новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



культура
«Ну, ты даешь, Вася!»
И.Г. Зисер

Или «Панк, Скиффл и Граффити»,
Или «Особенности альтернативной охоты»

Прочитав статью, посвященную граффити, я представил, как на эту тему мог бы высказаться далекий от всяких искусств, но зато номенклатурно-ответственный за все и вся, некий госчиновник:

«Вы говорите, граффити? Несерьезное это дело, несолидное. Ни тебе выставок-тусовок, ни тебе Сотбисов-Шмотбисов, какие-то неизвестные личности рисуют чего-то на стенах, заборах и прочих присутственных местах, а кто, что, и зачем – никто не знает…И главное, - не с кого спросить за испорченное имущество: какие-то таинственные личности по кличке «райтеры». А вот откуда это дело пошло, догадаться совсем нетрудно. Например, один хулиган вырезал свое имя на садовой скамейке, по его примеру другой намалевал «здесь были Муля и Гуля», а третий – этот сегодня выписывает свой так называемый «тэг» на муниципальных стенах, чтобы все знали, - мол, живет такой Вася где-то рядом с нами, и хочет о себе любимом заявить вот таким способом. Чтобы покрутили вы в изумлении головой и сказали: Ну, Вася, ты даешь! А уж к искусству все это имеет такое же отношение, как огородная бузина к киевскому дядьке».

Однако на нашем веку мы уже не однажды встречали такую реакцию, можно вспомнить знаменитую «бульдозерную» выставку 60-х в Москве, официальные запреты на джаз, а позднее – на рок-музыку, примеров хватает. И такая реакция неприятия граффити, как одного из слагаемых молодежной субкультуры «хип-хоп», со стороны не только наших родных градоначальников, но и большей части вполне демократического западного общества, – вполне закономерна.

По свидетельству очевидцев этого внезапного и повального увлечения черных нью-йоркских подростков, «…поражали в первую очередь обилие и размер этих граффити. Их было много, они целиком покрывали двери, окна, спинки сидений, металлические части вагонов, отвергая функциональное назначение этих элементов, как если бы речь шла только о поверхностях, созданных для письма. С вагонов подземки надписи распространялись на окружающие железнодорожное полотно».

Один из пассажиров подземки объяснил эффект граффити такими словами:

«Я - читатель надписей в подземке, и ловлю себя на том, что я неосознанно связываю образы граффитистов с преступниками, которые время от времени оскорбляют, грабят и насилуют пассажиров… Пусть сами авторы граффити не столь и опасны, но их вездесущие метки внушают мысль, что подземка - это место, связанное с риском. Проблема контроля над граффити - это проблема устранения постоянно возникающего страха».

При всей кажущейся неожиданности, внезапности этого массового и повального увлечения, можно найти его аналоги и попытаться понять истоки явления, - хотя бы, чтобы избавиться от страха перед ним. И такая аналогия существует, - это

СКИФФЛ

- музыкальное явление, захватившее за десять лет до граффити британских подростков.

По определению, скиффл - смесь американского фолка и блюза 20-х годов, отфильтрованная в середине 50-х годов молодежью британских островов. Особенность скиффла - в использовании импровизированных инструментов, когда вместо традиционных музыкальных инструментов использовались жестяные коробки из-под чая, ручки от швабр, расчески и чайники. Как писал один из музыкальных историков: «Проделай дырку в днище перевернутой чайной коробки, просунь в нее ручку от швабры, протяни струну между верхней частью швабры и ящиком – и инструмент наподобие контрабаса готов!». Конечно, наряду с такими шумовыми инструментами использовались и традиционная гитара, но брать на ней было достаточно три аккорда.

Вот она, главная привлекательность этого скиффла: мог играть кто угодно, без особых материальных затрат и, самое главное, без особого умения и музыкального опыта! Поэтому это направление буквально захлестнуло Британию в 1956-57 годах, в молодежной среде скиффл был заразен, как грипп. И как эпидемия он был скоротечен, долго такое музыкальное безобразие продолжаться не могло: уж очень примитивно все это звучало. Но, продолжая аналогию,- у скиффл-гриппа было осложнение, и оно поразило молодое поколение, разразившись на более высоком музыкальным уровне британским битом. И даже великие основатели Битлз, Леннон и Мак-Картни прошли период «заразы» скиффл-музыки: именно такой была их первая совместная группа под названием “The Quaryman”.

Но вот в 1956 году у скиффла появился автор и исполнитель по имени Лонни Донеген, который со своей обработкой негритянского блюза попал в национальный хит-парад. Это был момент наивысшего взлета скиффл-музыки… и это был его конец. За дело взялся шоу-бизнес, на этой музыке стали делать деньги: записывать и продавать диски, сочинять песни. А для этого нужны профессионалы, так что самодеятельности пришлось отойти в сторону и наблюдать, как из скиффла рождается что-то новое…

Подведем некий итог: значение скиффла в том, что целое поколение подростковой молодежи, кого называют сегодня тин-эйджерами, в конце 50-х годов увлеклось музыкой. Это было доступно, весело, это раздражало взрослых и ужасно возбуждало подростков. Замечу, что похожие чувства наверняка испытывали и первые «райтеры» нью-йоркского Бронкса. И в конце концов количество скиффла перешло в качество рок-музыки.

И как мальчишкам 50-х скиффл давал бесплатный пропуск в мир молодежной субкультуры, так же и граффити – давал возможность чем-то проявить себя еще ничего не умеющему подростку, с помощью простого баллончика с краской и «чистого листа» в виде грязной стены. Как скиффл был музыкой для простых парней из английского городского предместья, так и граффити в 70-х стал визуальным самовыражением цветных американских «би-боев» из Бронкса.

Теперь про

ИСТОЧНИКИ

У скиффла был такой – негритянский блюз дельты Миссисипи. Само название «скиффл» появилось еще в 20-е годы, так на юге США назывались самодеятельные блюзовые группы, игравшие на примитивных инструментах,- самодельных гитарах, губных гармониках и разного рода ударных инструментах. Американская черная голь была хитра на выдумку, да и в своем африканском прошлом уже имела опыт использования предметов домашнего обихода в виде ударных инструментов. Одним из самых распространенных (причем мне встречались записи 70-х годов с его использованием) был инструмент, представляющий собой стиральную доску, из которой извлекалась своеобразная дробь при помощи пальцев с надетыми металлическими наперстками.

С развитием блюза таких ансамблей становилось все меньше и меньше. Усложнялись инструменты в руках у музыкантов, появились ударные установки, гитара стала электрической, а исполнение - высокопрофессиональным. Скиффл, как массовое явление, сошел в Америке на нет, чтобы возродиться через полстолетия в Британии.

А вот был ли подобный источник у граффити?

Напомню, что граффити появилось в 1969 году в среде черных подростков Нью-Йорка. Этот 1969 год отмечен многими знаковыми событиями в музыкальном мире,- мире джаза и рок-музыки. Именно в 1969 году Майлз Дэвис собрал вокруг себя лучших молодых музыкантов Америки и Европы и записал диск «Bitches Brew», который считается начальной точкой отсчета нового музыкального направления, с ним родился «джаз-рок», позднее этот стиль стали также называть «фьюжн». На обложке этого альбома у Майлза, который раньше всегда в оформлении дисков сохранял солидное джазовое достоинство, появился рисунок Матти Крярвейна в стиле роковой графики, в чем-то предвосхищающий стиль рисунков граффити. Тема рисунка была вызывающе «африканской»: из развевающихся волос прекрасной негритянки, обнимающейся со своим чернокожим другом на фоне морского простора, вырастает на небесном своде черная туча, из которой вырываются расщепленные молнии… А сам господин оформитель этого фундаментального альбома писал: «Это – музыка мира, не африканская и не афро-американская и не музыка любого другого континента. Это – вся наша планета, пульсирующая в моем мозгу».

Предшествующие этим событиям 60-е годы ознаменовались в США невиданным взрывом самосознания черных афро-американцев. Борьба с расовой сегрегацией была жестокой и кровавой. Сожженное гетто Лос-Анжелеса, Мартин Лютер Кинг, «Черные Пантеры»… В популярной музыке – неистовый король стиля «соул», «Соул - Брат №1»,как он себя называл, Джеймс Браун. В рок- музыке – гениальный гитарист, сжигающий на сцене гитару и в жизни самого себя ,- Джимми Хендрикс. И все это музыкальное многообразие, от элитарного джаза до популярного соула, пропитало духовную атмосферу негритянских кварталов Нью-Йорка, в которых жили творцы первых граффити. Но были и другие волны влияния, которые исходили из мира изобразительного искусства. Почему-то никто не связывает появление уличных настенных росписей Нью-Йорка в конце 60-х годов с событием в художественной жизни Америки и Европы, произошедшем десятилетием раньше: это была

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ АФРИКИ

Сведения из истории открытия: первые наскальные изображения были замечены в 1847 г. в Северной Африке (Сахара). Наибольшее количество древних рисунков было обнаружено исследователями в 1861-1862 годах в Тассилин-Аджере экспедицией Анри Деверье. Исследования и поиски продолжались, но пик новых открытий приходится на 20-30 годы, и затем на 50-е годы 20 века. Интерес же широкой публики начинает расти с 1957 года, когда в Париже, в Музее Декоративных искусства, наскальная живопись Сахары была впервые представлена в виде больших цветных копий в натуральную величину. В 1965 году там же проходит новая выставка наскальной живописи, и после этого в Сахару устремляется множество любительских экспедиций и тысячи туристов. В середине 60-х годов начинается настоящий бум интереса к африканскому искусству: проходят большие выставки африканской скульптуры и рисунка в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Москве, Цюрихе.

А теперь немного о том, что объединяет наскальные изображения Сахары, музыкальное течение «скиффл» и граффити: это непрофессиональный характер искусства и анонимность его авторов. Если говорить о наскальных рисунках, то, в принципе, это и не искусство в европейском понимании этого слова, а скорее элемент ритуального действа. Но разве в ранних граффити не было этого ритуального момента? Пусть кто-нибудь попробует это доказать. Есть целый раздел современной настенной росписи, так называемое «гангстерское граффити», в котором члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также, чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Согласитесь, что это вообще выходит за пределы социума и уводит нас в дебри истории человечества: так метят свои владения львы и другие властители дикой природы…

Возможно, в граффити, как части молодежной субкультуры 21 века, мы видим ростки новой культуры, культуры будущего постиндустриального общества, которая вырастает в виде альтернативы к классическим видам искусства. До сих пор такую альтернативу, в облике которой выступал ранний рок, ранний блюз, такие локальные музыкальные течения в роке, как рок-андеграунд 60-х годов или панк-рок 70-х, развитое западное индустриальное общество довольно легко «приручало», а следовательно, «уничтожало». Инструментом приручения выступал шоу-бизнес: стоило появиться чему-то по-настоящему интересному, яркому, привлекающему молодежь, как очень скоро это «что-то» становилось товаром и поступало на рынок предметов искусства.

Похоже, что это закон развития и, увы, вырождения всякого альтернативного вида творчества. Как только оно становится профессиональным и выходит со своими изделиями на рынок (скорее, рынок сам «выходит» на это искусство), ему приходит конец. Так что не зря «граффитчики» чураются галерей, выставок и прочих атрибутов общественного признания: они просто хотят жить со своим граффити.

И смотрите-ка, ведь живут, курилки! Из всего альтернативного набора субкультуры 80-х под названием «Хип-Хоп» «ушли в профессионалы» и брейк-дансеры, и рэпперы, а граффити живет, развивается и шагает через годы и даже границы. Дошло и до нас. О трудном существовании этого вида молодежной субкультуры на просторах России свидетельствует и статья в нашем журнале, с которой мы начали наши рассуждения:

НУ, ВАСЯ, ДАВАЙ !

Яндекс.Метрика