новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2008
журналы
форум издания акции
партнёры



Феномен развития промышленного дизайна в Нижегородском регионе
С.А. Поднебеснов

В статье рассматривается значимые проблемы и процессы, связанные с развитием дизайна в Нижегородском регионе, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской школы дизайна, обучения дизайнеров и их практической деятельности.

Нижний Новгород расположен на слиянии двух великих рек Волги и Оки, и в его окрестностях исторически предопределенно сформировался уникальный и феноменальный культурный социум. И не случайно в Нижегородском регионе возникло очень большое количество ремесел – свыше 70 видов ремесел и свыше 40 видов художественных промыслов, такого явления больше нет ни в одном другом месте.

Нижний Новгород издавна известен как главный торговый центр России, и благодаря крупнейшей Всероссийской промышленной и художественной Ярмарке были созданы условия для колоссального для своего времени культурного, проектно-инженерного, научного и экономического международного обмена. Нижегородская Земля взращивала уникальные кадры, приносившие для России и всего мира неоценимые творческие дизайнерские идеи и открытия.

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России – народного дизайна. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области является уникальным музеем России, в котором представлено более 3 тысяч произведений народного искусства Нижегородского края, которые позволяют проследить развитие Нижегородских художественных промыслов и ремесел на протяжении XVII-XX веков. В экспозициях музея представлены: резьба по дереву на крестьянском жилище и бытовых предметах, церковная деревянная скульптура и другие культовые предметы, народная роспись по дереву (хохломская, городецкая, полхов-майданская), резная, расписная и плетеная народная мебель, народная керамика (изразцы, гончарная посуда), художественная обработка металла (ковка, медное и чугунное литье, производство замков, ножей, металлических шкатулок, филигрань), национальная народная одежда, ткани (ручное ткачество, вышивка, набойка, кружевоплетение), художественная резьба по камню и кости, народная игрушка (деревянная, глиняная). Музей истории художественных промыслов Нижегородской области является научно-исследовательским и консультационно-методическим центром по изучению истории, современного состояния и художественных особенностей народного искусства, художественных промыслов и ремесел Нижегородской области.

Как уже отмечалось, Нижегородская Земля взращивала уникальные кадры, которые создали неоценимые творческие дизайнерские идеи и открытия для России и всего мира. Вспомним, что именно нижегородский изобретатель-дизайнер И.П. Кулибин, известный многочисленными и очень остроумными дизайнерскими изобретениями, стал в 1769 году, по сути, главным механиком России, ибо ему было поручено заведывание технической мастерской Академии наук. В области дизайна можно вспомнить его несомненный шедевр часового искусства - так называемые «Часы яичной фигуры», преподнесенные им Екатерине II. В этой работе изобретательский гений Кулибина сочетался с высоким уровнем выполнения художественных задач. Им также были созданы разного рода механические и автоматические игрушки для великих князей Александра и Константина. Можно вспомнить и важное изобретение Кулибина в области оптических приборов – прообраза современного прожектора. Это были знаменитые «кулибинские фонари», нашедшие в то время достаточно широкое применение, что было отмечено Г.Р.Державиным. Эти фонари применялись и для освещения некоторых помещений Зимнего дворца. Но образцом подлинного дизайна, то есть сочетания неординарно – технической мысли с решением утилитарно – функциональных задач, имевших к тому же социальную направленность и с нахождением удивительно изящного общего решения, является кулибинский проект одноарочного деревянного моста через Неву. Кстати, нужно отметить, что Кулибин изобрел для этого моста арочные решётчатые фермы, применявшиеся как и в ХХ веке, так и в наше время. Но через 50 лет после их появления такие фермы стали называть американскими или фермами Тауна – по имени американского инженера, изобретшего их полвека спустя после Кулибина. Деревянный мост Кулибина и сейчас поражает своей смелостью и красотой конструкции. Красота его не привнесена и не наложена поверхностно, а порождена самой конструкцией, как это органически свойственно совершенным образцам дизайна.

Дизайн как феномен индустриальной эпохи стал активно развиваться с самого начала XX века. Две международных школы заложили основы дизайна на научных основах; БАУХАУЗ в Германии и ВХУТЕМАС в России. И это признано дизайнерами всей планеты. Но дизайн развивался и в локально, о чем свидетельствуют многочисленные национальные школы дизайна.

В СССР и России дизайн становился на ноги в достаточно сложных исторических условиях (1920 - 1960 гг.). Если в масштабах страны существовали объективные и субъективные трудности становления дизайна как государственной политики в области промышленного производства, то в Москве, Горьком, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске энтузиасты дизайна делали свое дело. Эта инициатива и обеспечила возможность не только принятия Постановления № 394 Совета министров СССР от 28 апреля 1962 г. “Об улучшении качества изделий машиностроительной промышленности и товаров массового потребления путем использования метода художественного конструирования”, но и создания ВНИИТЭ и журнала ‘’Техническая эстетика”.

На местах быстро началась активная деятельность по созданию отделов, бюро, секторов, лабораторий с многообразными названиями: художественное конструирование, техническая эстетика, промышленная эстетика, производственная эстетика и т.п. Терминологический аппарат еще не был разработан.

Более того, в 60-ые годы XX в. не было практически никакой ясности в четырех базовых областях дизайна: организационной, научной, педагогической и практической. В решении этих проблем и пригодился многолетний опыт развития дизайна в Горьковской области. Здесь нет необходимости доказывать огромный многоотраслевой промышленный потенциал горьковского региона: судостроение, машиностроение, приборостроение, авиационная и автомобильная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, самые многочисленные художественные промыслы как форма “народного дизайна” и.т.д..

Огромный дизайнерский опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе ещё с 30-х годов. Это известные разработки под руководством дизайнера-конструктора А.Кириллова автомобилей ГАЗ-М-1 «ЭМКА», ГАЗ-М20 «ПОБЕДА» В.Самойлова, ГАЗ-12 «ЗИМ» Б.Лебедева, Л.Еремеева, известные разработки автомобилей ГАЗ-13 «ЧАЙКА» Б.Лебедева, «ВОЛГА-ГАЗ-21» Л.Еремеева, «ВОЛГА-ГАЗ-24» Л.Циколенко, Н.Киреева, ГАЗ-14 «ЧАЙКА» С.Волкова. В коллективе работали дизайнеры В.Захаров, В.Фузеев, С.Сухов, В.Бузуев, Л.Репина и др..

Разработки выдающегося дизайнера Р.Е.Алексеева лучших в мире крылатых судов и экранопланов, а также работавших под его руководством талантливых дизайнеров Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях В.Квасова, Ф.Прибыщенко, О.Фролова, Н.Малюкова, С.Швецова, А.Сухова, И.Медведева и других. Были созданы суда на подводных крыльях «Ракета», «Волга», «Метеор», «Спутник», «Комета», «Чайка», «Вихрь», «Беларусь», «Буревестник», экранопланы СМ-1, СМ-2, СМ-3, СМ-4, СМ-5, СМ-6, СМ-7, СМ-2П7, СМ-8, УТ-1, КМ, «Орлёнок», «Чайка», «Лунь», СМ-9 «Рыбнадзор», СМ-10 «Волга-2» и др. По проектам ЦКБ по СПК с 1975 г. были построены суда: речные теплоходы на подводных крыльях «Восход», «Полесье», «Ласточка», морские теплоходы на подводных крыльях «Колхида», «Альбатрос», «Олимпия», катер «Дельфин», двухпалубный газотурбоход «Циклон», двухместный учебно-тренировочный экраноплан «Стриж».

Разработки руководителя дизайн-центра Павловского автобусного завода М.В.Демидовцева – создателя автобуса ПАЗ-Турист-Люкс, получившего Золотой кубок «за новизну дизайна» на международном конкурсе в г. Ницца, Франция.

Лидировали в СССР фундаментальные художественно - конструкторские разработки в приборостроительной отрасли под руководством дизайнеров А.Маслова, А.Шаповала, работавших в ГНИПИ. Блестящие работы в области эстетизации промышленной среды авиационного завода им. С.Орджоникидзе дизайнера А.Елизарова (60-е – 70-е годы), лучшие в мире разработки атомных подводных лодок под руководством Н.Кваши – удостоенного первым звания Героя России, разработки дизайнера Ю.Востокова, возглавившего в последствии министерство мебельной промышленности СССР, разработки А.Николаева отечественных уникальных в мире снегоболотоходов и специальных транспортных средств и механизмов для Арктики и Антарктики в Специальном конструкторском бюро, разработки лучших в мире фрезерных станков на ГЗФС.

Опираясь на исторические традиции нижегородской промышленности, энтузиасты - инженеры, конструкторы, технологи, художники пытались проектировать и создавать промышленные изделия с учетом единства инженерных и эстетических свойств.

Научные основы системы дизайна были разработаны нижегородским ученым доктором философских наук, профессором Л.А.Зеленовым. Это система дизайна на базе его 6 принципов. Доклад о шести принципах дизайна был положительно оценен на 9 Конгрессе ИКСИД. По отзывам известных российских дизайнеров, получивших знания в школе Зеленова, они постоянно применяют эти принципы в своей проектной практике, что, по моему мнению, несомненно способствовало и способствует появлению известных шедевров российского дизайна.

Сущность концепции Нижегородской школы дизайна заключается в следующем: 1) дизайн - это теория и практика художественного конструирования технических систем; 2) художественное конструирование - это творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями; 3) глубинная природа дизайна - эстетическая, а эстетическое есть единство прекрасного и безобразного, при этом прекрасное - это гармония, единство предметной и человеческой меры в предмете; 4) учет меры предмета в творчестве дизайнера приводит к формированию Инженерного и Экологического принципов дизайна, а учет меры человека – формированию Социологического, Эргономического и Экономического принципов, интеграция их осуществляется за счет Эстетического принципа дизайна. Социологический принцип - учет структуры и динамики общественных потребностей с целью создания полезных продуктов. Инженерный принцип - учет технических, конструктивных и технологических закономерностей с целью создания функционально совершенных изделий. Эргономический принцип - учет анатомических, физиологических и психологических характеристик человека с целью создания удобных изделий. Экономический принцип - учет затрат живого и овеществленного труда с целью создания рентабельных, экономически целесообразных изделий. Экологический принцип - учет особенностей абиотических и биотических систем с целью создания экологически чистых, природоохранных изделий. Эстетический принцип - учет композиционных закономерностей с целью создания прекрасных, эстетически выразительных изделий. Эстетический принцип и показатель качества в дизайне являются интегративным, производным от других принципов и показателей. Логика деятельности дизайнера прежде всего ориентирует его на решение эстетической задачи, но эстетическая выразительность, эстетическое совершенство промышленного изделия могут быть достигнуты только при условии выявления в нем гармонического единства меры предмета и меры человека.

Эти шесть принципов дизайна Л.Зеленова создают всю его систему: шесть учебных циклов подготовки дизайнеров, шесть принципов работы дизайнера, шесть критериев оценки дизайн-проектов, шесть КПД дизайна, шесть комплексов наук, на которые опирается дизайн и т.д..

Интегральная система управления качеством продукции на основе шести принципов дизайна Л.Зеленова была реализована на Горьковском автозаводе, Павловском автобусном заводе, на Волжском автомобильном заводе, в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева, Горьковском научно-исследовательском приборостроительном институте.

В 1973 г. в Москве на ВДНХ состоялась выставка нижегородской промышленности с разделом и докладами по дизайну. Нижегородские дизайнеры активно участвовали с докладами на заседаниях отделов ВНИИТЭ (Л.Зеленов, О.Фролов, С.Норенков, С.Швецов, Н.Малюков и др.). Установились многогранные связи с московскими профессорами А.Иконниковым, Н.Вороновым, В.Муниповым, Л.Новиковой, В.Глазычевым, с ленинградскими профессорами М.Каганом, М.Коськовым, Б.Ломовым, с уральскими профессорами Л.Коганом, Р.Шейным, А.Еремеевым, А.Мартыновым, со специалистами в области дизайна из Новосибирска (Р.Повилейко), Красноярска (И.Никольский), с белорус-скими коллегами О.Чернышевым и В.Якименко и др..

Опыт нижегородских дизайнеров стал привлекательным для дизайнеров других регионов. В начале 70-х годов нами были организо-ваны курсы повышения квалификации для специалистов Минхимпрома (г.Дзержинск Горьковской области), Минстанкопрома, Минрадиопрома (г.Горький).

Научная деятельность в области дизайна представлена разработкой системы в серии докторских и кандидатских диссертаций и в более чем 100 публикаций (Л.Зеленов, В.Щуров, О.Фролов, Г.Созонтов, А.Казарин, А.Шаповал, Д.Рахманкулова, С.Поднебеснов и др.).

Сложилась Нижегородская школа дизайна, научные исследования которой раскрываются в многочисленных статьях, монографиях, изданиях.

Практическая деятельность нижегородских дизайнеров получила не только отечественное, но и международное признание. В 50-е годы были разработаны и освоены в производстве легковые автомобили “Волга” ГАЗ-21 (дизайнер Л.Еремеев) и “Чайка” ГАЗ-13 (дизайнер Б.Лебедев). “Волга” и “Чайка” имели много конструктивных усовершенствований и эффектный внешний вид. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году они получили Гран-при, а “Волга” ГАЗ-21 заняла почетное 2-е место на конкурсе 2000 года “Российский автомобиль столетия”. Сложившаяся к тому времени конструкторская школа ГАЗа имела прочную основу и собственные традиции, считалась ведущей в отрасли, в том числе и по дизайну. Огромный дизайнерский опыт был накоплен и в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК), возглавляемым выдающимся нижегородским дизайнером Генеральным конструктором Р.Е.Алексеевым. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году СПК «Ракета» и «Волга» были удостоены Золотой медали, а на Штуттгартской выставке в 1976 году модель СПК «Восход», представленная в экспозиции «Советский дизайнер» была удостоена дипломом. В 28 томе Большой советской энциклопедии под номинацией “художественное конструирование” только две фотографии: СПК “Восход” и автобус ПАЗ “Турист-Люкс”. Следует также отметить работу павловчан. Бюро художественного конструирования на Павловском автобусном заводе было создано в 1960 году. В 1962 и 1963 гг. дизайнеры завода организовали две тематические выставки, приуроченные к межотраслевым конференциям смежных предприятий. В 1967 году Павловский автобусный завод впервые получил право на участие в международном конкурсе автобусов в г. Ницце (Франция), где автобус ПАЗ “Турист-Люкс” (главный дизайнер М.В.Демидовцев) был отмечен большой серебряной медалью и призом отличия.

Сектор технической эстетики Горьковского научно-исследо-вательского приборостроительного института, возглавляемый А.Масловым, в 1965 году выпустил первый в нашей стране отраслевой стандарт по технической эстетике, введенный в производство Министерством радиопромышленности с 1 января 1966 г. Дизайн-проекты этого коллектива всегда отличались системным подходом. Начав в конце 50-х годов с обычных модернизаций выпускаемых приборов дизайнеры достаточно быстро перешли к разработкам дизайн-программ, разработали дизайн-программы радиоизмерительной аппаратуры 12-й пятилетки. Дизайнером А.Шаповалом были разработаны художественно-конструкторские проекты более 230 электронных измерительных приборов, проведена комплексная разработка стандартов по технической эстетике и эргономике, им были выполнены ряд НИР по антропометрии и размерной организации рабочих мест, по микробиологии и гигиене рабочих мест, по исследованию зрительного восприятия панелей управления, читабельности шрифтов и графических символов, а также по другим темам целью которых было исследование зрительного восприятия. В итоге столь активной дизайнерской деятельности был положен конец имевшему место в конструкторских подразделениях копированию зарубежных образцов.

В то время, когда на местах в различных отраслях промышленности быстро началась активная деятельность художественно – конструкторских отделов, бюро, секторов и лабораторий, тогда стали зарождаться отраслевые школы дизайна на предприятиях Горьковского региона: автомобилестроении, судостроении, машиностроении, приборостроении, авиационной и деревообрабатывающей промышленности.

Огромный дизайнерский проектный опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе ещё с 30-х годов, который развивался в качестве отраслевой проектной школы и активно распространялся на предприятиях автопрома СССР. В Центральном конструкторское бюро по судам на подводных крыльях сформировалась уникальная в мире дизайнерская школа Алексеева. В дизайн-центре Павловского автобусного завода сформировалась известная в мире дизайн школа Демидовцева, в дальнейшем получившая активное развитие на Волжском автомобильном заводе. В приборостроении базе ГНИПИ на основе фундаментальных научных исследований в области дизайна отрасли выделились дизайнерские школы Маслова и Шаповала.

С 1951 г. начинались более широкие поиски интеграции художественных и конструктивных закономерностей. Благодаря инициативе председателя Горьковского СНХ Н.Смелякова в системе Совнархоза был создан межотраслевой отдел по архитектурно-художественному проектированию (О.Фролов и др.). С этого момента предприятия региона интенсивно пополнялись выпускниками художественно-промышленных вузов. На Горьковский автозавод пришли Л.Циколенко, С.Волков, Н.Киреев, А.Рогов, И.Саяпин и др. В Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, где работал Р.Е.Алексеев, пришли В.Квасов, Ф.Прибыщенко, О.Фролов, Н.Малюков, С.Швецов, А.Сухов, И.Медведев и др..

Опираясь на исторические традиции нижегородской промышленности, инженеры, конструкторы, технологи, художники проектировали и создавали промышленные изделия с учетом единства инженерных и эстетических свойств.

Эта многообразная практическая работа, конечно, нуждалась в научном осмыслении, в организационном обеспечении и в подготовке перспективных кадров.

Инициатива в решении всех названных проблем исходила от Горьковского политехнического института. Именно там с 1963 г. преподавателями и студентами - энтузиастами дизайна (А.Шаповал, В.Дьяченко, В.Валов, И.Шелягин, Б.Чахмахов, В.Носаков, В.Казаков, Л.Зеленов) был создан кружок ‘’Техническая эстетика”, организованы курсы повышения квалификации руководящих работников промышленных предприятий с санкции ОК КПСС (1964-1969 гг.), изданы учебные пособия по дизайну, монография “Эстетику - в производство” (1967 г.).

До 1976 года в обществе активно велась обычная лекционная работа. И впервые в СССР энтузиастами своего дела Л.Зеленовым, А.Шаповалом, О.Фроловым в 1976 году был создан двухгодичный Народный университет дизайна, подготовивший до 1992 года 950 специалистов для промышленности области. Университет был отмечен премией министра образования СССР.

Накопленный опыт подготовки дизайнеров позволил создать специальность “дизайн” на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (1990 год - кафедра промышленного дизайна, зав. кафедрой А.Шаповал и кафедра дизайна интерьера, зав. кафедрой О.Фролов), а в Волжском государственном инженерно – педагогическом университете активно развивается педа-гогический дизайн (зав. кафедрой Н.Сырова) и создается Институт дизайна. В структуре вузов города открыты также серия кафедр культурологического и архитектурного профиля. Опыт их работы показывает, что дипломные проекты выпускников данных кафедр получают самую высокую оценку на международных и всероссийских конкурсах.

По инициативе преподавателей и студентов Горьковского политехнического - энтузиастов дизайна в 1963 г. впервые был создан дизайн центр: кружок ‘’Техническая эстетика”, экспертиза городского транспорта и городской среды при поддержке местных органов власти, курсы повышения квалификации руководящих работников промышленных пред¬приятий с санкции ОК КПСС (1964-1969 гг.), организован Комитет по дизайну в системе НТО, проведено несколько выставок дизайна областного масштаба и конференций по проблемам дизайна с изданием материалов. Более того, был подготовлен вопрос о развитии горьковского дизайна на бюро ГК КПСС (февраль 1968 г.), который докладывал первый секретарь Н.Масленников. Надо сказать в связи с этим, что энтузиасты дизайна встретили понимание и поддержку со стороны органов власти (Н.Масленников, В.Богатырев, А.Новиков, В.Карпочев, А.Соколов и др.). Всё это дало возможность разработать проект создания Горьковского филиала ВНИИТЭ, с которым и вышли в Москву. В настоящее время дизайн центр преобразовался в Нижегородский региональный центр развития дизайна.

Хочется отметить, как уникальный научно – технический потенциал Нижегородского края в ведущих отраслях народного хозяйства позволил руководящим работникам Нижегородской области обрести высокий статус руководящих работников страны (Н.Смеляков переведен в Москву на руководящие должности в системе правительства СССР, К.Катушев – переведен в Москву секретарем ЦК КПСС, Н.Масленников – в систему правительства СССР, В.Силаев – в руководящие органы СССР, В.Глазычев – сегодня работает в Москве в Общественной Палате России и.т.д.).

Много специалистов активно участвовало в развитии дизайна на Нижегородской земле: его теории, педагогики, практики и организации. Являясь специалистами в разных областях, они и способствовали развитию дизайна как интегрального, многомерного социального явления.

Социологическая составляющая дизайна, связанная с теорией потребностей, социальной психологией, теорией моды, социологией труда, во многом обязана творческим поискам многогранного специалиста Р.Никифорова. Информационно-технологический и маркетинговый аспекты дизайна представлены в работах проф. Б.Воинова. Художественная и художественно-прикладная сторона дизайна активно разрабатывались и внедрялись В.Бересневой и А.Пономаревой, педагогами ГИСИ. Инженерно-технологический аспект дизайна разрабатывался Д.Юзефовичем. По существу вся экономическая проблематика дизайна находилась в руках ведущего экономиста З.Андросовой. Проблемы эргодизайна активно разрабатывались А.Шаповалом. Культурно-бытовой дизайн активно развивался средовыми дизайнерами и дизайнерами интерьера: В.Шабашовым, А.Асессоровым, В.Слободиным, В.Игнатьевым, Г.Фадеевым, Ю.Никифоровым, М.Созонтовым, И.Линевич, М.Павловым и др., дизайнером выставочных проектов и мест продаж А.Фединым, графическими дизайнерами С.Можаровым, И.Хлутчиным, А.Ромашиным, Е.Крупник, А.Голиковым, О.Головачевой, И.Масловым и др., фотодизайнерами Г.Видмановым, Н.Шабаровым, М.Храповицким, А.Беляевым, С.Захаровым, С.Лотыревым и др., дизайнерами-модельерами Л.Кириковой, Л.Панкратовой, А.Новиковой и др.. Промышленный дизайн активно развивался новым поколением дизайнеров: в автостроении И.Безродных, С.Плотниковым, С.Поднебесновым, Г.Ломоновым, А.Лебедюком, А.Шашковым, А.Опанасенко и др., в судостроении А.Суховым, А.Кольтяевым, Н.Акчуриеым, С.Жаворонковым, В.Шебеловым, и др..

Творческая инициатива нижегородских дизайнеров получила реализацию сегодня в создании и активной деятельности Нижегородского регионального центра развития дизайна, Приволжского дизайн центра, Института дизайна, Центра экспертизы по дизайну и архитектуре, Рабочей группы по развитию дизайна институтов гражданского общества Приволжского федерального округа, школьной академии дизайна на базе школы №186 –лауреата национального проекта образования РФ, а также при непосредственном участии творческих союзов: Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Дизайнеров России» и Международной ассоциации «Союз Дизайнеров».

«Союз Дизайнеров России» оценил вклад в развитие отечественного дизайна, наградив нижегородских дизайнеров Л.Зеленова, О.Фролова, А.Шаповала орденами «За заслуги в развитии дизайна».

Нижегородские дизайнеры внесли и вносят особый существенный вклад в историю и культуру нашей страны: это преподаватели профилирующих кафедр вузов и ведущие специалисты дизайна различных областей промышленности региона, участвующие в создании автомобилей, летательных аппаратов, судов на подводных крыльях, радиоэлектронной, медицинской аппаратуры, бытовых приборов, моделей одежды, жилых и производственных интерьеров, мебели, станков и инструментов, произведений графического дизайна и декоративно-прикладного искусства, лауреаты и номинанты Государственных премий и Российских национальных конкурсов в области дизайна «Виктория» и других Российских и международных конкурсов и выставок. Основоположники Российского дизайна – известные в мире ученые и исследователи, наши земляки – нижегородцы стоят и сегодня авангарде российского дизайна и отечественных школ дизайна.

В решении задачи перехода к инновационной модели экономического развития значение дизайна резко возрастает потенциал нижегородского профессионального сообщества дизайнеров, исторически связанного с отечественными достижениями в сфере высоких технологий, обосновано закрепился уже в 60-е годы прошлого века. Развитие этого потенциала и его реализация в Нижнем Новгороде и регионах Приволжского федерального округа способны внести существенный вклад в экономику России и укрепление престижа российской продукции.

Нижегородские дизайнеры осуществляют Правительственную Концепцию развития дизайна в Российской Федерации и «План действий по реализации положений концепции развития дизайна в Российской Федерации» при поддержке «Нижегородского регионального центра развития дизайна», на который государством возлагаются задачи пропаганды и внедрения методов дизайна в различные сектора экономики и социума.

«Нижегородский региональный центр развития дизайна» считает приоритетными в настоящее время следующие направления:

программы развития промышленного дизайна, программы исследования в области альтернативной энергетики, нанотехнологий, программы развития дизайн – образования;

организация художественных советов, введение практики эстетического контроля качества относительно объектов дизайна, эстетики городской среды и архитектуры в регионе;

проведение экспертиз и консультаций по дизайну в регионе;

издание в России и за рубежом трудов наших ученых в области эстетики и дизайна;

создание музеев дизайна;

мероприятия по реализации программы «Детская игрушка», «Детские игровые и спортивные площадки», и в первую очередь для реализации проектов в детские дома, детские сады и другие детские учреждения. На сегодняшний момент имеются разработки – курсовые и дипломные проекты студентов - дизайнеров. Планируется целевая разработка данных детских проектов силами лучших дизайнеров–профессионалов;

мероприятия по реализации программы эргономического обеспечения проектирования и производства ручного инструмента предприятиями. В настоящее время имеется патентно-чистые разработки и заделы по садово-огородному инструменту;

содействие развитию детско-юношеского технического и научного творчества, популяризация и пропаганда технической эстетики. ■

С.А. Поднебеснов

директор Нижегородского регионального центра развития дизайна, председатель правления Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Дизайнеров России»

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1. Учеб. для вузов. – 2-е изд. исправл. и дополн. – Москва: «Союз Дизайнеров России», 2004. – 280 с., ил.

2. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. Учеб. для вузов. – Москва: «Союз Дизайнеров России», 2004. – 396 с., ил.

3. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. – М: «Союз Дизайнеров России», 2001. – 424 с., ил.

4. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. – М: «Союз Дизайнеров России», 2001. – 392 с., ил.

5. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 - 2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. – 416 с., ил.

6. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники /Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. – М.: Архитектура – С, 2006 – 368 с., ил.

7. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники /Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга вторая. – М.: Архитектура – С, 2007 – 432 с., ил.

8. Зеленов Л.А. Система эстетики: Учебное пособие. Нижний Новгород – Москва: Издательство ГХИ ННГАСУ, Российская академия образования, 2004. – 418 с.

9. Кириллов А.Н. Сюрфасография. Главная редакция машиностроительной и автотракторной литературы. Москва: НКТП СССР, 1937. – 92 с.

10 Долматовский Ю.А. Автомобильные кузовы. Проектирование и конструкция. ГНТИ Машиностроительной литературы. Москва: 1950. – 328 с.

11. Зеленов Л.А. История и теория дизайна. Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегородский государственный архитектурно – строительный университет, 2000. – 46.

12. Вильямс Д.А. Построение криволинейных поверхностей. ГНТИ Машиностроительной литературы. Москва: 1951. – 60 с.

13. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII – начала XX века. Издательство Ленинградского университета, Ленинград, 1978. – 280 с., ил.

14. ЗНАНИЕ – СИЛА 10/96. Т.Алексеева. «Крылья Алексеева» с.130-141. М.: «Знание-сила», Октябрь, 1996. – 160 с.

15. Нижегородский НИПИ КВАРЦ – лидер в области радиоизмерений. Под общей редакцией А.М. Кудрявцева. Нижний Новгород: «Профи-полиграфия», 2004. – 124 с.

Яндекс.Метрика