организация и благоустройство исторического центра г.Торжка
Н.Д. Дембич
Л.Н. Бальмонт
новости
анонс текущий номер архив форум |
о журнале
главный редактор представители авторы распространение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
малые города
Кирпичики нашей памятиН.Д. ДембичЛ.Н. Бальмонт |
организация и благоустройство исторического центра г.Торжка УДК 7.03, 74.01/.09 Дембич Н.Д. зав.кафедрой ДС Института открытого бизнес образования и дизайна, г.Москва Бальмонт Л.Н. ст.преп. кафедры ДС Института открытого бизнес образования и дизайна, г.Москва Стало привычным проводить отпуск за рубежом, восхищаться увиденными памятниками древности Греции, Италии, Иерусалима. В лучшем случае посещаются известные города Золотого кольца. Но как редко доводится слышать в этом ряду названия старых исконно русских городов, незаслуженно забытых и заброшенных на обочину современной жизни: Тверь и Торжок, Вышний Волочек и Осташков, Старица и Ржев. Одни эти названия должны пробуждать в жителях России трепет на уровне генетической памяти, воспоминания о славных, а порой и грозных временах. Но, к сожалению, этого не происходит. Наверное, настал момент вспомнить о них сейчас, иначе время будет безвозвратно упущено, разрушится культурный и исторический фундамент, кирпичиками которого они и являются. Очевидно, что уже отработанные в крупных мегаполисах комплексные методики по благоустройству основных функциональных и планировочных узлов, в малых городах нужно использовать с величайшей осторожностью, учитывая индивидуальные особенности и историческое наследие каждого из них. Петровские каналы Вышнего Волочка, традиции пушкинских чтений в Берново, ни с чем не сравнимое богатство природы озера Селигер – все это требует бережного подхода, подкрепленного глубоким чувством любви к родной истории и природе. Конечно, без современных технологий не обойтись, но их использование не должно привести к единому некоему «современному русскому» стилю, потере индивидуальности и уникальной самобытности этих мест. В отличие от многопластовых структур крупных городов с необратимыми процессами разрушения городских ландшафтов, малые города сохранились в своем первозданном виде. Прекрасно просматривается градостроительная и природная целостность этих комплексов, их соразмерность человеку. К сожалению, повсеместно разрушаются монастыри, храмы, усадьбы и другие исторические городские и пригородные постройки. В Торжке, например, остаются не восстановленными разрушенные здания со времен Великой Отечественной войны. Однако, провинциальный уклад жизни и некоторая удаленность от крупных городов имеет свой положительный аспект. Именно этот уклад жизни, принуждающий жителей приспосабливаться к сложившимся объективным условиям, позволил во многом сохранить природные ландшафтные факторы и историческую планировочную систему. Такая «читаемость» старых русских городов делает их привлекательными для людей творческих профессий: архитекторов и дизайнеров, художников и кинематографистов, и, конечно же, историков и археологов. К сожалению, плачевное состояние исторических и культовых зданий, отсутствие комфортных условий не может обеспечить достойный уровень жизни и сделать их привлекательными для туристов. Для того чтобы включить малые города в систему туристических маршрутов, реставрировать архитектурные объекты, создать мощную инфраструктуру, потребуются значительные инвестиции. Чтобы уменьшить эти затраты на первом этапе, предлагается начать с разработки сценария частичного благоустройства города, используя его историко-туристический потенциал. То есть создать развернутый во времени и пространстве процесс прохождения определенных тематических маршрутов, иллюстрирующих исторические достопримечательности города, демонстрирующих характерные природные особенности и дающие возможность окунуться в атмосферу конкретной исторической эпохи, непосредственно участвуя в тех или иных действиях, содержащих определенную эмоционально-эстетическую концепцию. Составляющие привычной схемы: восстановление архитектурного каркаса, а затем благоустройство, меняются местами. Следует начинать с изменчивого и подвижного природно-дизайнерского наполнения. Такой подход одновременно включает в себя и маркетинговую составляющую, т.к. предполагает выделение наиболее интересных для туристов и горожан мест и явлений. Создается интерактивная среда, интегрирующая образовательно-культурные, общественные, коммерческие, социальные функции. Благодаря дизайнерскому подходу, мы имеем возможность менять и усложнять маршруты-процессы и соответственно гибко и динамично адаптировать под них среду. Оформление городского интерьера этих маршрутов, технологическая структура, оборудование полностью зависит от их предназначения и заданного эмоционального наполнения. Первым таким опытом и экспериментальной площадкой стал, расположенный в 230 км к северо-западу от Москвы древний русский город Торжок, существующий с конца Х века. Это – один из 300 городов России, имеющих статус «Памятника градостроительства». Расположенный на живописных берегах реки Тверцы, гармонично вписанный в природное окружение, он сохранил старинную архитектуру и средневековую планировку улиц, соразмерность городских частей. В городе расположено более 30 храмов, а также комплексы Борисоглебского и Воскресенского монастырей. Церкви и монастыри, сконцентрированные на небольшой площади, холмистый рельеф тверецких берегов придают панораме города неповторимый облик. Группа студентов и преподавателей творческих вузов по инициативе и при поддержке Москомархитектуры, Союза дизайнеров России и администрации города совершили трехдневную поездку в Торжок. После чего были выполнены проекты по его благоустройству и разработаны некоторые маршруты, реализация которых позволит сделать город более привлекательным для экскурсантов и для тех, кто просто хочет отдохнуть, оставив на время большие города. Торжок лежит на пути из Москвы в Санкт-Петербург. Жители обеих столиц, уставшие от агрессивной среды мегаполиса за 3-4 часа пути могут попасть в совершенно иную обстановку не на скором поезде, а в экипаже, наслаждаясь размеренным движением без суеты и спешки. Поменять лошадей можно на постоялом дворе, отдохнуть и отведать пожарских котлет в уютном трактирчике. Окунуться в неспешную негу путешествий позапрошлого века предлагает Аникушина Наталья (НИД) в проекте благоустройства маршрута «Путешествие из Петербурга в Москву» по ул. Дзержинского (бывшей Ямской). В комплекс таких маршрутов-процессов включены мезансцены, декорациями которых служат архитектурные памятники, т.е. статичное по большей части пространство, культурные и природные ландшафты, обеспечивающие суточную, сезонную и возрастную динамику. Часть маршрутов иллюстрирует хронологию исторических событий. Временем основания Торжка считается конец Х века, но летописи указывают, что поселение на этом месте возникло гораздо раньше. В память о языческих верованиях наших предков, Лесная улица города превратилась в дорогу к капищу. Здесь мы можем увидеть фигуры Перуна и других древних богов. Детворе около них интересно поиграть, взрослым посидеть отдохнуть, а при желании и провести театрализованные представления, иллюстрирующие дохристианские обычаи и обряды. Находясь на пересечении водного и сухопутного путей, поселение быстро росло, развивались ремесла, и в ХIV веке сформировался городской кремль – внушительная крепость, обнесенная деревянными стенами с башнями и защищенная с южной стороны высоким валом и рвом. К сожалению, до наших дней кремль не сохранился. Но недалеко от деревянной церкви Вознесения XVII века почти на середине стремительной Тверцы расположен чудный островок. Именно на этом островке Сумина Ксения (ИнОБО) предлагает в уменьшенном масштабе воссоздать стены древнего кремля. По ее замыслу посетители самой старой сохранившейся церкви могут любоваться кремлем, поднимающимся из вод Тверцы подобно граду-Китежу. Другой, не менее интересный, вариант по благоустройству острова предложила Соинова Ольга (ИнОБО). В ее проекте представлена выразительная композиция, доминантой которой является комплекс колокольной звонницы с несколькими рядами колоколов разной тональности. Малиновый звон разносится далеко по воде и живописным окрестностям, доставляя наслаждение всем его почитателям. Здесь могут проходить концерты, конкурсы и фестивали. Праздничная и повседневная сценография могут отличаться акустическим, световым и колористическим решением, включением стационарного и трансформируемого оборудования. Весь этот комплекс средств в полной мере используется в трех вариантах оформления фасадов кинотеатра «Заря», представленных в проекте Кадычкиной Анны (ИнОБО). Кинотеатр, построенный в советское время, нарушает силуэт исторической застройки на верхней террасе левобережья. Поэтому автор предлагает в первом варианте использовать фасад здания для сюжетно-тематических проекций. Второе предложение предусматривает оформление фасадов в стиле провинциального купечества, используя мотивы деревянного декора. В третьем варианте студентка заимствует классические элементы Ильинской церкви, декорируя экстерьер кинотеатра колоннами, пилястрами и арками в стиле позднего классицизма, создавая единый ансамбль городской среды. Традиционно русские поселения создавались на высоком правом берегу судоходной реки. Не стал исключением и Торжок. Древнее городище и деревянный кремль располагались именно на правом берегу между рекой Тверцой и ее притоком ручьем Здоровцом. Позднее город перекинулся и на левый берег. В облике Торжка существенную роль играют естественные ландшафты, которые вместе с протекающей через весь город рекой Тверцой формируют его каркас. Все водные объекты протекают в естественном русле, за исключением участка реки, расположенного в центре в пределах Тверецкой набережной. Летом Торжок и его пригороды, а особенно прибрежные зоны буквально утопают в зелени. Такое состояние озелененных территорий полностью соответствует современному экологическому подходу к сохранению и воссозданию дикой природы. Но, говоря о благоустройстве и озеленении городского пространства, необходимо помнить о балансе территорий. История города, утопающего в зелени, подсказывает идею организации тематических парков, например, историко-археологического. Для этого вполне подойдет территория древнего городища. Такой музей под открытым небом кроме демонстрации «экспонатов» должен обеспечивать комфортный отдых человека. Организованный по периметру границ городища «проминад» дал бы возможность наблюдать не только за археологическими раскопками, но и любоваться наиболее красивыми видами береговой линии. Идея создания такого парка и прогулочного маршрута положена в основу проекта Аллы Шмониной и Анны Чипряковой (НИД). Несмотря на то, что Торжок был торговым городом, его история изобилует военными подвигами. Город постоянно подвергался нападениям во времена княжеских междоусобиц, его осаждали татаро-монголы и литовцы, но Торжок неизменно возрождался. Поэтому вполне логична военная тематика в благоустройстве центрального парка города. Студент Клепач Татьяна (НИД) предлагает назвать этот парк «Ратник». Все зоны парка представляют собой единый ансамбль, посвященный военной и культурной истории. Одним из основных средств передачи темы является геопластика, использование которой продиктовано идеей защиты города в форме фортификационных сооружений и помогает подчеркнуть динамический характер каждой зоны. На территории парка «Ратник» можно проводить военно-исторические фестивали, целью которых является пробуждение интереса к изучению истории отечества, воспитанию чувства патриотизма и преемственности традиций. Зеленый рукав от городища может протянуться к Новгородской набережной и закончиться водопадом, который появится после поднятия уровня воды в ручье Здоровец. Студент ИнОБО Дмитрий Удавицкий в своем проекте бережно вписал в предлагаемое благоустройство набережной и прилегающей к ней части сквера старинный причал, обеспечив к нему подход для обзора в виде обходного моста. Предложено создание весьма интересной, знаковой композиции в месте впадения Здоровца в реку, состоящей из водопада, каменного грота и фонтанов. Заслуживает внимание идея создания плавучей сцены на воде и амфитеатра со зрительскими рядами на береговой линии. Здесь могут проводиться массовые городские мероприятия и представления. Дополнительными местами для зрителей могут служить пешеходный мост и противоположный берег со стороны гостиницы «Тверца». Таким образом обеспечивается прекрасный обзор практически со всех сторон. Для сохранения эмоционального восприятия Торжка, желательно, чтобы отсутствовали четкие границы между парками и городской средой, одно пространство плавно перетекало в другое. Набережные Торжка заслуживают особого внимания. Сейчас благоустроена только Тверецкая набережная в районе комплекса гостиницы «Тверца» путем выравнивания береговой линии аналогично набережным крупных городов. С таким подходом не соглашается Евсюкова Дарья (ИнОБО) и предлагает вернуть первозданный вид излучинам реки, сохраняя их природный характер в своем проекте «Волны Тверцы». В настоящее время большая часть набережных имеет естественное русло и сильно заросли деревьями. Такое обилие взрослых лиственных деревьев закрывает прекрасные перспективы и мешает обзору с видовых точек. Имеет смысл заменить разросшиеся тополя ивами отечественной селекции, имеющих различную форму крон и размеры. Рядом с рекой они будут смотреться более уместно и органично, внося разнообразие в городскую среду. Современные условия требуют создавать устойчивые ландшафты, т.е. использовать растения соответствующего климатического пояса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и другие виды, прижившиеся в Тверской области. Примером удачной интродукции может служить туя западная. Остатки аллеи, высаженной в XIX в., до сих пор сохранились в усадьбе Василево. В городе много замечательных архитектурных памятников, которые являются своего рода вехами на туристическом пути. Здесь подходы должны обеспечивать взаимное интегрирование архитектуры и окружающей природы, создавая единое ландшафтно-архитектурное пространство. В то же время значительные территории заняты небольшими деревянными частными домиками современной постройки. Они похожи между собой, окружены фруктовыми садами, а вдоль улиц растут все те же тополя. Именно с помощью ландшафтных приемов необходимо сделать эту среду индивидуальной, распознаваемой. Предложенная структура маршрутов и мезансцен развивается как по оси, так и параллельно на разных уровнях, в зависимости от возможностей организации внутренних связей. Вызывает интерес предложение Митюковой Веры (ИнОБО) по созданию пешеходного маршрута, проходящего вдоль береговой линии центральной части города, так называемого трактирного маршрута «Не пьянства ради». Целью его является развенчание мифа о безудержном русском пьянстве и рассказ об истории потребления и многообразии исконно русских напитков. В проекте заложен «Сад напитков», изготовленным по традиционным русским рецептам, «Роща поющих деревьев» – какое русское застолье без песен, «Берег пива да браги», русские бани с квасом и медом. Среди «Хмельных деревьев» имеется разметка для игры в дартс, шашки и шахматы. «Застольная аллея», «Поучающий забор», «Галерея под градусом», «Аллея антипочета» напоминают, что во всем нужна мера. Таким образом, при помощи дизайнерских средств удается создать благоприятную, интересную среду для отдыха, организовать целый ряд мест общественного питания, тем самым привлечь больше туристов, а вместе с ними и дополнительные средства в городской бюджет. Сегодня Торжок – областной промышленный центр. В нем действуют вагоностроительный завод, завод противопожарной техники, самый большой в стране завод полиграфических красок и ряд других. Для туристов особый интерес представляет уникальное предприятие ОАО «Торжокские золотошвеи» и ее продукция, сохраняющая русские традиции золотной вышивки. Наибольший расцвет вышивальный промысел получил в XVIII в., корни которого уходят в русское средневековье. Именно торжокским вышивальщицам заказывались парадные платья для членов императорского дома и церковных иерархов. В основе замысла маршрута «Золотое шитье» Бондаренко Светланы (ИнОБО) лежит идея демонстрации наиболее характерных золотошвейных мотивов и узоров. Начинается экскурсия на территории училища, затем предлагается посетить саму фабрику, общежитие на ул. Лермонтова, захватывает площадь Революции и спуск к набережной по Почтовой лестнице. Добраться до любой точки маршрута можно пешком, останавливаясь в местах отдыха, оформленных предметами деревянной уличной мебели, созданной по мотивам элементов золотошвейного искусства. На пути маршрута планируется создание мест с инсталляцией для фотографии, которые оставят добрую память о посещении «города искусств». Маршрут заканчивается в сквере им. Кирова аркой для торговых рядов. Попадая в такие благодатные места, как Торжок, вспоминаешь о душе. А душой города является Борисоглебский монастырь, основанный в 1038 г. В проекте благоустройства территории монастыря Матвеева Юля (ИнОБО) предлагает посадить две ели напротив Борисоглебского собора, построенного по проекту Н.А. Львова. Две ели как память о предательски убитых Борисе и Глебе, расположены в цветнике, колористически решенном в красных тонах. Эта «кровавая река» протекает по всей парадной части территории монастыря и впадает, спускаясь по крутому склону, в реку Тверцу. Разбитый в южной части «Сад 12 апостолов» поддерживает традиции русского монастырского сада. Можно долго и много рассказывать о наших проектах. Всего их более 50-ти. И каждый выполнен с дизайнерской фантазией и студенческим энтузиазмом. А главное, в них просматривается любовь к родине, к ее истории, желание сохранить память сердца. Библиографический список 1. Ефимов А.В., Шимко В.Т., Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера., М., “Архитектура-С”, 2008. 2. Михайлов С.М., История дизайна., Т.1, Т.2, М., СД России, 2000-2003. 3. Нефедов В.А., Ландшафтный дизайн и устойчивость среды., СПб., 2002. 4. Суслов А.А., Фомин А.А. Торжок и его окрестности., М., “Московский рабочий”, 1983. свернуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||