются на горы, что также призвано подчеркивать уникальный природный ландшафт страны [14].

Проект — «Солнечные цветы» (Марк Джейкобс, (США)). Появление таких вот «солнечных» цветов для выхода в Интернет — часть маркетинговой программы компании Toyota по внедрению мобильной связи третьего поколения. Пока что первые пять таких цветочков появились в Бостоне. Они готовы обслужить одновременно до десяти человек. Но в ближайшем будущем компания Toyota планирует установить их и в других крупных американских городах. Назван этот проект емко и информативно — «Гармония между человеком, природой и техникой».

Во-первых, это просто лавочки, на которых можно посидеть (или даже полежать) и отдохнуть. Все-таки городская жизнь очень изматывает организм. Но, если у тебя есть ноутбук, мобильный телефон, КПК или любой другой гаджет с приемником wi-fi, ты можешь легко подключиться к сети. А, если девайс разряжен, можно его тут же и подзарядить.

В лепестки этих гигантских «продвинутых» цветов встроены солнечные батареи, которые и генерируют энергию, благодаря которой возможно функционирование этих устройств [15].

Проект — «Контейнер-чудовище» для сбора пакетов (Студии Артемия Лебедева, (Россия)). По словам Студии Артемия Лебедева, в компании «Тетра Пак» всерьез занимаются вопросами экологии и утилизации отходов. Сотрудники компании хотят привить людям мысль о том, что упаковка — не бесполезный мусор, и должна перерабатываться. Идея концепции, для детей, превратить сбор пакетов в игру.

После употребления содержимого пакета, его нужно «скормить» монстру. Полный пакет монстр не примет — не пролезет. После сброса пакета, монстр похрюкивает и всячески благодарит кормителя. Устройство монстра спроектировано с учётом его использования в реальном мире. Инструкция на лицевой стороне. Монстр состоит из двух половинок и запирается на замок [16].

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1) www.LookAtMe.ru

2) www.event-forum.ru

3) www.bugaga.ru

4) Журнал «DOMUS» Тенденции сегодня и завтра, приложение.— Москва, 2010.

5) www.prohotel.ru

6) www.theroom.ru

7) www.UrbanPeek.com

8) www.ecology.md

9) www.archi.ru

10) www.ArtToBuild.ru

11) www.artpart.org

12) www.designboom.com

13) www.gazeta.ua

14) www.etoday.ru

15) www.novate.ru

16) www.boobox.ru

Яндекс.Метрика