Граффити. С чего все началось точно не известно. Но если смотреть в корень происхождения самого слова, то произрастает он из итальянского «graffito», что в переводе означает царапать. Хотя большинству уличных художников эта этимология явно не по вкусу… И это правильно. Все-таки существует различие между гаражными надписями «здесь был Вова», и современной культурой граффити.
Человеку испокон веков было свойственно изливать на стену свои мысли: это и иероглифы в Древнем Египте, и признание в вечной любви из средневековья. Иногда даже граффити становилось источником вдохновения, как в общеизвестном случае с В. Гюго. Слово «рок», написанное на стенах собора Парижской богоматери, сподвигло его на написание знаменитого романа. Где-то до семидесятых годов прошлого столетия граффити воспринималось именно как некая форма словесного самовыражения. Существует даже такая красивая легенда, как некий тинэйджер по имени Деметрис начал выводить свой творческий псевдоним «Taki» и номер своей улицы «183» на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие подростки заприметили Taki и стали «спрэить» свои собственные имена. Так бы это и продолжалось, если бы не одно но, - уличные пророки были еще и художниками, они говорили не одним словом, но и цветом, и линией. Поначалу в ход шло все, что попадалось под руку, от состава для подкраски обуви до дезодоранта. Некоторым счастливчикам удавалось достать аэрозоли, которые «заимствовались» у зазевавшихся продавцов в магазине. Молодежь подхватила новую волну, и первые десять лет граффити развивалось поистине гигантскими шагами.
Основная идеология граффити основывается на трех главных принципах:
1) масштабное, 2) индивидуальное и 3) сотворенное не ради денег. Большинство уличных художников обозначают своё амплуа – «писатель»(райтер) или «шрифтовик»(тэггер). Тэги, или авторские логотипы, по современным меркам были довольно просты по форме и исполнению. Сейчас «тэг» считается основой граффити, и любой начинающий писатель начинает свой путь именно с «тэггера», постигая азы мастерства. Поезда Нью-йоркской подземки стали идеальным планшетом для развития стиля. Граффитчики забирались по ночам в депо, и на утро поезда выходили на линию обновленными. Именно с этого момента, граффити стало приобретать скорость, мобильность, оно вышло за пределы двора. Поезда с начертанными посланиями, ежедневно видели люди многомиллионного мегаполиса, кого-то это злило, кого-то раздражало, кто-то был лоялен,… но были и те, кого цепляло, собственно именно они и стали пополнять ряды уличных художников. В 1975 году на обзор удивленной публики, выехало полотно, размером с целый вагон, а спустя год – с состав. Надо заметить, что граффити реально захлестнуло весь город. Наверное не удивительно, что властям происходящее действо явно не понравилось. Дело не только в извечном начальничьем «не положено», но и в существовании псевдо граффитистов, которые не столько творили, сколько совершали совершенно банальное хулиганство, за счет которого компенсировали полное отсутствие таланта.
В начале восьмидесятых властям всё-таки удалось выжить художников из подземки, хотя единицам все же удавалось туда просачиваться. Но их художества моментально затирались специальными машинами. Тогда на свет появился новый, уже более масштабный вид распространения субкультуры граффити – граффити - туризм. Увлеченная молодежь стала фиксировать свои рисунки на улицах и домах разных городов. Именно так граффити начало распространяться из своей колыбели - Нью-Йорка.
Граффити – это совокупность множества стилей и направлений. От считающихся уже немодными «надувных» букв «старой школы», до невероятно сложных из «wild style», где текст собственно уже не похож на текст, скорее - на причудливый орнамент с немыслимыми переплетениями. Не надо также упускать из виду и индивидуальные особенности мастеров, так как стиль граффити не подразумевает жестких рамок, и каждый автор изощряется как считает нужным.
В восьмидесятых начали появляется книги и фильмы посвященные этому направлению. Лента «Beat Street» (Стени Латан) стала культовой в среде граффитчиков, а книга «Sabway Art» (Генри Челфант) сделалась настоящей библией уличного художника. Стали издаваться огромными тиражами пособия для начинающих. Но как и везде, главный принцип роста мастерства - это повторение всей истории искусства граффити, от больших надутых букв раннего периода, до невероятных по сложности современного.
С появлением большого количества сторонников этого стиля появилась и конкуренция. Начались своего рода войны, основной вид оружия был прост и незамысловат – поверх работы конкурента наносилось свой тэг или рисовался новый рисунок. За неимением времени, не говоря уже о таланте, некоторые поступали вообще просто: красный крест на всей работе и дело в шляпе. Какое-то время существовала даже команда ТСО (the cross outs), которая, исходя из названия, объявила войну всем без исключения. Сегодня так проблемы не решают, вместо порчи работ соратника по стилю стали устраивать турниры. Как правило, они делятся на два типа:
1) за определенное время (час – день) заполнить часть стены,
2) за определенное время (неделя месяц) заполнить рисунками часть города.
Если в первом решающее значение имеет качество и красота, то во втором количество. В роли судей участвуют признанные мастера. Да что и говорить: была борьба с властями, была борьба друг с другом, все это и наложило отпечаток и на сами стили. К примеру, стиль «blockbusters» - огромные квадратные буквы, слегка наклоненные вперед или назад,- хорошее средство для борьбы с работами конкурентов или с девственно чистыми вагонами. Максимальный результат за столь короткое время. История граффити как искусства, как стиля началась именно тогда, когда «первописатели» осознали одну простую вещь: нарисовать своё имя огромными буквами теоретически может любой, это вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности.
Как долго существует граффити, так долго оно подвергается гонениям. Власти постоянно твердят одно и то же: «роспись муниципального имущества, при всей эстетической ценности самой росписи, представляет серьёзную угрозу для общества». Естественно, словами дело не ограничилось. В разных государствах всего мира, были приняты различные законы и поправки. Многие поплатились немалыми штрафами, некоторые угодили в тюрьму. Но настоящих фанатов этим не остановить. Власти даже пытались отводить специальные «законные стены и дома», мест не хватало…и все равно граффити просачивалось на нелегальные территории, в Лос-Анжелесе их назвали «зоны нетерпимости».
Вот еще несколько фактов. В Британии переодетые полицейские под видом съемочной группы, делающей фильм об уличном искусстве, собрали около 50 уличных художников. Граффитисты сами того не подозревая снабдили полицию важнейшей информацией о своих готовых «объектах», о поставщиках краски, о планах. Представители штата Нью-Гэмпшир не так давно выступили в Конгрессе с предложением: наказывать уличенных в граффити «битьём деревянной палкой по голому заду». Но пока вроде битьё приостановлено. В Филадельфии даже составили список десяти «самых опасных» граффитистов.
В компанию травли подключились и производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж же самого граффити заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом, а значит и граффити воспринимается как часть «гангстерской культуры». Во-вторых, по подсчетом самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художников приложили руку «крутые» парни, которые таким образом «метят» свою территорию – каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства.
В результате многие нью-йоркские художники перебрались в Европу. Уникальные изменения перетерпело искусство, привезенное из-за океана в Великобритании, там оно стало частью поп-культуры. В то время как органы правопорядка представляют себе типичного уличного художника, как «потерянного» подростка из малоимущей семьи, который ни чего в этой жизни не добьется, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, в дизайне, в музыке. Один граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но как заметил его земляк и соратник, это вряд ли его изменит.
История российского граффити началась в 1985 году – одновременно с модой на брэйк-данс. Это в принципе закономерно, ведь и то и другое – часть культуры хип-хоп. В то время по стране с грандиозным размахом прокатилось несколько брейк-данс фестивалей. Началось все с Прибалтики, и потом лет пять в разных городах СССР продолжались молодежные шоу. Начинающие граффитчики как раз и оформляли фестивальные декорации, которые – при всей их незрелости – потрясали воображение публики не меньше, чем пируэты танцоров.
Некоторые начинающие уличные художники через знакомых моряков, бывавших в Америке, по крохам собирали хоть какой то материал. Довольно скоро граффити начало проникать и в города, первыми были Санкт-Петербург и Калининград. Спустя почти десять лет потихоньку начала «раскачиваться» Москва. Причина, почему московское граффити развивалось не так быстро, как в Прибалтике довольно прозаична.
Хорошая краска для настенной росписи в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в «континентальной» России.
Еще один больной вопрос для российского граффити - это отношение с властями. Роспись различных клубов, кафе, декораций это конечно не так уж плохо, но место настоящего граффитиста - это прежде всего улица. Московское граффити за последние несколько лет значительно помолодело. Рядом с художником первой волны, который доходил до всего своим умом, можно увидеть начинающего граффитиста, который в два раза моложе первого. Но несмотря на это, по подсчетам отечественных граффитистов на всю Москву отыщешь три-четыре человека которые активно занимаются граффити, и еще пятнадцать-двадцать «встают к стенке» время от времени. Для большинства же это просто дань моде, а как нам известно, мода понятие приходящее и уходящее.
На данный период времени московское граффити остается по-прежнему в условиях жесткой борьбы хотя некоторым уличным умельцам все-таки удалось достучаться в «коридоры власти». Так например, в районе Отрадное художники заприметили трансформаторные будки и начали разрисовывать их. Районная управа объявила войну молодым дарованиям и стала закрашивать все их произведения. Однако спустя время, когда состоялся конкурс между районами столицы, власти наконец-то вспомнили про молодых художников, и в результате безликие стены сияют чистотой всех цветов и стилей граффити.
Но на фоне такого позитива видна тонкая грустная линия. Для начинающего граффитиста может и хорошо: дают стену, покупают краску, даже тему за него выбирают, пиши, мол, свобода. Власти твердят: мы поддерживаем Граффити. Но где она свобода, если тебе говорят: рисуй небо, птиц, поля, луга… ну на кой черт они сдались? А если хочется нарисовать вместо неба – космос, вместо птицы – стилизованного донельзя человека, вместо поля – болото…
А вот так нельзя! Это уже вне закона, не положено мол, хулиганство. Рамки. Однако граффити так не работают. Почему? Потому что мы продолжаем обманывать самих себя. Потому что у нас позорное отсутствие чувства необходимости изменений. Потому что мы следуем инерции. Потому что мы предпочитаем рассматривать граффити в глянцевых журналах, а также и во всем остальном подчиняться торгашеской рутине, как того хотят от нас власть имущие. Потому что мы ощущаем ничем не оправданное бессилие. Потому что у нас чудовищно бедное воображение, не позволяющее нам представить и воплотить в жизнь другой мир…
Но есть люди, которые хотят и главное - могут разрушить стереотипы серых обшарпанных столичных стен. Года два назад появилась организация «Зачем?», сейчас она насчитывает в своих рядах несколько десятков уличных писателей. Я думаю, не найдется москвича, который не столкнулся бы с тэгом «Почему?», «Зачем?». Но опять таки, все это остается точечными импульсами, тайком написанными где-нибудь на стене, в страхе быть замеченными милицией.
Очень распространенным в Москве сейчас является, трафаретное граффити. По технологии оно довольно просто – вырезается несколько трафаретов ( фоновый, контурный…), баллон с краской - и в путь. Но, несмотря на простоту, попадаются действительно шедевры, есть один граффитист который трафаретит звезд культовых американских фильмов, начиная от Мерилин Монро и заканчивая Сильвестром Сталлоне. Надо заметить, получается это у него великолепно. Радует то, что молодежь борется, не сдается, гнет свою линию. В Интернете появляются всевозможные сообщества посвященные теме граффити, ярким примером является сообщество criminal-art (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=criminal_art ) .
Редко, но все же рождаются в Москве новые шедевры, точнее даже сказать они появляются волнами, то густо то пусто, это в очередной раз подтверждает, что поодиночке уже никто не рисует, Граффитисты сколачивают команды. У каждой команды свои отличия по стилистики, по колориту. Так же радует, что все реже прогуливаясь по Москве встречаешь бездарные рисунки, кстати из – за подобных «Кулибиных» репутация граффити заметно подпорчена, именно они занимаются не искусством, а банальным хулиганством. Но их ряды, к нашей радости, редеют, а это значит, что граффити живо и главное - развивается, растет я бы даже сказал цветет, потому что все чаще и чаще видишь работы, от которых челюсть «падает» на асфальт. Жители Москвы тоже потихоньку пускают граффити в свою жизнь. Появляются раскрашенные подъезды жилых домов, дворы, детские площадки. Есть и противники, но это так, как и везде… История продолжается