новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
2-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



репортаж
MIMS
Ю.В. Назаров

MIMS или мебель по-итальянски

В Милане я не был уже лет восемь. Часть моих итальянских знакомых, увы, перешла в мир иной. Особенно трагическая потеря для всего дизайнерского сообщества – смерть экс-президента ICSID Аугусто Морелло. Последняя встреча с этим выдающимся деятелем международного дизайна состоялась в Сеуле на Ассамблее ICSID в 2001 году. За два года до этого мы виделись с ещё одним приятелем из Италии – Карло Форкалини, известным дизайнером из Неаполя. Сейчас он избран президентом Союза дизайнеров Италии, и на мои послания по E-mail так и не ответил.

Поводом для нынешней поездки в Милан стал очередной Миланский международный мебельный салон, который ежегодно проходит в столице итальянского дизайна в апреле на знаменитой Fiera Milano. Для знакомства с экспозицией нынешнего Салона выставочным холдингом «Рестек» из Питера, была сформирована делегация, в которую по счастливой случайности вошёл и я. На дни поездки в Милан трагически наложилась защита дипломов в Строгановке, в результате чего мне удалось вырваться в Италию только на две ночи. Согласитесь, - это не много, но при известном навыке даже за такой сжатый срок можно набраться впечатлений под завязку.

Прямо с кафедры из Строгановки - в аэропорт Шереметьево, далее на борт печально знаменитого аэробуса А-310, и через три часа мы уже в Милане. Добирался я до гостиницы с приключениями, поскольку время было позднее, и поезда со Stancione Centrale до города Brachia уже не ходили. Единственный миланский «лихач» на видавшей виды тачке согласился за 170 евро (!) подбросить меня до гостиницы в Brachia. В 2.00 по-милански, а это 4.00 по-московски я уже почивал, а в 9.00 – подъем и марш-бросок на поезде до столицы итальянского дизайна. Кстати, билет на поезде стоит не более 10,0 евро!

Столица поутру выглядела мрачно. Такое впечатление, что за восемь лет моего отсутствия здесь ничего не добавилось, а что уже было – пришло в запустение. Вот, что значит, когда нет ни нефти, ни газа! Зато Милан раскошелился на новый выставочный комплекс, который открылся незадолго до Салона на территории бывшего нефтеперегонного завода. К новым павильонам подтянули ветку метро, сделали движущиеся тротуары под землёй, оборудовали паркингами на 20,0 тысяч авто и бесконечными камерами хранения. Десятки билетных касс избавляют посетителей от необходимости стоять в длинных очередях. Кстати разовый билет на Салон вам обойдется в 18 евро. А для представителей прессы организованы специальные проходы и «шаттлы», курсирующие по всей выставке. К тому же, на каждом стенде при предъявлении карты прессы вам выдадут дополнительную информацию и мультимедийную версию экспозиции.

Но самое впечатляющее на Fiera – это архитектурное решение комплекса, разработанное знаменитым итальянским архитектором Максимильяном Фуксасом. Для самого Фуксаса эта работа также была этапной, поскольку в его творческой биографии такого масштабного объекта ещё не было. Вся выставочная площадка распростёрлась на несколько десятков гектар, суммарная площадь закрытых павильонов перевалила за 300,0 тысяч м. кв. Чтобы обойти всё это выставочное хозяйство – не хватит и недели, но моя задача была – уложиться в два рабочих дня. Поначалу она казалась невыполнимой, особенно в сопровождении партнёров, до меня уже многократно осмотревших экспозицию Салона. Главное было – найти нужный алгоритм осмотра. При этом хотелось и пофотографировать, что, конечно, отвлекало и снижало темп прохода по экспозиции. Конечно, по-хорошему такие посещения нужно смаковать, превращая их в священнодействие, в подобие церемониала. Но где же взять на это время? К тому же у всех участников делегации были свои привязанности по разделам выставки. Но сошлись на том, что осматриваем только раздел «Design», а это ни много ни мало – восемь павильонов.

Идея Фуксаса проста и прочитывается сразу. Вдоль главной оси с двух сторон от пешеходной трассы располагаются двух-трёхэтажные выставочные павильоны, в которые можно попасть с помощью эскалаторов с любого уровня. Сами павильоны представляют собой обычные прямоугольные параллелепипеды с мощными плоскими фермами, поддерживающими перекрытия. «Фишка» Фуксаса заключена в пластичном прозрачном покрытии, распростёршимся над пешеходной галереей на сотни метров. Эта «крыша» выполнена из плоской стержневой конструкции типа «MERO», и её жесткость обеспечена колоннами опор с разветвлёнными кронами, а также пластичными изгибами её поверхности. Что и говорить, стильная получилась вещь! Особенно по контрасту с прямоугольными павильонами, выполненными в традициях ортодоксального конструктивизма. Правда, конструктивизм Фуксаса уже не тот, что был у Леонидова и Весниных. То тут, то там появляются фантастические, бионические объемы, в которых располагаются пресс-центры, офисы, конференц-залы, всё это приподнято на по-деконструктивистски наклонённые опоры, мало того, отражается в водоёмах, умело разбросанных по территории выставочного комплекса. Впрочем, голова отвертелась не только из-за Фуксаса, и в самих павильонах мною было обнаружена масса интересных объектов.

Вся экспозиция располагалась чёткими «кварталами», очерченными широкими проходами. На Салоне это не лишнее, поскольку многие посетители шныряют по экспозиции с чемоданами и сумками на колёсиках, что при другой планировке создавало бы неудобства для не обремененных багажом граждан. Собственно в экспозиции раздела «Design» доминировали итальянские фирмы, что естественно. Были среди экспонатов и не самые новые разработки, но знакомство с классикой мебельного дизайна «в натуре» всегда полезно.

Я не считаю себя большим экспертом в мебельной номинации, но определенные тенденции бросились в глаза и мне. Первое, появление тяжеловесной, фрактальной мебели с матовыми поверхностями мрачных тонов (серый, чёрный), которую я условно окрестил «Стелс». Вторая, противоположная тенденция – обилие прозрачной, глянцевой мебели, с тонкими сечениями опор, как бы растворяющейся в интерьере. Назовём её «Мираж». Между этими взаимоисключающими тенденциями расположилась масса интересных «объектов» выполненных и в традициях биоморфных структур, и тяготеющих к вечно живому конструктивизму. Хотя эта рациональная волна на данном Салоне всё же уступила место более артистичным объектам, расшатывающим и без того возбужденный эмоциональный фон посетителей.

В дизайне самих павильонов Фуксас очень деликатно обошёлся с цветом. Лишь изредка между витражами появляются цветные простенки. Основная гамма предопределена автором, как сочетание голубого неба, тёмно-голубой воды, яркой зелени молодой травы и белых поверхностей павильонов. Почти классическая раскладка, не отвлекающая от восприятия самих выставочных объектов. Зато сама мебель по части цвета пределов не знала. Вся цветовая палитра (и не только в детской мебели, что естественно) использовалась мастерами мебельного дизайна. И ещё хочу отметить мастерское владение степенями отражения поверхностей: от бархатно поглощающих, до зеркально отражающих, от брутально весомых, до эфемерно бестелесных.

Особое внимание организаторов Салона было уделено молодым авторам. Их произведения рассматривало международное жюри, и отобранным трёмстам дизайнерам-счастливчикам из пятидесяти стран была бесплатно предоставлена экспозиционная площадь около 12 кв.м., на которой они могли представить свои «детища». Среди финалистов оказалась даже наша соотечественница, представившая модульное сиденье, напоминающее хребет гигантского ящера. В основном молодежь «перепевала» мотивы старших товарищей, но попадались и оригинальные объекты, которые отличала известная изобретательность и нахальство. В целом, от молодых ожидаешь больше дерзости, но на выборе экспонатов явно сказались пристрастия «взрослого» жюри. Вся эта молодежная «канитель» расположилась в специальном павильоне, названном организаторами «Satellite».

Понятно, что у молодых всё ещё впереди, поэтому вернёмся к основной экспозиции. Кстати, об удобствах. С туалетами в павильонах всё продумано безупречно: и для молодых мам с детьми, и для инвалидов, и для дам, и для кавалеров. Так же скрупулезно решена проблема общественного питания. На салоне вы можете встретить всю гамму общепита: от маленьких бистро, до ресторанов с официантами. Мы пользовались ресторанами самообслуживания, что позволяет поесть быстро и сытно. Все удобства располагаются на трёх уровнях, что позволяет воспользоваться ими в любой момент. Для отдыха предназначены металлические скамьи без спинок, идущие вдоль пешеходных проходов. Основная масса посетителей предпочитала перекусывать домашними сэндвичами, запивая их «Aqua minerale», сидя прямо на этих прохладных оцинкованных сиденьях. Уставших и очумелых экскурсантов доставлял до выхода с выставки движущийся тротуар, что под вечер и с полными сумками проспектов совсем не лишнее.

Что до оформления самих стендов, то особых находок я не заметил. Выгодно отличалась экспозиция фирмы «Kartell», с которой сотрудничает знаменитый Филипп Старк. Их «складской» экспо-стиль забавно контрастировал с изысканными мебельными изделиями и забавными аксессуарами этого известного производителя. Собственно, именно с этой фирмы восемь лет назад и началось моё знакомство с итальянским дизайном. Владелец фирмы Луиджи Кастелли познакомил меня со всем миланским дизайнерским бомондом. Тот памятный обед в павильоне старого выставочного комплекса на Fiera Milano больше напоминал встречу мафиози, так строго были одеты присутствующие и так изысканно был сервирован стол.

На завершившемся Салоне, к сожалению, контактов с коллегами не произошло, но их незримое присутствие ощущалось во всём: и в организации самой экспозиции, и в подборе демонстрационного материала, и в спецэффектах, применяемых на стендах. Собственно, вся экспозиция Салона и есть подлинный праздник итальянского мебельного дизайна.

Над Миланом опускались апрельские сумерки. Редкие подсвеченные здания служили мне ориентиром в этом запущенном, но притягательном городе. Автобус быстро вырвался за городскую черту на скоростной автобан, и понёсся к аэропорту Malpensa. Что это было? Сон о дизайне? А, может, дизайн и есть всего лишь сон? Когда-то в далёкие семидесятые, когда мы знали итальянский дизайн только по журналам Domus и Casabella, он нам, действительно, казался сном. Но, нет, на флэш-карте реальным подтверждением увиденного остались файлы выставочных объектов, примеры настоящего дизайна. Скорее, это была околодизайнерская дрёма, из которой так не хочется быстро возвращаться.

Да, у них нет нефти и газа, Италия лишена многих полезных ископаемых, которыми обладает Россия, но у жителей Аппенинского полуострова есть воображение и фантазия, неукротимая тяга к творчеству, есть навык реализации самых дерзких проектов. С такими достоинствами в наше время можно прожить и без углеводородов. А вот можно ли сегодня прожить без дизайна?

15.07.06 O

Яндекс.Метрика