новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2007
журналы
форум издания акции
партнёры



союз
Союзу Дизайнеров - 20 лет
В. Рунге

В апреле 2007 года исполнилось двадцать лет как на волне «перестройки» был создан Союз дизайнеров – первая профессиональная организация творческих личностей неординарной для общественного сознания профессии (не только тех лет, но и сегодня). Начался новый этап в истории отечественного дизайна как системы организационно-структурного формирования. К учреждению Союза дизайнеров СССР вёл долгий и вовсе непрямой путь.

Становление отечественного дизайна происходило в творческих поисках, теоретических изысканиях и благодаря организаторским талантам как отдельных преданных профессии людей, так и коллективов, объединённых общими идеями и целями. Напомним об основных событиях и действующих лицах этого исторического процесса.

У дизайна глубокие корни в мировой художественной и материальной культуре. Советский дизайн имеет и свои замечательные истоки в авангарде и производственном искусстве 1920-х годов. На волне глобальных социально-политических преобразований, охвативших бывшую Российскую империю, слиянием Первых и Вторых Свободных государственных художественных мастерских был создан знаменитый ВХУТЕМАС – впоследствии ВХУТЕИН. В его стенах началось формирование идеологии качественно иной организации бытовой среды широких трудящихся масс, идеологии, основанной на гуманистических принципах и идеалах. Но эта школа-лаборатория, нацеленная на подготовку профессиональных художников для массового промышленного производства, была ликвидирована к началу 1930-х годов. И хотя дизайнерский подход продолжал развиваться в плоскости инженерии (в сфере железнодорожного транспорта, авиации, в военной технике – танкостроении), становление дизайна как профессии, создание государственной системы дизайна в СССР началось после Великой Отечественной войны. Отдавая должное плеяде активных деятелей послевоенного периода, необходимо особо выделить незаурядную личность Ю.Б. Соловьёва. Он начинал как рядовой дизайнер, но в силу объективных обстоятельств и субъективных факторов, а самое главное, благодаря личным качествам стал, по сути, главным действующим лицом в процессе становления отечественного дизайна. Его отличало стремление ставить перед собой и единомышленниками «неразрешимые», на первый взгляд, глобальные задачи и умение целенаправленно добиваться их блестящего воплощения O

Соловьёв Юрий Борисович, выдающийся отечественный дизайнер, талантливый организатор в области профессиональной деятельности, лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (номинация «Дизайн»). Закончил Московский полиграфический институт как художник-график (1943). В 1946 г. после создания по сути революционного проекта – натурного макета цельнометаллического вагона, принятого к серийному производству, ему поручили возглавить первую в стране проектную организацию промышленного дизайна – Архитектурно-художественное бюро (АХБ) при Министерстве транспортного машиностроения. Группа энтузиастов архитекторов, художников и конструкторов под руководством Соловьёва разрабатывала железнодорожные вагоны, пассажирские речные суда, новые троллейбусы для Москвы, а также интерьеры первого атомного ледокола «Ленин», первой атомной подводной лодки и другие объекты.

Значение деятельности АХБ состояло, прежде всего, в том, что дизайнерские проекты выполнялись по методике, которая сейчас воспринимается как классическая: составление совместно с заказчиком техзадания, предпроектный анализ, эскизирование, макетирование в натуральную величину, доводка макета, подготовка документации, изготовление и доводка опытного образца. Ценный опыт, накопленный АХБ, послужил основой для создания развёрнутой системы дизайна.

В 1962 году вышло подготовленное Ю.Б. Соловьёвым постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции… путём внедрения методов художественного конструирован». Во исполнение постановления Соловьёв создаёт и возглавляет Всесоюзный НИИ технической эстетики с филиалами в большинстве Союзных республик и ряде крупных городов. Институт – головное научное, проектное и методическое учреждение страны – многие годы определял политику в отечественном дизайне. Были установлены плодотворные творческие контакты с зарубежными коллегами, как из социалистических, так и капиталистических стран, началось проведение международных проектных семинаров «Интердизайн» и других мероприятий. Высокий авторитет Ю.Б. Соловьёва в мировых дизайнерских кругах обусловил его избрание в 1969 г. вице-президентом, а в 1977 – 1980 годах – Президентом ИКСИДа (Международного Совета организаций промышленного дизайна), а затем закрепление за ним пожизненного статуса Сенатора этого Совета.

С созданием ВНИИТЭ, служб художественного конструирования в НИИ и на заводах, других подобных организаций к существовавшим во времена ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа трём компонентам системы отечественного протодизайна (потенциальный потребитель – производитель товарной продукции – профессиональная школа художников для промышленности) добавился четвёртый – государственная структура. Основной элемент этого компонента – ВНИИТЭ был задействован в дизайн-практике (художественном конструировании) и выполнял функцию по обоснованию её практической базы, которая существовала как специфическая отрасль прикладного знания – «Техническая эстетика»

Начало второй половины 1980-х годов ознаменовалось декларированием руководством страны планов по радикальной экономической реформе, интенсивному переходу на хозяйственный расчёт, существенному повышению уровня жизни, обеспечению населения высококачественными товарами в широком ассортименте и совершенствованию общественной сфере услуг. Началось зарождение, пока ещё подспудное, новых тенденций в общественно-социальной сфере. В таких условиях родилась «абсолютно безнадёжная затея» – «достроить здание» отечественного дизайна как организационно-структурную систему, создав творческое объединение дизайнеров во всесоюзном масштабе.

В советские годы творческие союзы позволяли деятелям искусств самоутвердиться профессионально и получить общественное признание, а также давали определённую социальную защиту и реальную материальную поддержку. Через Художественный фонд и др. аналогичные организации при Союзах распределялись «заказы» на творческую работу, шло обеспечение производственной базой и материалами. Члены союзов могли участвовать в выставках, имели льготы на аренду помещений под мастерские, пользовались домами творчества и др. социальными благами. Напомним, что объединения по творческим профессиям создавались только с «высочайшего соизволения» ЦК партии. В частности, Союзы архитекторов, художников, писателей и композиторов были организованы на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

Так вот, затея представлялась «безнадёжной» потому, что ни один здравомыслящий человек, знакомый с партийной системой и субординацией в ней, не мог даже подумать о реальности получения санкции на создание нового творческого объединения в виде решения ЦК КПСС. К тому же, создания объединения в области творчества, вызывавшей как минимум непонимание, а чаще негативное отношение многих руководителей различных рангов, да ещё с «чуждым» названием – «Дизайн». Однако директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьёв, как он пишет в своей автобиографической книге «Моя жизнь в дизайне» (Москва, 2004), никогда не относил себя к «здравомыслящим людям».

В начале весны 1986 года, благодаря поддержке заведующего отделом товаров народного потребления ЦК КПСС Бобыкина Леонида Фёдоровича, Соловьёву удалось организовать специальную выставку непосредственно в ЦК партии (дизайнеры Д. Азрикан и А. Кошелев). На ней были наглядно показаны возможности дизайна в повышении качества и конкурентоспособности промышленной продукции, в развитии экономики и социально-культурной сферы страны. Л.Ф. Бобыкин, энергичный, эрудированный, прогрессивно мыслящий руководитель не только сам высоко оценил экспозицию выставки, но и сумел «вытащить» на неё Егора Кузьмича Лигачёва, фактически второго человека в партийной иерархии тех лет. Выставка и пояснения Соловьёва были настолько убедительны, что 15 мая 1986 г. было принято закрытое (без публикации в печати) постановление ЦК КПСС о создании Союза дизайнеров СССР.

В противоположность зарубежным традициям объединения дизайнеров по узкому профессиональному принципу (промышленный дизайн, графика и реклама, интерьер и архитектурная среда) решено было создать единое объединение художников-проектировщиков разного профиля. Оргкомитет по созданию Союза дизайнеров под председательством Соловьёва, включавший в свой состав авторитетных представителей головных научно-исследовательских и проектных организаций отраслевых министерств, ВНИИТЭ и его филиалов, СХКБ, служб дизайна ряда крупных заводов и фабрик, архитектурно-проектных организаций, Домов моды, высших учебных заведений, оперативно и на высоком уровне провёл всю подготовительную работу

3 апреля 1987 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве собрались на Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР 612 делегатов, избранных отраслевыми конференциями и собраниями, а также 500 гостей. Они представляли практически все направления дизайнерской деятельности всех республик и всех отраслей промышленности Советского Союза, специалистов по теории и методологии дизайна, по подготовке дизайнерских кадров. В работе съезда, проходившего два дня, приняли участие и выступили с приветственными словами Иван Степанович Силаев, заместитель председателя Совета Министров СССР, руководитель всего машиностроительного комплекса страны (он активно способствовал первым шагам союза), А.П. Бирюкова, Секретарь ЦК партии, курировшая лёгкую промышленность, Б.С. Угаров, президент Академии художеств СССР, А.Т. Полянский, первый секретарь Союза архитекторов СССР и др.

Съезд, прошедший в приподнято-праздничной и очень деловой обстановке, после программного доклада Соловьёва, обсуждения доклада (выступило более 50 делегатов) утвердил Устав Союза дизайнеров СССР (СД СССР), постановил считать всех делегатов членами Союза, тайным голосованием избрал правление в составе 92-х человек и ревизионную комиссию. Пленум правления Союза дизайнеров СССР единогласно избрал председателя правления – Ю.Б. Соловьёва, по предложению которого были избраны восемь секретарей правления – И.А. Андреева, главный искусствовед Общесоюзного Дома моделей одежды; А.Л. Бобыкин, член художественно-экспертной коллегии Управления изобразительных искусств Министерства культуры СССР; И.А. Зайцев, главный художник-конструктор АЗЛК; А.С. Квасов, ректор МВХПУ (б. Строгановское); В.С. Муравьёв, заведующий кафедрой промграфики и упаковки ЛВХПУ им. В.И. Мухиной; А.С. Ольшанецкий, главный художник-конструктор проектов ВНИИТЭ; В.Ф. Рунге, начальник отдела, главный художник-конструктор ПО «Красногорский завод им С.А. Зверева»; В.К. Фёдоров, начальник специального художественно-конструкторского бюро «Эстэл». Девятым секретарём (по оргвопросам) позднее стал М.Е. Яковлев, зав. отделом ВНИИТЭ.

Воодушевление первых членов нового союза (как и многих дизайнеров, не попавших на съезд) было связано, прежде всего, не с какими-то возможными материальными благами, а с верой, что станет возможным самоутверждение и общественное признание дизайна, как эффективного и важного вида проектной деятельности, дизайнеров, как творческих личностей. Важнейшими задачами Союза дизайнеров (не забывая о декларированном повышении качества промышленной продукции и всей среды жизнедеятельности) представлялись:

– покончить с существующей в стане практикой анонимности в сфере дизайна, сделать гласными имена создателей художественно-конструкторских решений продукции;

– создать альтернативную государственной систему дизай-студий, мастерских и других творческо-производственных структур с правом юридического лица (от «пленных» сотрудников государственных организаций – к «свободным» членам творческого союза);

– обеспечить дизайнерам различных видов деятельности условия для более широких контактов между собой и представителями других творческих профессий внутри страны и, особенно, с зарубежными коллегами, в том числе для совместной работы с ними

Первостепенной была, конечно, и задача формирования Союза в общегосударственном масштабе. В книге «Постсоветский дизайн (1987 – 2000)» Ю.В. Назаров пишет: «Вскоре после Учредительного съезда Союза дизайнеров СССР по стране прокатилась волна учредительных съездов республиканских союзов дизайнеров, были созданы организации в крупнейших городах…».

«Поднимали и гнали волну» по стране члены правления СД СССР и энтузиасты на местах, большинство из которых стало членами Союза на съезде в Москве. Решение ответственной и весьма хлопотной задачи по приёму новых членов и формированию организаций СД СССР было возложено на Центральную приёмную комиссию, возглавлять которую довелось автору этих строк, секретарю правления. Работа комиссии, в которую вошли высокопрофессиональные дизайнеры (в большинстве члены правления), в том числе Л.И. Абакумов, Н.В. Воронов, А.А. Карху, И.В. Крутикова, Ю.В. Назаров, Ю.А. Наумов, Н.А. Нестерова, А.С. Плахтий, А.Г. Пушкарёв, М.В. Шитиков и др., велась на основании Инструкции, утверждённой секретариатом правления. Для рассмотрения кандидатур во всех Союзных республиках (кроме РСФСР) и ряде крупных городов были созданы отборочные комиссии, которые готовили экспозиции творческих работ кандидатов в члены СД. Центральная комиссия выезжала на место для просмотра и анализа работ кандидатов, принятия решения об их членстве в СД.

Параллельно с приёмом велась подготовка к учредительным республиканским съездам (кураторы – секретари правления А.С. Ольшанецкий и М.Е. Яковлев). Приём в члены СД СССР, выставки и показы моделей одежды кандидатов, не говоря о самих съездах, получали большой общественный резонанс, сопровождались широкой компанией популизации дизайна в средствах массовой информации, в т.ч. на телевидении. Проходило также обсуждение проблемных вопросов в ЦК партии и Совминах республик, учреждениях культуры и просвещения, на предприятиях. Процедура приёма в члены СД отличалась, с одной стороны, демократичностью, гласностью, свободным обменом мнениями, с другой, – требовательностью к профессионализму кандидатов, весомости и практическому использованию их работ и, так сказать, к чистоте жанра. Немалому числу кандидатов было отказано в приёме не из-за недостаточного уровня работ, а из-за непонимания специфики дизайна, склонности к открытому декоративизму, к прикладному художественному творчеству, а то и просто оформительскому уклону

Первые приёмы и вслед за ними первые съезды прошли уже в конце лета – начале осени 1987 года. Кандидаты в республиканский союз Литвы показывали свои работы в Вильнюсе и Каунасе. Республиканская отборочная комиссия, которую возглавлял Ф.Ф. Даукантас, член правления СД СССР, профессор Государственного художественного института в Вильнюсе (в Каунасе его помощником был главный художник города В. Красаускас) весьма профессионально отнеслась к своей деятельности и отказала 14-ти заявителям из первоначального списка в 124 человека. Центральной приёмной комиссии правления СД СССР был предложен новый для того времени сценарий рассмотрения кандидатов. Сначала состоялось видиознакомство с профессиональной деятельностью в дизайне, творческими работами (живопись, пластика и пр.), их авторами – был показан телефильм. И хотя это подтверждало высокую «планку» отбора кандидатов Центральная комиссия, внимательно ознакомившись с выставочной экспозицией, отказала ещё 25 кандидатам, чётко обосновав своё решение.

Ещё большую жёсткость пришлось проявить в Тбилиси. Число желающих вступить в Союз дизайнеров, как действительно дизайнеров, так и художников, мастеров декоративно-прикладного искусства с высоким творческим потенциалом достигло без малого 500 человек. Требования к уровню работ, их внедрённости в производство и, особенно в данном случае, по чистоте жанра обусловили отсев более 50% заявителей отборочной комиссией Грузии (руководители З.К. Церетели и Г.Г. Надарейшвили) и Центральной приёмной комиссией.

В Тбилиси состоялся и первый Учредительный съезд республиканской организации – Союза дизайнеров Грузии (3 сентября 1987 г.). Съезд прошёл в приподнятой и деловой атмосфере, был чётко организован и по-дизайнерски хорошо оформлен. В его работе приняли участие руководители партии и правительства Грузии, а также председатель правления СД СССР Ю.Б. Соловьёв и секретари правления А.С. Ольшанецкий, В.Ф. Рунге и В.К. Фёдоров. Председателем правления СД Грузии был избран народный художник СССР, член-кореспондент Академии художеств СССР Зураб Константинович Церетели.

16 октября в Вильнюсе также на высоком уровне прошёл Учредительный съезд Союза дизайнеров Литвы. Первым секретарём СД Литовской ССР был избран В.Ю. Касакайтис, директор Вильнюского филиала ВНИИТЭ. В ноябре прошли учредительные съезды на Украине и в Казахстане. Первым секретарём правления СД УССР был избран А.С. Маторин, А СД Казахской ССР – Т.Б. Сулейменов. Продолжался приём в члены СД СССР и в других Союзных республиках, а также в ряде крупных российских городов (Ленинград, Свердловск, Куйбышев, Волгоград, Краснодар, Орёл, Чебоксары, Ижевск, Хабаровск, регион Кавказких Минеральных вод и др.), в которых прошли учредительные конференции.

Общее число членов СД СССР на конец 1988 года превысило две тысячи человек, из которых около одной трети составляли индустриальные дизайнеры. Поэтому правление СД СССР уделило особое внимание проблемам, имевшим место в работе «штатных» дизайнеров промышленных предприятий (их статус, условия для творчества, отвлечение на не профильные работы, авторские права и пр.). Была создана специальная комиссия по связям с промышленностью (руководитель – В. Рунге). По оценкам дизайнеров, руководителей предприятий и лично И.С. Силаева работа комиссии была конструктивной и сыграла весьма положительную роль. Основные из проведённых мероприятий в 1988 – 1989 годах следующие:

– обследование и аттестация головных и ведущих служб дизайна в Машиностроительном комплексе (16 служб) и Оборонно-промышленном комплексе – в Москве, Днепропетровске, Ижевске, Кривом Роге, Ленинграде, Ташкенте и др. городах;

– два семинара «Дизайн в машиностроении», Ижевск, семинар-заседание НТС Минстанкопрома по проблемам дизайна в отрасли, Витебск и другие; «круглые столы», встречи по проблемам индустриального дизайна, авторского права, статуса дизайнера в промышленности и пр.;

– научно-практические и проектные семинары на базе БелОМО, Минск и ЛОМО, Ленинград, проводившиеся ежегодно весной и осенью продолжительностью не меньше двух недель каждый

3 ноября 1987 года председатель правительства Н.И. Рыжков подписал два постановления Совета Министров СССР за №№ 1248 и 1249. Первое, «О мерах по дальнейшему развитию дизайна…» наряду с декларативными положениями о важности дизайна и требованиями-пожеланиями общего типа «обеспечить широкомасштабное применение», «принять меры», «шире использовать» и т.д., содержало и ряд конкретных пунктов. В частности, об обеспечении дизайнерского творчества технической базой, по совершенствованию дизайн-образования и повышению квалификации кадров, расширению ассортимента отделочных и лакокрасочных материалов и пр. К сожалению, мало, что из положений постановления было реализовано – набирала обороты «перестройка», министерства и промышленные предприятия всё больше одолевали совсем другие проблемы.

Второе постановление «Вопросы Союза дизайнеров СССР» послужило реальной основой для функционирования нового творческого объединения, хотя и не все обоснованные пожелания правления Союза были в нём учтены. В частности, минимальным было финансирование на период становления Союза – 1,2 млн. рублей. Для сравнения: Союзу художников СССР ежегодно выделялось 9 млн. рублей, Союзу композиторов – 30 млн. рублей при уже имевшейся у них разветвлённой социально-хозяйственной и производственной структуре. Но главное, на СД были распространены те же положения, что уже действовали в отношении Союзов художников и архитекторов, а также были выделены помещения в старых зданиях в центре Москвы (в близи Арбатской площади). Эти помещения, за исключением нескольких комнат, где разместился аппарат правления, были отведены под дизайн-студии. В числе первых были созданы студии Д. Азрикана и А. Кошелева, С. Левина и В. Финогенова, А. Маринского и И. Крутиковой. На конец 1980-х годов по всей стране в структуре СД СССР насчитывалось более 80-ти студий.

Показательно, какими оказались результаты деятельности дизайн-студий в условиях свободного творчества. Ирина Крутикова вместе с Людмилой Назаровой стали первыми лауреатами Государственной премии РФ в области литературы и искусства по разделу «Дизайн» (1992). Студия Дмитрия Азрикана неоднократно становилась лауреатом отечественных и международных конкурсов; он сам с 1993 года успешно работает в США, получил там ряд патентов, преподаёт в вузах. Семён Левин, безвременно ушедший из жизни, неоднократно становился обладателем национальной телевизионной премии «ТЭФИ» за компьютерный дизайн канала «НТВ» и другие работы. Александр Маринский ныне один из самых известных дизайнеров интерьеров судов различных типов и классов в Германии. В этот послужной перечень можно включить ещё более десятка имён

К наиболее значимым событиям творческой жизни СД СССР тех лет можно отнести следующие мероприятия всесоюзного и международного масштаба. Проведение целого ряда фестивалей, семинаров по моделированию одежды, в том числе советско-американских (1987 – Тбилиси, 1989 – Даллас, США).Передвижная выставка «Мгновения дизайна» (концепция Д. Азрикана, дизайн А. Кошелева). Организация всесоюзных проектных конкурсов, комплексная разработка дизайн-программ на проектирование рабочего места машиниста тепловоза и электровоза. Ежегодные смотры-конкурсы дипломных проектов выпускников художественно-промышленных вузов. Обмен студентами и преподавателями между отечественными и зарубежными вузами, в частности, между МВХПУ (б. Строгановское), ЛВХПУ им. Мухиной и Высшей школой им. Ома в Нюрнберге. Большое значение для профессионального совершенствования имели семинары и выставки с участием зарубежных коллег: выставка итальянской мебели «Алиас», приезд американских дизайнеров-графиков, выставка американского дизайнера С. Резникофф в Москве, Ленинграде и Киеве, лекции профессора Канзасского университета Виктора Папанека в вузах Москвы и Ленинграда, на Центральном телевидении, а также участие в фестивалях в Испании, Германии, выставки и работа отечественных дизайнеров за рубежом (Д. Азрикана и Т. Самойловой в Японии, А. Маринского в Германии, И. Крутиковой в США и т.д.)

Там, где был Ю.Б. Соловьёв, не могли не возникнуть масштабные идеи-мечты. Одной их них стали планы создания Центра дизайна на месте ветхого квартала на Арбате (где были и помещения СД СССР). Центр должен был содержать выставочные и зрительные залы, музей дизайна, творческие мастерские, гостиницу, ресторан и пр. С суммарной площадью помещений 18 тысяч кв.м. Соловьёву удалось встретиться с Б.Н. Ельциным, Первым секретарём Московского горкома партии тех лет и получить полную поддержку – был выделен участок площадью 1,2 га в центре Москвы под создание многофункционального Культурного центра СД СССР «Арбатские ворота». В результате открытого конкурса (более тридцати коллективов участников) был отобран проект-победитель. Начались подготовительные работы по его реализации. Однако в начале 1990-х годов в условиях уже не «перестройки», а «слома» государственной системы новые демократические власти Москвы просто отняли участок, заодно снеся все здания, где размещались студии и аппарат СД, без всякой компенсации

Весной 1989 года по представлению СД СССР были отмечены престижной наградой – званием лауреатов Премии советских профсоюзов – дизайнеры рижского мотозавода «Саркана Звайгзне» во главе с Г.А. Глудиньшем за создание дизайн-проектов и образцов семейства двухколёсных транспортных средств малой кубатуры и освоение их производства.

В том же 1989 году пять представителей СД СССР стали народными депутатами высшего законодательного органов страны – Съезд народных депутатов СССР: А.А. Андреева (Москва), Л.А. Кучинскас (Вильнюс), Ю.Б. Соловьёв (Москва), З.К. Церетели (Тбилиси), О.В. Чернышёв (Минск)

Одним из первых и поэтому очень ответственных событий были советско-американские контакты дизайнеров-модельеров (организаторы – секретари правления И.А. Андреева и А.Л. Бобыкин). После встреч в Москве и Тбилиси и проведения «Недели дизайна одежды США», сентябрь 1987 года (совместно с компанией «Оуэн – Бресли») состоялся ответный визит. В марте 1988 года в Далласе, США, прошёл показ советской моды. Модели А. Корешкова из Киева (трикотаж), москвичей А. Игманта (мужская одежда), Т. Мокеевой (платья, костюмы, пальто) и И. Крутиковой (меховые изделия) были встречены с большим интересом и заслужили аплодисменты многочисленных зрителей. В репортаже телевизионной компании «Си–Би– Си» прозвучали слова: «В прошлом советская мода в США являлась темой смешных анекдотов, но после этого показа всё может измениться к лучшему».

Не менее сильный резонанс получило и одно из последних мероприятий СД СССР – выставка советских дизайнеров в Токио (март 1991). В рамках ИКСИДа с большим успехом показали свои творческие работы две дизайн-студии Союза – Татьяны Самойловой (Ленинград) и Дмитрия Азрикана (Москва)

Научно-практические и проектные семинары стали одним из важных и, самое главное, плодотворных направлений деятельности Союза. Были проведены 2-ой советско-американский проектный семинар по моделированию одежды в Далласе, США (1989), семинары в Алма-Ате, Казахстан (одежда, аксессуары и пр. для пастухов), в Ашхабаде, Туркмении.

Особое место занимали научно-практические многодневные семинары по инициативе дизайнеров оптико-механической промышленности страны. Регулярно дважды в год (весной под Минском – куратор А. Цеханович и осенью под Ленинградом – куратор В. Цепов) собирались и совместно работали по две недели дизайнеры предприятий отрасли, приглашались студенты и преподаватели ведущих художественно-промышленных вузов, другие специалисты. За пять лет в них приняли участие более 70 человек из 12 городов пяти республик.

Семинары, где царила подлинно творческая обстановка, имели хорошее методическое и материальное обеспечение. В атмосфере непринуждённости проходили «мозговые атаки», велись дискуссии, обсуждались идеи и проекты. Практически в любое время можно было получить нужную консультацию, позаимствовать профессиональные секреты других предприятий и школ. Семинары стали творческой мастерской, где выполнялись конкретные и концептуальные проекты, и одновременно школой по обмену опытом, повышению квалификации профессионалов, приобщению к дизайнерскому мастерству студенческой молодежи

Ю.Б. Соловьёв с середины 1990-х годов основное внимание уделял деятельности в качестве народного депутата – зам. Председателя Комиссии по культуре Верховного Совета СССР. Поэтому пленум правления в Харькове (осень 1990) освободил Ю.Б. Соловьёва (по его просьбе) от обязанностей председателя правления, выразив ему большую благодарность за многолетнюю и многогранную деятельность в дизайне. Председателем правления СД СССР был избран Игорь Андреевич Зайцев, секретарь правления.

Активно продолжалась деятельность по созданию городских и региональных организаций Союза дизайнеров СССР. 17 апреля 1989 года была учреждена Московская организация Союза дизайнеров СССР (секретарь правления Ю.В. Назаров). К концу 1990 года в Российской Федеративной Республике (тогда ещё советской и социалистической) насчитывалось порядка полутора тысяч талантливых дизайнеров из промышленности, отраслевых научно-проектных институтов, СХКБ, фабрик, Домов моды и учебных заведений более чем 15 городов и регионов. Их творческая и организационная работа, деятельность студий и мастерских стали прочной базой для создания общественного содружества дизайнеров России.

Создание Союза дизайнеров России было провозглашено 5 декабря 1991 года на Учредительном съезде в Москве, принят его устав. Полгода спустя, в мае 1992 года, в Нижнем Новгороде на I-ой ассамблее Союза дизайнеров России на альтернативной основе был избран первый президент Союза – Юрий Владимирович Назаров, в то время возглавлявший Московскую организацию СД СССР.

В том же 1992 году после развала Советского Союза, помня о наказе последнего пленума правления СД СССР в Раубичах под Минском сохранить, несмотря на центробежные процессы в стране, творческое объединение дизайнеров при любых политических событиях, была учреждена Международная ассоциация «Союз дизайнеров». Ассоциация объединила Союзы дизайнеров стран-участниц СНГ. Президентом МА «Союз дизайнеров» стал И.А. Зайцев, вице-президентом – В.Ф. Рунге. В 2000 году президентом Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров» был избран Андрей Леонидович Бобыкин

Деятельность МОА «Союз дизайнеров» получила высокую оценку Президента Российской Федерации В.В. Путина. В поздравительной телеграмме на имя руководства Ассоциации от 4 апреля 2007 года по случаю 20-летия Союза дизайнеров сказано:

«Ваша авторитетная организация, объединившая дизайнеров из стран СНГ, все эти годы играет важную консолидирующую роль – служит развитию культурного сотрудничества, укреплению гуманитарных связей на пространстве содружества. Регулярные выставки, семинары, фестивали, активное и деятельное участие в работе консультативных международных организаций – бесспорное достижения Союза. Отрадно, что Вы уделяете большое внимание и поддержке молодых талантов, значимым просветительским проектам.

Желаю Вам дальнейших успехов, новых творческих удач, осуществления всех планов» ■

Яндекс.Метрика