Сезонная жизнь пешеходных улиц: принцип сезонности в дизайне городской среды
Рассматривается понятие сезонности в архитектуре и дизайне. На примерах отечественного и зарубежного опыта проектирования пешеходных улиц выделяются особые объекты сезонного использования. Рассмотрено понятие микроклимата, впервые появившееся в работах датского архитектора Яна Геля. На основе исследования сезонность возводится в необходимый принцип проектирования комфортных пешеходных зон.
Ключевые слова: дизайн архитектурной среды, пешеходная улица, микроклимат, сезонность
Понятие сезонности в архитектуре и дизайне. Проблема сезонности пешеходных пространств
Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.
При упоминании сезонности относительно городской среды вспоминается сезон туризма в исторических городах, например, в Венеции, перед которым активно растет производство сувенирной продукции, а в зимние месяцы снижается. Такая очевидная функциональная связь городской активности с сезонностью, отражающая регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени года — далеко не единственный пример сезонности в городской среде.
С появлением пешеходных улиц в городе расширилось социальное пространство, которое могли бы посещать и находиться в нем жители и гости города. Однако, и здесь налицо факт их сезонного использования.
Cезонность, присутствующая в архитектуре города — это, безусловно, вынужденная мера в условиях соблюдения климатического режима. Нет социальной активности — нет полнокровной городской среды, лишь архитектурные силуэты, заколоченные досками и поэтому с трудом угадываемые фонтаны, выключенная иллюминация и убранная уличная мебель. С весенним солнцем и желанием горожан подольше задерживаться в уличном пространстве, появляются сопутствующие этому объекты сезонного характера. Улица словно оживает, развертывается и детализируется, насыщаясь пешеходами, а вместе с ними и уличной мебелью и оборудованием, визуальной информацией, фонтанами и зелеными формами. Возрастает социальная активность улицы как своего рода живого организма.
С явлением сезонности связано большинство предметных форм и технических устройств в пространстве города. Остановочные площадки, помимо своей основной функции кратковременного отдыха в ожидании транспорта защищают от осадков, ветра и солнечной радиации. Фонтаны и объекты ландшафтного дизайна создают особый микроклимат в жаркую погоду. Сезонность проявляется и в различных формах торгового оборудования, которое как бы «распускается» в теплое время года и, напротив, сворачивается — в холодное.
Возвращаясь к природным корням сезонности, стоит вспомнить, что с самого начала возникновения индустриального дизайна как отдельного вида проектно-художественной деятельности, дизайнеры обращаются к природе за вдохновением. Порядок, присущий природным объектам, известный американский промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна Виктор Папанек относит к важнейшим составляющим дизайна [1]. С этой точки зрения сезонность, как природную составляющую, можно рассматривать как естественный ход событий, в том числе и в городском дизайне.
Помимо естественной сезонности, в городе существует сезонность социальной активности, созданная искусственным образом.
Выходные дни. В трудовом праве предусмотрены дни отдыха, установленные законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. Само понятие выходного дня обозначает возможность выйти куда-нибудь, то есть свидетельствует о возможной социальной активности, в том числе и в городской среде. В выходные дни горожане часто собираются в центре города в ресторанах, кафе, торговых центрах и прогулочных аллеях. Существует также понятие «тур выходного дня». Изначально туры выходного дня были придуманы для деловых людей, у которых просто не хватает времени на отпуск, но сегодня они становятся распространенными и для обычных жителей соседних городов. Выбраться с периферии в столицу, поездить по окрестностям и т. д. Есть и обратная сторона выходных дней — когда жители урбанизированного города выбираются на выходные дни на дачу. Тогда городские улицы пустеют, словно предоставляя их приезжим гостям города.
Так или иначе необходимо подчеркнуть важность этого проявления сезонности, поскольку самые важные события в городской социальной жизни устраиваются именно в свободное от работы время.
Праздники, фестивали, ярмарки, гастроли. Отдельной строкой проявления социальной активности в городе можно отметить различные праздники и фестивали. Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства [2].
Существуют фестивали и празднества, проводимые сугубо в определенных местах и городах. Таков Октоберфест, Венецианский и бразильский карнавалы и многие другие. Такие праздники обладают своей исторически устоявшейся символикой, определенным привычным местом проведения и строгой периодичностью. Очень часто к таким праздникам приурочивается ярмарка. Например, Карнавал Культур в Германии, проходящий на протяжении четырех дней как раз представляет собой ярмарку с экзотической едой и напитками, концертными площадками, празднуя дух мультикультурной столицы Германии. Чаще всего изюминкой такого фестиваля и карнавала становится парады. На упомянутом карнавале культуры устраивается парад музыкантов, которые, танцуя, проходят по улицам Берлина. Таких примеров можно привести достаточно много.
Другие мероприятия имеют сезонный характер, но нефиксированный территориально. Одним из самых известных фестивалей, проходящих в городе являлся Парад любви в Германии. Парад Любви (Лав Парад) — это легенда, воплощенная в жизнь в наше время. Он начал жизнь как демонстрация и с течением времени развился в событие, которое позволяет фанатам электронной музыки расслабляться и праздновать это событие с аналогично мыслящими людьми со всех континентов. Выдающиеся особенности Лав Парада — это свободно празднующие люди, захватывающие достопримечательности города и всесторонняя музыкальная программа. Это событие являет собой зеркало текущих международных тенденций. Описанный международными авторами, этот фестиваль достигает значения, распространяющегося далеко за пределы Берлина и Германии. Мероприятие такого масштаба требует серьезной организации пространства, поскольку городские артерии, спроектированные в рамках определенных стандартов не способны пропустить через себя настолько большой людской поток.
Олимпийские игры, гастроли театров, цирков и выставок, обладающие строгой сезонностью, кочующие из города в город и меняющие вместе с собой окружающую среду города, вызывая общественный резонанс, также можно рассматривать в этой категории.
Одними из ярких примеров являются и кочующие парки аттракционов, формирующие вокруг себя праздничную атмосферу и требующие определенный набор элементов предметно-пространственной среды. И цирк Шапито, имеющий длинную история со времен Средневековья. Шапито (фр. chapiteau) — разборная конструкция из мачт и натягиваемого на них полотна (парусины, брезента) шатра. Предназначена для проведения цирковых, театральных и некоторых других зрелищных мероприятий главным образом в местах, где отсутствуют стационарные специализированные постройки. Цирк-шапито получил широкое распространение в Средние века. Хотя и значительно реже, но встречается и в наше время. Наиболее известные представители: канадский Цирк Солнца (Cirque du Soleil), украинский «Цирк Кобзов» и другие.
Обращаясь к дизайну городской среды попробуем определить, в каких объектах городского дизайна наиболее ярко проявляется сезонность:
- мобильные объекты и постройки сезонного характера, которые на время демонтируются и убираются из пространства улицы;
- сезонные сооружения, функционирование которых прекращается с холодами, но сама форма остается;
- заменяемые предметные формы, временно размещаемые на фасадах и затем убираемые или заменяемые на другие;
- трансформируемые всесезонные объекты, которые трансформируются в зависимости от изменения ситуации.
Мобильные объекты и постройки сезонного характера. Для зимнего и летнего периода времени чаще всего характерно появление объектов временной актуализации. Это и мобильные сцены, арт-инсталляции, зеленые скульптуры, снежные и ледяные скульптуры, новогодние елки, уличная мебель, кадки с растениями и пр. временные объекты.
Самые распространенные из таких временных объектов — летние кафе, которые в последнее время стали очень популярны. Летние кафе стали также посредником между интерьером всесезонного кафе и экстерьером улицы. Сегодня они также считаются не только сезонными объектами системы обслуживания, благоустройства, но и одним из способов архитектурно-художественной организации среды. Уличное («летнее») кафе — это прежде всего сезонный бизнес, который чаще всего в холодное время года прекращает функционировать. У рестораторов, открывающих в дополнение к своим зимним залам ещё и летнюю веранду, есть незыблемое правило: оформление веранды не должно понижать уровень заведения. На столах в обязательном порядке должны лежать белоснежные накрахмаленные скатерти, фарфоровые тарелки, хрусталь, а мебель должна быть из натурального дерева и хорошего дизайна. Желательно, чтобы территория была разделена на несколько зон и создавала ощущение изолированности столиков. Для этой цели дизайнеры используют много приемов: «архитектурные детали», такие как арки, беседки, стенки, плетни, декоративные кованые решётки, фонтаны и фонтанчики, водопады [2]. В зимнее время социальная активность городской среды существенно уменьшается. Зимой всё то, что стояло на улице летом, нужно запереть на замок и хранить в дополнительном помещении. Тем не менее в некоторых скандинавских странах прибегают к обогреву палаток кафе, использованию пледов и формированию теплой, уютной атмосферы для продления как можно дольше функционирования уличных кафе, выводя их за рамки летнего периода. Негласно начало существовать правило три «О». 1. Освещение. 2. Обогревающие установки. 3. Отпугивающие насекомых устройства [4].
Отдельно стоит упомянуть объекты ландшафтного дизайна, которые в силу используемого материала чаще всего становятся объектами временной актуализации. Это и мобильные (сезонные) цветочные модули, и зеленые скульптуры и декоративные композиции, превращающиеся зимой в заснеженные равнины или холмы.
Сезонные сооружения, функционирование которых прекращается с холодами, а форма остается. Объектами временной актуализации являются также различные объекты сезонной мелкорозничной торговли: мобильные торговые киоски, тентовые навесы с игральными автоматами и вендинговыми автоматами газированной воды и мороженого. Некоторые из них, оборудованные системой отопления, остаются функционирующими, другие стоят закрытыми.
Многие торговые ряды пустеют с приходом зимы без соответствующих мероприятий. По всей России городские парки в зимнее время замирают под покровом снега. Многие объекты ландшафтного дизайна — зеленые скульптуры — оголяются до конструктивного остова и переплетения веток до весны. Красивые арт-объекты и фонтаны заколачиваются щитами и досками, меняя силуэт пешеходных улиц, порой внося в них элемент несуразности и неустроенности, неоконченного строительного процесса.
Заменяемые предметные формы, временно размещаемые на фасадах. Прежде всего это солнцезащитные козырьки и маркизы, позволяющие регулировать попадание солнечны лучей в интерьерное пространство, ветрозащитные ставни, снегозащитные козырьки и навесы, используемые в определенное время года. К этой же группе относятся и разнообразные средства декоративного оформления фасада — флажки, растяжки, кратковременные росписи и элементы вертикального озеленения, праздничная иллюминация и художественная подсветка фасадов.
Выполняя проект художественной подсветки, чаще всего архитектор или дизайнер в проект включает и праздничную подсветку на основе тех же приборов, но с заданным новым алгоритмом [5]. В последнее время часто используется динамическая подсветка с использованием светодинамических установок, газосветных приборов, лазерной техники и пр. в дополнение к традиционным средствам городской иллюминации, а также декоративная «светоживопись» — форма свето-цветового обогащения природной среды методом светового окрашивания, использованием световых сеток и световых шнуров.
Трансформируемые всесезонные объекты и объекты многофункционального режима использования. Помимо сезонных объектов кратковременной актуализации, сезонность проявляется в смене функционального назначения или внешнего вида целого ряда объектов.
Проявляется этот принцип в сезонном использовании уличного оборудования: замена предметных форм на новые, отвечающие требованиям сезонной эксплуатации. В некоторые элементы уличного оборудования закладывают возможность трансформации, а также добавление элементов конструкций- противоснеговых крыш, теневых навесов и пр. Примером всесезонных объектов являются и витрины. Они представляют собой прежде всего объект визуального мерчендайзинга и с такой экономической подоплекой сезонная смена оформления витрин является первоочередной задачей. Основная цель витрины — привлекать внимание и втягивать в пространство магазина. Они оформляются образцами товарной продукции, товарно-декоративными и декоративными элементами, при необходимости с использованием текстов, раскрывающих потребительские свойства товаров или услуг.
Городское пространство сквера или площади в зимнее время иногда трансформируется в ледовый городок или каток с целью сохранения социальной активности в городе, то есть при сохранении формы изменяется функция объекта.
Здесь еще раз хочется упомянуть и про ландшафтный дизайн. Весенне-летнее буйство зелени не должно превращаться в унылые, голые кусты и деревья зимой. Ключ к удачному решению кроется в соотношении «зелени и камня». Специалисты отмечают, что в проекте важно уделить внимание не только сочетанию растительных культур, но и мощеным дорожкам, бордюрам, беседкам и скульптурам. Тогда зимний дворик сохранит свою привлекательность при опавших с деревьев листьях [6].
Архитектор Ян Гель.
Микроклимат как средство создания устойчивой среды.
Ян Гель — датский архитектор, практикующий консультант в области урбанистики. Он исследовал городские пространства, их формы и функциональное насыщение. Результаты исследований он представил в своих публикациях, чтобы его опыт можно было использовать в разных частях мира. Его компания «Gehl-Architects» сосредоточена на помощи в организации социальной активности в общественных пространствах. Их проекты всегда начинаются с анализа пространств.
В 70‑е годы, когда в мире только начали задумываться о создании комфортной гуманистичной среды, когда пешеходные улицы только стали появляться, Ян Гель был одним из первых, кто задумался о формировании микроклимата внутри крупных общественных пространств.
Рассматривая его работу, Ральф Эрскин говорил: «Спустя годы, когда процесс урбанизации достиг определенного уровня и социальная активность, с одной стороны, в городах возросла, а с другой стороны, эти пространства не были достаточно комфортными для пешеходов, работы Яна Геля вспыхнули с новой острой актуальностью, стали уже не утопичными, а реальностью».
Изначально исследование Яна Геля касалось общественных пространств и общественной жизни в Копенгагене. Однако, оно было быстро подхвачено и применено во многих других городах Европы, Северной Америки, Азии и Австралии. Его идеи и подходы к проектированию общественных пространств включают в себя передовую позицию соединения современных технологий со всем тем, что лучше всего поддерживает и увеличивает социальную активность жителей города в общественных городских пространствах.
Методика Яна Геля достаточно проста. Оценивается оптимальность использования городского пространства, затрагивающая сенсорные способности человека и делаются рекомендации для того, как можно средствами дизайна повысить и поощрить активное использование открытых городских пространств. Эта методика формирует устойчивое существование и развитие городской среды.
Ян Гель был консультантом муниципалитетов и отделов городского планирования в Европе, Северной Америки, Австралии, Японии, Сингапуре и Саудовской Аравии. Он рассматривает в своих работах понятия необходимые функциональные действия, дополнительные локальные действия и социальные действия в общественных пространствах. В то время как необходимые действия имеют место быть независимо от качества физической среды, дополнительные действия зависят в существенной степени от того, что должно предложить место и как это заставляет людей вести себя в нем и чувствовать себя. Чем лучше место, тем больше дополнительной деятельности происходит на протяжении длительного времени.
Социальная деятельность происходит спонтанно, когда люди встречаются в специфическом месте. Социальные действия включают детскую игру, поздравления и сеансы связи, общие действия различных видов, и просто наблюдение и слушание других людей. Общие пространства в городах и жилых областях становятся значимыми и привлекательными, когда все действия всех типов происходят в комбинации и способствуют друг другу.
Ян Гель подчеркивает важность постепенного преобразования в городских пространствах, чтобы сделать изменения жизнеспособными и дать время людям, чтобы те адаптировались к физическим изменениям, смогли скорректировать свой образ жизни и экспериментировали с новыми способами использовать город. Постепенное преобразование учитывает большую гибкость в процессе дизайна и облегчает изменения отношения через общественную причастность и позитивные события.
В своих книгах архитектор Ян Гель напоминает нам, что жизнь человека в городе не должна обязательно быть ограничена летними месяцами. Он утверждает, что не смотря на то что погода зимой капризна, и атмосфера требует специфических ресурсов и действий, таких как катки для фигурного или конькобежного спорта и киоски, продающие горячие супы и горячие напитки, зимняя городская социальная активность не только возможна, но и важна. Он отмечает, что эти качества уже присутствуют во многих североамериканских городах и утверждает, что специальное освещение и отопительные технологий могут помочь нам лучше использовать потенциал зимних пространств, давая возможность городам содержать в экстерьере привычные летнему времени события.
Ян Гель — один из первых архитекторов, кто в своих теоретических трудах о пешеходной среде, микроклимате по сути сформулировал понятие устойчивой среды. Его рассуждения о возможности активной социальной жизни в зимнее время года позволяет современным дизайнерам добиваться всесезонных решений городской среды, включая все традиционные для нее элементы. Это один из важных моментов развития современных городов на данном этапе. Устойчивое развитие современного города — это исключительно актуальная задача, которая должна решаться всеми жителями и руководством города, чтобы обеспечить высокое качество городской среды, высокое качество жизни, равновесие города и природной среды.
Сезонное явление в городской среде является историческим и останется таковым даже в условиях устойчивого развития, а также именно по этой причине. Развитие городской культуры будет осуществляться в направлении локальной социальной активности, уменьшая воздействие сезонного климатического фактора, а также крупных культурных явлений — фестивалей и праздников, периодическое проведение которых необходимо для формирования соответствующей атмосферы ожидания мероприятия и рационального баланса социальной активности.
Появление в арсенале современного дизайнера новейших технологий интерактивности и нанотехнологий будет способствовать повышению качества предметно-пространственной среды города, ее комфортности и привлекательности для городских жителей, а, значит появление новых форм социальной активности, а также формирование городской культуры нового уровня будет неизбежно. Устойчивое развитие города должно обеспечить создание красивого, здорового, любимого жителями города, обеспечивающего полное удовлетворение их потребностей вне зависимости от сезона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Папанек, Виктор. Дизайн для реального мира. М.: Издательство Д. Аронова, 2010 г.
2. Фестиваль — Википедия [Электронный ресурс] /- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фестиваль /- свободный. ‒ Загл. с экрана.— Яз. рус.
3. Шапито — Википедия [Электронный ресурс] /- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шапито /- свободный. ‒ Загл. с экрана.— Яз. рус.
4. Назаренко, Елена. Уличное кафе [Электронный ресурс] /- Режим доступа:. www.openbusiness.ru /- свободный. ‒ Загл. с экрана.— Яз. рус.
5. Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР, № 2/2002
6. Панионт, Елена. Ландшафтный дизайн: сезонный ветер перемен. http://wetol.ru/2937011.php [Электронный ресурс] /- Режим доступа: /- свободный. ‒ Загл. с экрана.— Яз. рус.
7. Тетиор А. Н.. Устойчивое развитие города. [Электронный ресурс] /- Режим доступа: http://www.leadnet.ru/tet/index.htm /- свободный. ‒ Загл. с экрана.— Яз. рус.