новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2013
журналы
форум издания акции
партнёры



О проблемах эстетической ценности и эстетической оценки в промышленном дизайне
А.А. Грашин

(аналитический обзор наиболее значимых исследований)
Статья первая. Проблемы эстетической ценности объектов дизайна и её функционирования в системе культуры

В статье говорится о наиболее важных систематических исследованиях по проблеме эстетической ценности, проводившихся в нашей стране. Даётся общее определение ценности, в том числе эстетической ценности и художественной ценности объектов дизайна, говорится о специфике эстетической оценочной деятельности в дизайне.

Ключевые слова: эстетическая ценность, эстетическая оценка, объекты дизайна, предметная среда

Ценность, как одна из основных категорий и термин дизайн-проектирования, понимается здесь как человеческие, социальные и культурные значения явлений окружающей нас действительности, так как всё многообразие человеческой деятельности и их продуктов, общественных отношений может выступать в качестве так называемых предметных (объективных) ценностей или объектов ценностного отношения. Критерии, на основании которых производятся процедуры оценки тех или иных явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности являются двумя сторонами, полюсами ценностного отношения человека к предметно-пространственной среде.

Отсюда возникает ценностной подход в дизайне, а именно, рассмотрение проектирования в дизайне как деятельности по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с созданием образа жизни конкретного человека и типом личности, социальными и личностными нормативами, в том числе и эстетическими. [9, с. 48; 15, с. 113,114].

Не случайно, что проблемы эстетической ценности, ее сущности и специфики всегда были одними из сложных и актуальных проблем общей теории дизайна.

Для вещей (объектов), предназначенных для любых форм потребления, эстетическое является необходимой характеристикой их социального функционирования.

Если эстетическая ценность вещи, в первую очередь, вещи бытового назначения, ниже определённого порогового уровня, то она неконкурентоспособна, и часто бывает непригодной для потребителя.

Такое отношение к эстетической ценности утилитарных вещей, изготавливаемых промышленным способом, к их конкретной эстетической оценке, (например, оценке потребительских свойств, в том числе эстетических) послужило дополнительным стимулом в начале 1970-х годов к развитию постоянных теоретических исследований, в связи с чем стали появляться книги и статьи, содержащие различные, часто дискуссионные, взгляды авторов на проблемы эстетической ценности и её соотношение с утилитарной ценностью. [6, 8, 11].

Одной из таких работ, в которой излагаются различные подходы к вопросам эстетического и художественного конструирования, стал сборник трудов ВНИИТЭ (Вып. 6) [27].

Материалы сборника освещают широкий круг проблем, связанных со становлением и развитием ценностного подхода в дизайне, выявляют ценностную природу и специфику эстетического, определяют место и роль эстетической ценности в теории и практике художественного конструирования.

Такая направленность предопределила и структуру сборника, статьи которого как бы группируются вокруг двух внутренних тем исследования. Первая – это изложение общих проблем теории ценности, её связи с проектной деятельностью, анализ дизайна как социально-культурной деятельности, имеющей ценностной характер. Вторая – различные стороны проявления эстетического в предметном мире, сложный путь решения вопроса о соотношении эстетического и утилитарного в разных сферах деятельности.

В книге «Методика художественного конструирования» эти проблемы также были затронуты, но с позиций, естественно, методов проектировочной деятельности. В контексте рассматриваемой проблемы в книге речь шла о вопросах дизайн-критики и эстетической оценки объектов дизайна [4].

Наибольшая активность подобных исследований пришлась на 1980-е годы, когда по результатам проведенных работ по проблеме эстетической ценности были подготовлены и опубликованы несколько сборников трудов ВНИИТЭ и целый ряд статей в журнале «Техническая эстетика».

В первом из них «Проблемы формирования эстетической ценности (Вып. 30) [14] анализировались такие малоисследованные на то время вопросы формирования эстетической ценности, как специфика эстетического восприятия и зависимость его от эстетической установки, условия возникновения этой установки; формирование и трансформация эстетической ценности в массовом сознании под влиянием таких явлений общественной психологии, как мода, стиль, имидж; модные инновации и их влияние на функционирование эстетической ценности; взаимоотношения объекта и системы предметно-пространственной среды как фактор образования эстетической ценности; характер эстетической оценки и возможные пределы ее объективации, определяемые природой эстетической ценности.

Другой сборник трудов «Эстетическая ценность объектов дизайна и её функционирование в системе культуры» (Вып. 37) [28] был посвящен анализу следующих аспектов этой проблемы: социокультурным условиям формирования, функционирования и трансформации ценностей и ценностного поведения; специфике культурологического рассмотрения эстетической ценности в дизайне; особенностям формирования эстетической ценности промышленных изделий, связанных с воздействием различных феноменов бытия культуры; мотивации предпочтений потребителя при выборе продуктов дизайна в зависимости от характера эстетической потребности; специфических типов освоения технической формы в современной художественной культуре; социокультурной обусловленности художественного образа.

В третьем сборнике «Философские и эстетико-теоретические основы исследований эстетической ценности промышленных изделий» (Вып. 38) [23] рассматривались взаимоотношения общей и технической эстетики и представления об эстетической ценности и оценке в этих дисциплинах. Давался критический анализ результатов исследования проблемы ценности и оценки в философии ХХ века. Ставилась проблема зависимости эстетической ценности форм изделий от её смыслового значения; рассматривались некоторые методы эстетической оценки, основанные на приемах и понятийном аппарате семиотики и теории информации. Проблема образности в дизайне раскрывалась в плоскости анализа эмоциональной структуры восприятия и связи образа с его ценностным осознанием.

В четвертом сборнике (Вып. 39) [24] были приведены результаты новых исследований, посвященных функции вещи как объекта и средств дизайн-деятельности.

В этих работах функция вещи характеризовалась как способность вещи к действию, реализуемая в системе «человек-вещь-среда». Анализировались связи функции с формой и назначением вещи, раскрывался смысл и значение понятия «эстетическая функция вещи». Последний аспект рассмотрения был особенно важен с точки зрения эстетической оценки вещей и решения актуальных вопросов проектного дизайна и экспертизы потребительских свойств продукции, её потребительской ценности. В работах утверждалась мысль о том, что взгляды на функции вещи зависят от конкретных условий использования вещи человеком и способов её потребления, раскрывалась возможность использования методов социологических исследований и функционально-стоимостного анализа для изучения функций вещи.

Завершали этот своеобразный цикл целенаправленных теоретических и научно-методических исследований начала – середины 1980-х годов статьи трех сборников трудов (Вып. 43, 45 и 46) и ряд методических материалов по эстетической оценке промышленных изделий и номенклатуре потребительских показателей их качества.

В сборнике (Вып. 43) [12] рассматривались различные подходы к исследованию эстетической ценности в сфере дизайна, ее взаимоотношений с художественной ценностью и с эстетической оценкой, а также рассматривались возникающие при этом проблемы как теоретического, так и методологического характера. Часть статей была посвящена построению общей концепции эстетической ценности в ее отличии от других типов ценности. Другая группа статей затрагивала вопросы, связанные с различием в эстетической оценке продуктов дизайна с точки зрения профессионального сознания и массового потребителя, с различием направленного формирования эстетической ценности дизайнером и того, как она стихийно складывается в процессе потребления и в культурно-историческом становлении предметно-пространственной среды. Ряд статей специально был посвящен анализу среды как места столкновения различных ценностных позиций дизайнеров и потребителей. Поднимались также вопросы оснований и критериев эстетической оценки, в частности, оценки технически сложных изделий.

В статьях, опубликованных в сборнике трудов ВНИИТЭ «Некоторые теоретические проблемы современного дизайна. Социально-художественные вопросы» (Вып. 45) [7], анализировался широкий круг вопросов и проблем, связанных с социально-художественными аспектами формирования предметно-пространственной среды на современном этапе. В них были определены социально-культурологические проблемы дизайна, критерии эстетической ценности, взаимосвязь его с проблемами формирования образа жизни, характерные для 1970–1980-х годов. Здесь следует выделить здесь работу А.В. Иконникова «Морфология, вещь, форма и эстетическая ценность», в которой последовательно разбираются следующие проблемные аспекты формообразования вещи и её эстетической ценности (автор их выделяет в отдельные разделы статьи): «Форма и функция», «Форма и образ вещи», «Функционально-конструктивная структура вещи, её форма и ценностные ориентации массового сознания», «Технология реализации формы и эстетическая ценность» и «Целевые установки формообразования в дизайне и эстетическая ценность». [7, с. 24-41].

В другом сборнике (Вып. 46) [20] были приведены некоторые результаты исследований отдела методов оценки и экспертизы потребительских свойств изделий ВНИИТЭ при участии специалистов кафедры этики и эстетики Ленинградского (ныне С.-Петербургского) госуниверситета. С философских позиций были рассмотрены природа и специфика оценочной деятельности и преломление общиех принципов аксиологии в оценочной деятельности, направленной на продукты дизайна; показана зависимость эстетической оценки объектов дизайна от контекстов среды и культуры; рассмотрена проблема формирования эстетической ценности как сознательно управляемый и естественно-стихийный процесс; выявлены роль оценочных ситуаций, возникающих в реальном потреблении изделий, и значение учета профессиональной и потребительской позиций в экспертной оценке; давалась характеристика формирования эстетической установки у потребителя и ее влияния на выбор конкретных изделий; были намечены пути использования средств социальной психологии и психологии личности для развития методики оценки в сфере дизайна. (Более подробно о работах, опубликованных в этом сборнике мы расскажем в материалах аналитического обзора о проблемах эстетической оценки объектов дизайна).

В сборнике трудов (Вып. 47) «Проблемы художественной выразительности современной предметной среды» проблемы художественной выразительности предметной среды были проанализированы на теоретическом, социально-культурном и художественном уровне, с привлечением методов искусствоведческих и социологических исследований, а также на конкретном материале. Для целей рассмотрения конкретных проблем эстетической ценности одна из статей сборника (Ю.Б. Тупталов «К анализу эстетических суждений о продуктах дизайна») представляла несомненный интерес в плане рассмотрения некоторых принципов эстетической оценки объектов дизайна, анализа суждений потребителя об их эстетической ценности. [13, с. 91-99].

В опубликованном в конце 1980-х годов сборнике (Вып. 51) [25] рассматривались весьма злободневные проблемы образа жизни и средоформирования, т.е. наименее разработанные к тому времени аспекты их взаимосвязи.

Статьи, вошедшие в сборник, рассматривали широкий веер ценностных, аксиологических аспектов взаимодействия образа жизни и закономерностей формирования жилой среды, её структуры и вещного наполнения. Познание механизмов такого взаимодействия ведет к открытию новых путей повышения социальной эффективности дизайна, целенаправленного использования его средств для побуждения и закрепления желательных тенденций в динамике образа жизни и ослабления негативных тенденций. Проблема имеет и конкретные экономические аспекты, поскольку с ней связаны условия системного совершенствования ассортимента производимых промышленностью товаров народного потребления. Однако выход к конкретным прагматическим направлениям исследования требует подготовки для них достаточно солидного теоретического основания. К проблеме изучения взаимосвязи образа жизни с предметно-пространственной средой относятся аспекты ценностные, в которых раскрываются зависимости между потребностями людей, их поведением и качествами среды, определяемыми, в первую очередь, её структурой и морфологией её элементов.

Проблемы ценностей, связанных со взаимодействием образа жизни и формообразованием жилой предметной среды, рассматривались в статьях сборника на теоретическом, социально-культурном уровне с привлечением методов искусствоведческих и социально-психологических исследований. Как поведенческая категория, образующая связующее звено между образом жизни и предметностью жилой среды, используется стиль жизни. На этой основе развивается анализ образных и ценностных взаимосвязей между образом жизни и предметно-пространственным окружением. В статьях сборника была показана реализация этих взаимосвязей в проектном подходе к средоформированию. Рассмотрены также аксиологические понятия, базовые для тематики сборника.

К наиболее важным для раскрытия проблематики этого сборника научных работ следует отнести статьи А.В. Иконникова, О.И. Генисаретского, Е.В. Сидориной, Л.Н. Безмоздина и М.С. Кагана, которые на содержательном уровне объединяет позиция ценностного анализа и обращенность на взаимодействия в системе «образ жизни – среда».

В статье А.В. Иконникова «Формирование предметно-пространственной среды жилища и стиль жизни» понятие стиля жизни, охватывающее поведенческие аспекты образа жизни, используется как связующее звено со средовой проблематикой и предметностью дизайна. В статье О.И. Генисаретского «Воображение и ценностные взаимосвязи образа жизни и предметной среды» развивается анализ образных и ценностных взаимосвязей между образом жизни и предметной средой. В статье показывается также, как ценностные качества сознания человека реализуются в опыте проектного творчества, то есть, как осуществляется выход от исследования среды к проектному средоформированию. В своей статье Е.В. Сидорина пишет о ценностных установках дизайн-проектирования.

Сборник завершает статья Л.Н. Безмоздина и М.С. Кагана «Полезное и ценное. Аксиологическая проблематика в дизайне», в которой давалась трактовка понятий эстетической и художественной ценности в аксиологии и уточнялось их применение в современном дизайне.

Поднятые в этой работе аксиологические аспекты имели важное значение для исследования связи образа жизни и предметной среды жизнедеятельности человека, учитывая к тому же незавершенность их разработки в теоретической эстетике. [25, с. 3-5].

В эти же годы проблеме эстетической ценности и эстетической оценке уделялось внимание в работах института по исследованию других проблем дизайна, таких как дизайн комплексных и системных объектов, средовой дизайн, дизайн-образование, дизайн в сфере культуры, гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды и др. [5, 10, 18].

В методических материалах «Разработка методик эстетической оценки промышленных изделий» была сформулирована теоретическая концепция методики эстетической оценки промышленных изделий. [16]. В первом разделе этой работы М.С. Каган приводит наиболее характерные и понятийно важные, сложившиеся на тот период общие определения ценности и ценностной оценки, в том числе эстетической ценности и эстетической оценки.

В 1988 г. публикуется Краткий словарь-справочник «Основные термины дизайна», в котором содержатся определения основных терминов и понятий дизайна, которые в совокупности дают представление об этой области деятельности в целом. Этот словарь явился результатом исследований, которые проводились ВНИИТЭ совместно со специалистами стран-членов СЭВ. [9]. Согласно этому словарю дефиниция «эстетическая ценность» – это особое значение объекта, возникающее в процессе контакта с ним человека, в ситуации эстетического восприятия и переживания. Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка объекта совпадает с общепринятыми эстетическими нормами. Создание эстетической ценности предметной среды является специфической задачей дизайнера. [9, с. 51].

Заключая обзор этих систематических теоретических и научно-методических исследований следует остановиться на некоторых основных аспектах самой проблемы эстетической ценности в дизайне. Трудность в ее решении обусловлена изначально ее взаимосвязью с материальной структурой вещей, их утилитарной функцией и смысловым значением их форм. Различные теоретические построения тех лет в виде различных приемов в классификации явлений, утверждающих некую противоположность полезного и прекрасного, по мнению А.В. Иконникова, не объясняли такое разграничение, а лишь сужали и запутывали правдивость суждений об эстетическом и полезном (утилитарном).

Функционирование вещей в системе культуры свидетельствует о сложных зависимостях, которыми связываются в сфере дизайна эстетическая оценка формы, ее значение и образ, который она несет. Через смысловые значения вещь входит в многочисленные контексты человеческой деятельности и культуры. Необходимо установление связи таких смысловых значений и образности с процессом формирования эстетической ценности. Получается, что для созданий неких условий для возникновения эстетического чувства дизайнер формирует материал в целесообразную и экономичную структуру, выполняющую конкретную полезную функцию. Утилитарная полезность, таким образом, определяет необходимую основу возникновения эстетического, но существуют как бы в иной плоскости, чем эстетическая ценность. Значение и образность, выступают как факторы, определяющие движение к эстетической оценке.

Помощь в исследовании этих факторов оказывают методы семиотики, которые позволили обозначить многие, не замеченные ранее, стороны связи между формой и значением.

Система форм элементов предметно-пространственной среды рассматривается здесь как специфический язык, как один из видов коммуникации между людьми. В этой связи с новых сторон стала рассматриваться и проблема эстетической ценности.

Однако развитие дизайна на то время имело свои негативные стороны. Существующие концепции «информационной эстетики» и семиотики предметных форм в лучшем случае приводили к банальным выводам, в худшем – к неким системам критериев, уводивших в сторону от практической деятельности [2, с. 4, 5].

Проблема эстетической ценности продуктов дизайна лежит на пересечении проблематики многих научно-теоретических дисциплин: эстетики, аксиологии, семиотики, культуроведения, социальной психологии. Поэтому научно-обоснованная методика сугубо эстетической оценки утилитарных вещей, в идеале, должна иметь в основании решение ряда проблем, фундаментальных для этих дисциплин.

В проводимых исследованиях была сделана попытка построения интегральной концепции эстетической ценности как гипотетической теоретической модели на основе отбора наиболее инструментальных положений в существующем фонде теоретических исследований аксиологии, эстетики, культуроведения и социальной психологии. Уточнение и корректировка этой модели были возможны путем проверки в деятельности экспертизы. Для этого на ее основе были созданы экспериментальные методики оценок и проведено их опробование в экспертной практике.

Сопоставление результатов их применения с традиционными методами экспертизы и данными социологии позволило внести необходимые уточнения как в методики оценки, так и в теоретическую модель, которую можно было превратить уже в рабочую концепцию, удовлетворяющую практическим потребностям на определенном этапе развития культуры.

Результаты философских и эстетико-теоретических исследований эстетической ценности в сфере дизайна и ее функционирования в системе культуры, которые были получены специалистами института, позволили направить дальнейшие разработки на совершенствование самого процессе, в котором складывается суждение об этой ценности, т.е. на оценочную деятельность. В другой своей работе о проблемах эстетической ценности А.В. Иконников отмечал, что трудности сбыта во времена Великой депрессии 1929–1930-х годов стимулировали развитие дизайна в США. Здесь дизайн использовался как средство эстетизации промышленных изделий массового спроса с целью увеличения их сбыта. Опыт американского стайлинга показал, что массовый потребитель, как правило, не способный оценить весь комплекс потребительских свойств изделия, ориентировался прежде всего на образ вещи. Высокий эстетический уровень, оцениваемый с учетом воздействия факторов моды, – стал условием коммерческого успеха, что в большой мере определило развитие дизайнерской деятельности в США, Западной Европе и Японии после второй мировой войны. Дизайн, развивающийся в этих промышленно развитых странах, стал одним из средств массовой коммуникации, влияющих на формирование сознания массового потребителя, его потребности и ценностные установки. Создаваемые им образы искусственно провоцируют возникновение новых потребностей и потребителей; специфические художественно-эстетические средства дизайна выступают при этом на первый план. [1, с. 3].

В настоящее время для каждого вида и типа изделий в массовом сознании стихийно устанавливаются определенные уровни эстетической ценности. Изделия, которые не достигают этого уровня, становятся психологически неприемлемыми для потребителя даже при удовлетворительном уровне других потребительских свойств. Поэтому эстетическая потребность выступает как необходимая часть комплекса социальных потребностей людей.

Большее внимание стало уделяться упорядочению и эстетической организации всего комплекса предметной среды. Например, эстетическое совершенствование производственной среды и орудий труда является одним из необходимых средств обеспечения благоприятного психологического климата на производстве. Совершенствование выразительности и эстетической ценности промышленных изделий необходимо и для повышения их конкурентоспособности на внешних рынках. Эта сторона задачи становится все более значимой по мере развития внешних торгово-экономических связей нашей страны.

Проблемы, стоящие перед отечественным дизайном, требовали от специалистов института в эти годы качественного сдвига в разработке приемов и методов формообразования. Большое значение для этого имели научно-теоретическое осмысление творческой деятельности дизайнеров, совершенствование средств обучения этой деятельности и методических принципов, поддерживающих ее профессиональный уровень. Кроме того, значительную роль для поощрения новых качеств формообразования может и должна сыграть экспертиза качества изделий. Он нее зависит не только быстрота реагирования проектного дизайна на меняющуюся ситуацию, определяемую социальными потребностями и общественной психологией, но и стойкость изделий к преждевременному моральному устареванию их форм.

Сложность оценки эстетических ценностей состоит в том, что они, в отличие от технических свойств изделия, отражаемых системой объективных характеристик, зависят от психологических и социально- психологических факторов отношений объекта и потребителя. При этом комплекс ценностных критериев динамичен, изменчив и зависит от сложно сочетающихся разнородных воздействий. Возникает объективная необходимость изучения в едином комплексе закономерностей конструктивно-функциональной и объемно- пластической структуры объекта, а также изменчивых социокультурных и социально-психологических факторов.

Эти трудности усугубляются положением дизайна в структуре человеческой культуры, находящемся как бы на месте стыка ее различных слоев. Здесь следует подчеркнуть, что эстетическая оценка проводится как целостная оценка, основанная на всей совокупности информации о свойствах объекта, при этом отношение к предмету и его объективным свойствам настолько существенно зависит от общественно обусловленных оснований оценки, что объект в эстетическом восприятии становится своеобразным зеркалом, отражающим социальную природу человека.

Эстетическое связывается с целостностью формы вещи (объекта) или явления. В эту целостность опосредованно входят объективные свойства функционально-конструктивной структуры объекта, получающие специфическое осмысление и преломление в соответствии с исторически-конкретными потребностями и целями. При этом вещь воспринимается двояко, с одной стороны, в своей объективной физической данности в определенной утилитарной функции, А с другой, как носитель значения, символ, знак, имеющий определенное социокультурное содержание.

Эстетическая ориентация складывается, таким образом, в связи с совокупностью сопутствующих ориентаций – функциональной, конструктивной, культурно-семиотической и пр.

В сфере дизайна эстетическое выступает прежде всего как результат специфического осмысления и организации функционально-конструктивной структуры объектов, задаваемых средствами индустриальной техники и предназначенных для практического использования в сферах производства, быта, общественной жизни и коммуникаций. Поэтому особенно важна в процессе формирования эстетического отношения к объектам дизайна роль сопутствующих ориентаций: функциональной, конструктивной, культурно-семиотической [1].

Относительная значимость каждой из сопутствующих ориентаций различна для разных категорий объектов и зависит от их социальной функции.

«Промышленная техника, лежащая в основе производства объектов дизайна, определяет их многотиражность, существование во множестве аутентичных экземпляров, обладающих равной ценностью. Множественность отличает объект дизайна от уникального по своей природе произведения декоративного искусства (оригинала, повторения которого будут уже копиями, имеющими иную ценность). Теоретическая и практическая возможность существования объекта дизайна в каких-то особых случаях в виде уникального образца, а произведения прикладного искусства – в ряде повторений, существующих наряду с оригиналом, не опровергает этого принципа...

Существование объектов дизайна во множестве равноценных экземпляров определяет соответствующий тип эстетической установки, на которую может оказывать косвенное влияние и степень соответствия между тиражом объекта и общественной потребностью» [1, с. 12, 13].

Дизайн, участвуя в процессах интеграции культуры, находясь между искусством и техникой, между сферами духовного и материального производства, своеобразным образом связывает их, обогащаясь за счет и той и другой сфер.

Это объясняется необходимостью при решении специфических проблем дизайна, и особенно проблем эстетических, обращаться к их рассмотрению в широком культурном контексте, привлекать методы культурологических исследований и социологии культуры.

В конце 1980-х годов коллективом авторов – специалистов ВНИИТЭ и приглашенных к работе сторонних специалистов, был завершен обобщающий труд «Эстетические ценности предметно-пространственной среды», который был издан в 1990 г. В этой работе излагались обобщающая концепция эстетической ценности в архитектуре и дизайне, проблемы формирования и функционирования произведений дизайна и, функционально-конструктивной и образной структуры объектов, зависимость ее от социокультурных и социопсихологических условий, от психологии ценностного восприятия и от ситуаций жизнедеятельности людей. Особое внимание было уделено комплексам предметно-пространственной среды, их эстетической оценке [26].

Список источников

1. Иконников А.В. Проблемы формирования эстетической ценности промышленных изделий и их исследование. – В кн.: Проблемы формирования эстетической ценности. М., 1981. – (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 30, с 3).

2. Иконников А.В. Предисловие к кн.: Философские и эстетико-теоретические основы исследования эстетической ценности промышленных изделий. М., 1992. – (Тр. ВНИИТЭ; Сер. Техническая эстетика; Вып. 38), с. 4.

3. Каган М.С. Основные понятия. – В кн.: Разработка методик эстетической оценки промышленных изделий. Основные положения / Методические материалы // ВНИИТЭ. М., 1987, с. 7-18.

4. Методика художественного конструирования. М., 1978 / ВНИИТЭ.

5. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М., 1987 / ВНИИТЭ.

6. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Вып. 2. М., 1974 / ВНИИТЭ.

7. Некоторые теоретические проблемы современного дизайна. М., 1984. (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика, Вып. 45).

8. Основы технической эстетики. Расширенные тезисы. М., 1970 / ВНИИТЭ.

9. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. М., 1988 / ВНИИТЭ.

10. Проблемы формирования дизайн-программ. – М., 1982. – (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 36).

11. Проблемы формообразования и композиции промышленных форм. – М., 1975. – (Тр. ВНИИТЭ, Вып. 11).

12. Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка. М., 1983. (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 43).

13. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. М., 1985. (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика, Вып. 47).

14. Проблемы формирования эстетической ценности. М., 1081. (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 30).

15. Разработка терминологического аппарата дизайна. Методические материалы. М., 1982 / ВНИИТЭ.

16. Разработка методик эстетической оценки промышленных изделий. Основные положения. / ВНИИТЭ. М., 1987.

17. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. / ВНИИТЭ. М., 1988.

18. Системный подход в отечественном дизайне. – М., 2007. – (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Проблемы современного дизайна». Вып. 4).

19. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 23, 1980; 34, 1982; 41, 1983; 48, 1985; 49, 1986; 57, 1988; 58, 1989.

20.Теоретические основы оценки промышленных изделий. М., 1985. (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 46.

21. Федоров М.В., Сомов Ю.С. Оценка эстетических свойств товаров. М.: Экономика, 1970.

22. Федоров М.В. и др. Научно-методические проблемы дизайна для решения социально-экономических задач. М.: Архитектура-С, 2010.

23. Философские и эстетико-теоретические основы исследования эстетической ценности промышленных изделий. М., 1982. (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 38).

24. Функция вещи как предмет исследования в дизайне. М., 1982. (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 39).

25. Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 51).

26. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Колл. авт. М.: Стройиздат, 1990.

27. Эстетическая ценность и художественное конструирование. М., 1973. (Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 6).

28. Эстетическая ценность объектов дизайна и её функционирование в системе культуры. М., 1982. (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 37).

Яндекс.Метрика