новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2008
журналы
форум издания акции
партнёры



вниитэ
Дизайн и государственная политика в скандинавии
Г.М. Исайкина

В статье описано состояние дизайна в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, отнесенных к группе скандинавских стран. Раскрыты национальные особенности форм, методов и механизмов осуществления государственной политики в области дизайна и приведена их характеристика. Показано, что в разных странах придерживаются сходных взглядов в том, что дизайн - это стратегический инструмент для экономического развития и повышения уровня жизни населения, а основная роль государства - создание условий для формирования и эффективного функционирования его инфраструктуры. При этом поддержка дизайна осуществляется на общегосударственном или на региональном уровне, ряд государств предпочитает использовать оба варианта. Автор акцентирует внимание на выявлении роли и значения дизайн-центров в большинстве европейских стран, осуществляющих посреднические функции между дизайном и промышленностью, дизайном и бизнесом. Подчеркнуто, что ключевыми моментами, влияющими на развитие дизайна в скандинавских странах, все больше становятся вопросы экологии, структуры потребностей и социального поведения населения.

Ключевые слова: дизайн, политический фактор в дизайне, инновационная стратегия, скандинавский дизайн

В настоящее время практически во всех странах мира особое внимание уделяется проблеме использования дизайна для формирования национальной и промышленной политики. Многие страны и регионы разработали соответствующие программы. Основные позиции этих программ схожи в тех аспектах, которые рассматривают дизайн как важный стратегический инструмент для экономического прогресса и улучшения конкурентоспособности продукции, а также создания рабочих мест и расширения бизнеса. Большое внимание придается дизайну и в решении социальных вопросов. Однако в дизайн-программах разных стран есть и различия, связанные с осведомленностью руководящих органов государства о роли дизайна в решении первостепенных целей и специфических задач нации.

В условиях глобальной конкуренции национальные и региональные аспекты дизайн-политики различных стран приобретают все большее значение. Особое внимание обращено на национальный бизнес и конкурентоспособность, причем решающим фактором становится приобретение новых знаний и научно-исследовательская деятельность.

Согласно разработанной в Европейском Союзе (ЕС) инновационной стратегии к 2010 году расходы стран-членов ЕС на НИОКР, в том числе и на развитие дизайна, должны составлять 3% от ВВП. В настоящее время из стран-членов ЕС только две страны – Финляндия и Швеция – смогли достичь этого уровня. В скандинавских странах дизайн-политика финансируется, главным образом, правительством.

Финляндия. История финского дизайна началась во второй половине XIX века. В 1870-х годах с целью сохранения традиции и поддержания достойного художественного уровня индустриальной продукции были основаны Художественно-промышленное общество Финляндии, Художественно-промышленная школа, Художественно-промышленный музей, общество «Друзья финского рукоделия». Так родилась отдельная область художественного творчества - дизайн, в основу которого были положены традиции национальной культуры.

В шестидесятые годы прошлого века финский дизайн вырос в отдельную отрасль. Позднее сформировались новые требования к дизайну, связанные с учетом эргономики и безопасности продукции. Постмодерн восьмидесятых вернул в сферу дизайна многие элементы стилей прошлого. К середине девяностых годов дизайн стал ключевым фактором развития промышленности Финляндии.

По данным Всемирного экономического форума на протяжении последних лет Финляндия занимает лидирующие позиции среди мировых стран по уровню дизайна. Особое внимание в стране уделяется развитию промышленного дизайна, от которого во многом зависит конкурентоспособность производимой в Финляндии продукции на внутреннем и международном рынках.

Правительство Финляндии 15 июня 2000 года своим решением утвердило программу «Дизайн-2005» (Muotoilu-2005). Стратегической целью программы является выведение финского дизайна в мировые лидеры. Это дало возможность ещё сильнее укрепить позиции финских товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Основные позиции этой программы следующие:

развитие дизайнерского образования;

расширение исследований в области дизайна;

совершенствование инфраструктуры дизайн-сервиса, стимулирование его постоянного использования финскими компаниями;

интеграция дизайна в национальную систему инноваций.

В программе «Дизайн-2005» предусматривается активное продвижение дизайна в сфере малого и среднего бизнеса. В связи с этим в стране создано несколько инновационных центров, задача которых - подбор партнёров для сотрудничества в сфере дизайна и использование новейших технологий. В соответствии с программой планировалось, что к 2005 году 30% финских производителей воспользуются услугами высококвалифицированных дизайнеров, а к 2010 году - уже 50%. Дизайн, как важное средство повышения потребительского качества, должен стать составной частью бизнес-стратегии.

Одним из ключевых моментов программы «Дизайн 2005» является широкое внедрение междисциплинарных исследовательских программ, в которых принимают участие представители промышленных предприятий, эксперты из смежных областей дизайна, преподаватели и студенты дизайнерских школ.

В 2002 году в рамках Программы «Дизайн 2005» Национальным технологическим агентством ТЕКЕС была запущена технологическая программа промышленного дизайна «Форма-2005» («Muoto-2005»). Основной целью ее является повышение значимости промышленного дизайна как элемента обеспечения конкурентоспособности финских предприятий на международном уровне. Главными задачами программы является поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие технологической продукции и использующих «ноу-хау» в сфере дизайна, а также нацеленных на выведение дизайнерских услуг и дизайнерской практики на международный уровень.

Бюджет программы «Форма-2005» оценивается в 27 млн. евро, из которых половину финансирует ТЕКЕС, остальное - предприятия, исследовательские и другие организации. Программа включала 18 проектов. В ее реализации приняло участие 13 университетов и исследовательских организаций, а также свыше 60 компаний и дизайнерских бюро. В рамках программы финская сторона взаимодействовала с партнерами из ряда стран - Чили, Аргентины, Новой Зеландии, Дании, США, Швеции, Норвегии, Великобритании, Эстонии, Нидерландов, Израиля, Франции, Испании, Бразилии.

Другая программа – «Промышленный дизайн» – объединяет в себе исследования в сферах культуры, естествознания и техники. Она осуществляется Академией наук Финляндии в период с 2004 по 2007 год. В рамках программы финансируется 8 проектов в 5 университетах и исследовательских организациях Финляндии на общую сумму 2 млн. евро. Объектом исследований является вся система промышленного дизайна. Финансируемые программой «Промышленный дизайн» проекты координируются совместно с проектами в рамках программы «Muoto-2005».

В общей сложности бюджет исследовательских программ на развитие системы дизайна в Финляндии составил около 30 млн. евро.

Одним из приоритетных направлений этих программ стало развитие образования в области дизайна. Дизайнерское образование в Финляндии постепенно интегрируется с техническим и бизнес-образованием. Предусмотрено развитие всех типов образования в области дизайна: фундаментального университетского, практического политехнического и прикладного среднего. Отдельное внимание уделено стратегическим вопросам развития дизайнерского образования, включающих реализацию программ подготовки специалистов по методике проектирования, концептуальному прогнозированию и научно-исследовательской деятельности в области дизайна. Будущие специалисты-дизайнеры изучают рынок, социальные проблемы, развитие культурных инноваций, дизайн-менеджмент. Образование в сфере дизайна в Финляндии можно получить в 47 учебных заведениях, в том числе в 23 ВУЗах. Самым большим ВУЗом по количеству выпускников-дизайнеров является Хельсинкский Университет искусства и дизайна: на его отделении дизайна обучается около 600 студентов и 50 аспирантов. По оценке Министерства образования Финляндии, потребности страны в дизайнерах на 2005-2010 годы оцениваются в 2500 специалистов, из них 37,5% приходится на дизайнеров сферы промышленности.

Швеция.

Политика руководства страны в сфере дизайна снискала международное признание в качестве модели для подражания и заимствования опыта. Успехи национального дизайна на международной арене убедили Правительство страны в значении дизайна как инструмента продвижения национального имиджа, создания картины современного, креативного и инновационного образа Швеции.

В 1996 году была сформирована межведомственная рабочая группа под эгидой Министерства культуры для разработки программы действий в области развития национального дизайна. В 1998 году Правительство представило в парламент законопроект под названием «Формы будущего - программа действий в сфере архитектуры и дизайна», которая была им одобрена. В ней определены основные национальные цели в этой области:

создание благоприятных условий для развития архитектуры и дизайна;

предоставление средств на развитие дизайна путем краткосрочных финансовых вливаний из государственной казны;

внедрение дизайна в преобразование окружающей среды;

пропаганда методов архитектуры и дизайна, способствующих высококачественному проектированию элементов общественной и природной среды;

качественное улучшение строительства и внутренней отделки общественных объектов за счет использования дизайна;

развитие плодотворного международного сотрудничество Швеции в области архитектуры и дизайна.

В том же году в некоторые шведские законы, в частности, в проектирование и строительство зданий, шоссейных и железных дорог, были введены специальные «эстетические нормы».

В 1999 году Правительство провело специальные исследования по изучению своих обязательств по развитию сферы дизайна в стране. Обнародованные в 2000 году результаты этих исследований дали толчок к реализации ряда инициатив, например, в области подготовки кадров дизайнеров, создании общенациональной дискуссионной и демонстрационной площадки “Design Forum”.

В 2002 году были приняты поправки в Закон о дизайне 1970 года и в его регламентирующие нормы. Оба документа вступили в силу с 1 июля 2002 года. В том же году правительство приступило к трехлетней (2002-2005 гг.) программе «Дизайн для роста инноваций». Ее кульминацией стал «Год дизайна 2005» в Швеции. Организационную и подготовительную работу возглавили организации: Svensk Form (Шведское общество ремесел и дизайна) и Svid (Шведское объединение промышленного дизайна). В Стокгольме был открыт специальный офис по проведению «Года дизайна». Цели проекта «Год дизайна 2005» были следующие:

продемонстрировать весь спектр дизайнерской активности в стране и за рубежом;

отразить проникновение дизайна в жизнь человека, его работу и свободное время;

повысить национальное осознание важности дизайна для общества, стимулировать к нему интерес шведов и обеспечить им возможность внести свою лепту в его развитие.

Шведское государство выделило на проведение «Года дизайна» 14 млн. шведских крон (на период 2003-2005 гг.) Однако эта цифра оказалась далека от реально потраченных на реализацию проекта сумм. Были задействованы средства министерств, лэнов (региональных администраций), муниципалитетов, всевозможных объединений, ассоциаций, музеев, компаний и частных лиц.

Шведские власти считают идею и проведение «Года дизайна 2005» успешной и перспективой. Вот лишь некоторые его итоги:

были реализованы 1629 различных дизайнерских проектов как в Швеции, так и за рубежом;

внутри страны вокруг данного мероприятия объединились все слои общества, дав мощный импульс творческим креативным дизайн-инициативам;

за рубежом мероприятиями «Года дизайна» было охвачены около 30 стран, что серьезно отразилось на продвижении имиджа Швеции в мире;

Министерство образования и культуры решило создать Исследовательскую школу дизайна;

шведское Правительство приняло решение объявить конкурс на создание Музея дизайна в Стокгольме;

безработица в дизайнерской среде снизилась на 25%. Правда, сокращение числа безработных в данной среде в значительной степени было достигнуто не обеспечением рабочими местами, а увеличением числа учащихся по профессии дизайнера на волне национального энтузиазма.

«Год дизайна 2005» явился долгосрочным проектом. Предпринятые в его рамках общенациональные усилия получили свое развитие за пределами хронологических рамок 2005 года.

В этот же период (2003-2005 гг.) ряд крупных национальных и региональных проектов были реализованы в рамках еще одной правительственной программы - «Дизайн как средство развития в частном и общественном секторе». Ее финансирование по линии Svid (Шведское объединение промышленного дизайна) осуществило Министерство промышленности в размере 51 млн. шведских крон.

В сфере дизайна в Швеции нет единой структуры, которая осуществляла бы государственное управление или регулирование ее развитием. Ключевую роль в этой области играют Министерство культуры, в котором имеется Управление архитектуры и дизайна, а также Министерство промышленности. Государственное управление патентов и регистрации занимается охраной авторских прав дизайнеров. Заметна также роль Министерства иностранных дел, занимающегося продвижением шведского дизайна за рубежом. С ними взаимодействуют государственные и частные агентства, а также множество организаций, через которые финансируются дизайнерские проекты и программы и ведется конкретная работа. К ним, например, относятся:

Шведское общество ремесел и дизайна (Svensk Form)- старейшая в мире дизайнерская организация, созданная в 1845 году. Имеет поручение Правительства продвигать шведский дизайн в стране и за рубежом. Общество служит центральной площадкой для обсуждения всех проблем данной сферы путем организации выставок, дискуссий, лекций, семинаров, показов мод. Созданный им Форум дизайна функционирует как выставка и банк знаний, стимулирует исследования в области дизайна. Общество выпускает журнал, имеет библиотеку, фото-архив, магазин. Ему помогают 8 региональных подразделений, занятых, главным образом, проведением выставок, переводом материалов на английский язык, распространением журнала. Каждый год Общество присуждает премию за лучший шведский дизайн. С 2005 года данная премия присуждается совместно с Шведским обществом промышленного дизайна и Ассоциацией рекламы Швеции. С 2002 года на Шведское общество ремесел и дизайна была возложена особая задача в сфере дизайна. Речь идет о реализации национальных особенностей дизайна при воспитании детей и образовании молодежи. По поручению Правительства одно из подразделений Общества, совместно с исследовательскими организациями, с 2004 года ведет культурную программу для детей. Проектом предусмотрено создание так называемого «Цирка ремесел», который, как «шапито», объезжает всю Швецию.

Совет по архитектуре и дизайну, сформированный Правительством в 2004 году, главная задача которого - продвигать работу по реализации стратегической программы «Формы будущего». Совет стимулирует интерес шведской общественности к дизайну и накоплению знаний в этой сфере, старается усилить позитивное восприятие дизайна населением. Совет отвечает за распределение общественных средств на цели развития архитектуры и дизайна в размере примерно 400 млрд. шведских крон в год.

Музей архитектуры, который планирует участие архитекторов и дизайнеров в развитии городской и общественной среды.

Национальный музей, обладающий необходимыми экспозициями, которые дают представление о развитии дизайна в исторической перспективе.

Национальный Совет ремесел, в задачу которого входят планирование, разработка, координация и осуществление программы развития ремесел. Совет отвечает за распределение правительственных финансовых средств на стимулирование ремесел.

Национальный совет общественных искусств, который обеспечивает достойными произведениями искусства общественные здания и среду обитания.

Музей дизайна и прикладных искусств, объединяющий всю национальную сеть организаций и учреждений, причастных к прикладным искусствам.

Шведское общество промышленного дизайна (Svid), образованное в 1989 году, сферой приложения усилий которого являются деятельность в области дизайна в общественном и частном секторах, университетах и колледжах. Общество осуществляет контроль программ обучения дизайну.

Общество защиты инноваций, получившее полномочия Министерства промышленности и торговли. Оно, в частности, внесло предложение о разработке национальной дизайн-политики и особенно шведского промышленного дизайна. В этом проекте должны отразиться следующие проблемы дизайнерской деятельности:

качество жизни, совершенствование национального имиджа;

творческая ориентация на потребителя, проявляющаяся в проектах изделий, окружающей среды и средств коммуникаций;

всемирное лидерство шведских компаний в сфере дизайна;

международная конкурентоспособность, получение высокой прибыли от реализации проектов и увеличения экспорта изделий.

Эти задачи осуществляются с помощью:

маркетинга и деятельности по содействию развитию дизайна, в частности, организации выставок в Швеции и на главных международных выставочных площадях;

содействия в продвижении научных исследований в области дизайна и развития дизайнерского образования;

программ мастер-класса по дизайну, специализирующихся в стратегических областях частного и общественного секторов;

развития инновационной деятельности и бизнеса;

проектов Европейского института защиты инновационного дизайна, а также научно-исследовательских и образовательных институтов;

деятельности Шведского центра европейских дизайнерских исследований;

региональных и национальных дизайнерских и инновационных программ как моделей, демонстрирующих важность дизайна для частного сектора;

региональных выставок, совещаний, фестивалей, семинаров, публикаций в области дизайна.

Норвегия.

В 2001 году в Норвегии Правительством страны была поставлена задача разработки национальной программы развития дизайна. При этом ставились следующие цели:

норвежский дизайн должен стать движущей силой развития бизнеса и конкурентоспособности страны на мировом рынке;

дизайнерская деятельность в стране должна способствовать получению высоких доходов, более полному удовлетворению запросов клиентов;

инновационные программы обеспечат помощь дизайну;

обязательным условием в развитии дизайна Норвегии являются инвестиции.

Для реализации этой государственной программы планировалось следующее:

поддержка развития брэнда хорошего дизайна и проведение конкурсов по присуждению премий за лучший дизайн;

выдвижение кандидатов из сферы дизайн-образования в члены бюро общественных секторов;

оказание профессиональной и экономической помощи организациям и лицам, заинтересованным в услугах дизайнеров;

проведение дизайн-консультаций на региональном уровне;

содействие развитию дизайна в бизнесе и создание базы данных по дизайну;

консультирование по проблемам дизайнерской деятельности в интерактивных и цифровых мультимедийных средствах;

создание инновационного фонда профессионального дизайна с целью привлечения новых идей и концепций;

разработка программы для интернационализации изделий норвежского дизайна;

предоставление грантов дизайнерам, продолжающим образование за рубежом;

интеграция бизнеса, ориентированного на дизайн, с научно-исследовательской деятельностью;

развитие дизайнерского образования и научно-исследовательских программ в этой области;

создание мультидисциплинарного дизайнерского научно-исследовательского центра.

Национальная политика в области дизайна Норвегии за период 2002-2005 годы усилила деятельность промышленных предприятий по созданию конкурентоспособной продукции. К 2005 году в Норвегии уже половина компаний использовала дизайн при разработке новых изделий и услуг.

Дания.

Являясь преимущественно сельскохозяйственной страной с немногими природными ресурсами, Дания создала государство всеобщего благоденствия, основанное на достижениях в области технологий и профессионализме его людей. Однако сегодня Дания уже не имеет подобных преимуществ по сравнению с Китаем, Индией и другими странами мира. В связи с этим датские компании принимают активные меры для восстановления конкурентоспособных национальных технологий. В решении этой проблемы дизайн играет существенную роль.

В 1997 году Дания в результате совместного сотрудничества четырех министерств - культуры, бизнеса, образования и научных исследований - разработала и начала реализацию национальной политики в области дизайна. Основная цель этой политики - создать брэнд датского дизайна, подчеркивающий его уникальные качества и влияющий на конкурентоспособность датских компаний в области разработки новых изделий, способствующих повышению благосостояния людей.

Эта задача осуществдяется с помощью:

содействия развитию дизайна в промышленности, бизнесе, общественном секторе, на региональном уровне;

заключения контрактов на консультирование по вопросам дизайна, проведения дизайнерских конкурсов;

национальной поддержки дизайна, в том числе скидок на оплату консультативных расходов и услуг дизайнеров;

развития Фонда финансирования разрабатываемых дизайнерских проектов, включая деятельность Научно-исследовательского центра в области дизайна;

представления грантов на поездки для продолжения дизайнерского образования и посещения мастер-классов.

Датскому Центру Дизайна (DDC), который имеет офис в Федерации Датских Отраслей промышленности, предоставили беспроцентную ссуду для субсидирования работ по строительству собственного здания в центральной части Копенгагена. Центр проводит выставки, конференции по дизайну, имеет магазин и кафе. Финансирование центра было пересмотрено после изменения состава правительства в 2001 году. Правительство приняло решение по инвестиции в дизайн, в результате чего был установлен ежегодный бюджет DDC - 808,285 американских долларов – и предложено постепенно, к 2007 году, сократить частное финансирование.

В 2003 году Датский центр дизайна в сотрудничестве с Датским Национальным Агентством предприятий и жилища выпустил обзор об экономической выгоде внедрения дизайна. В обзоре был показан метод измерения финансовых доходов от внедрения дизайна компаниями и представлены экономические данные, раскрывающие положительный опыт работы дизайнеров. Отмечена важность предоставления международной общественности результатов деятельности датских дизайнеров и развития профессионального дизайнерского образования.

В начале 2006 года Датский центр дизайна представил новую стратегию дальнейшего развития дизайна в стране. Она включает следующие аспекты:

увеличение количества заказов организациям и предприятиям, в которых уже работают дизайнеры;

развитие информации о дизайнерских разработках для средних и малых фирм;

расширение системного подхода к организации дизайнерской информационной сети, с помощью которой через публикации будет постоянно функционировать связь с торговыми представителями компаний, рекламироваться продукция дизайнеров;

обобщение знаний о международных исследованиях в области дизайна для информирования и использования этих данных проектировщиками и компаниями страны;

расширение представительства Датского центра дизайна в компаниях, стремящихся развивать датский промышленный дизайн.

Следует отметить, что за два последних года показатели эффективности деятельности Датского центра дизайна в совершенствовании работы датской промышленности почти утроилось. Созданный при Центре дизайна с целью увеличения инновационной способности датских компаний и проектировщиков Национальный Центр Знания обеспечивает доступ к наиболее интересным международным информационным материалам о дизайне. Он проводит симпозиумы и подготавливает справочные издания для широкой публики.

В настоящее время развивается программа «Design partner» для датских компаний, стремящихся вкладывать капитал в развитие дизайна. Данная программа предлагает услуги по:

организации информационной сети для обмена опытом с другими компаниями о новациях в области дизайна. Три или четыре раза в год компании приглашаются на семинары, освещающие лучшие дизайнерские проекты;

непосредственным встречам специалистов предприятий и организаций с Датским центром дизайна для изучения достижений в области дизайна. Они создают почву для систематического развития потенциала дизайна в компании;

распространению знаний о дизайне, в том числе выполнению информационных заданий по запросам.

В сентябре 2004 года Датский центр дизайна в сотрудничестве с дизайнерами разных фирм и компаний начал экспериментальный проект по поиску наиболее интересных дизайнерских разработок. Этот проект позволил Датскому центру дизайна проверить методы распространения знаний, а также эффективность внедрения найденной информации о дизайне.

В содружестве с Ассоциацией датских проектировщиков и датской Ассоциации Стандартов Датский центр дизайна разработал программу (в соответствии с документами Международной организации по стандартизации 9001), ориентированную на качественную систему управления в дизайнерских организациях и включающую административные процедуры, продажу, маркетинг и деловое развитие. Программа стала важным стимулом для продвижения датского дизайна как внутри страны, так и за рубежом и вызвала большой интерес у международных партнеров.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что Правительства многих европейских стран все в большей степени начинают осознавать национальную выгоду от использования дизайна. Во многих странах, включая скандинавские, стали разрабатывать собственные дизайн-программы. В этих программах определяется роль и место национального дизайна в решении важнейших социально-экономических проблем:

качества жизни и благосостояния людей;

дизайна окружающей среды;

решения социальных вопросов с участием дизайнеров;

профессионального дизайнерского образования и эффективного распространения новых знаний;

дизайна как средства экономического прогресса и увеличения объема внешней торговли;

дизайна как инструмента улучшения международной конкурентоспособности бизнеса.

Для выполнения этих задач намечаются и принимаются конкретные меры, которые приносят реальные результаты. Например, в Дании за 1997-2002 годы увеличилось (с 30% до 50%) количество компаний, использующих при проектировании новых изделий дизайн-консультантов. В Финляндии (2000-2005 годы) 50% компаний в своей деловой деятельности использовали профессиональные дизайнерские услуги. В Швеции около 100% предприятий ежегодно привлекают дизайнеров для участия в работе. В Норвегии половина компаний использует дизайн при разработке новых изделий и услуг ■

Яндекс.Метрика