новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2012
журналы
форум издания акции
партнёры



Памяти друга
И.П. Медведев

Памяти друга

В заметке рассказывается о друге по жизни, коллеге, однокашнике, дизайнере Демидовцеве Марке Васильевиче 13.05.1929 г. — 1.06.2011 г. Изложение построено на произвольных воспоминаниях, без анализа информации из СМИ. Приведены фотографии из личного архива.

Ключевые слова: Художественно–промышленная академия, Павлово на Оке, Тольятти, Учредительный съезд дизайнеров СССР

В июне будет год, как ушел от нас Марк Васильевич Демидовцев, мой однокашник и друг, коллега, посвятивший свою жизнь дизайну. В нашей стране это тяжелая миссия, если не подвиг. Особенно, если это говорить о Демидовцеве.

О нем много информации в официальных источниках, эта личность будет занесена в учебники по истории дизайна. Не хочу повторяться, я хочу рассказать только о своих воспоминаниях. Точные даты описываемых событий не имеют особого значения.

Наша дружба начиналась с учебы в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в Ленинграде в 1954 году. Сейчас это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени барона Штиглица. В нашей группе было 7 человек, и Марконя (так мы его называли в узком кругу) считался неформальным лидером. Он в институте был уже с 1952 года, поступив на 8-ми годичное обучение. И мы чувствовали его уверенность, напоминавшую полководца Суворова. Всегда бодрый, инициативный, ходил быстрым шагом, светлые волосы с хохолком разлетаются как на ветру. Так и называли его многие: «Марк — светлая голова».

Время летит быстро. Не прошло, казалось, и полгода как я разговаривал с ним по телефону, а вот уже и година. Когда мне сообщила эту страшную новость его сотрудница Мария, на мою просьбу позвать к телефону Марка Васильевича, я не находил слов от огорчения. Она долго продолжала рассказывать о нем с восхищением как о хорошем человеке и специалисте, достигшем больших высот в своей деятельности.

Конечно, я следил за его успехами из средств массовой информации, но мы и в годы учебы не сомневались, что так оно и будет в его жизни.

К моменту начала работы над дипломом мы с ним были уже женаты (впрочем, он гораздо раньше меня) и нам вдвоём выделили комнату в общежитии, где мы готовились к защите. Там мы особенно крепко подружились. Жена его, Муза, учившаяся в Ленинградском мединституте, окончила на год раньше и уже уехала в их родной город Павлово на Оке, где они когда-то в детстве познакомились и поженились. Моя жена была Ленинградской и жила с дочкой у родителей.

Когда в институт приехал за молодыми специалистами представитель из Горьковского ЦКБ по СПК Марк с воодушевлением начал рассказывать мне о красотах города, где он не раз, конечно, бывал. Квасов Валерий, тот самый представитель, выпускник ЛВХПУ годом раньше нас, рассказывал о Ростиславе Евгеньевиче Алексееве и его судах на подводных крыльях. У меня не было сомнения, я поеду именно туда.

Во время учебы нашей специализацией было проектирование мебели и интерьера. А Марк уже с 5 курса рисовал проекты современных автобусов для своего родного ПАЗа. Это, тем не менее, не мешало ему блестяще защитить диплом на тему: «Проект оборудования комплекса для отдыха на пляже», включающим легкие домики с мебелью, шезлонгами и большим пляжным тентом от дождя и солнца.

Защитив дипломы, мы уже влились с ним в коллектив «мухинцев» Горького и «окрестностей». Мне часто приходилось бывать у Марка на ПАЗе и у него дома. Знаком был с его родителями, сестрой. Прекрасные добропорядочные люди. Мама Марика (его так звали в семье с детства) была глубоко верующей. Отец любил рыбалку и знал рыбные места, куда отправлялся на длинных санях, запряженных огромной собакой.

Бывая у него на ПАЗе, я поражался организацией его работы, культурой во всём, что касалось его внимания. Весь завод был современной площадкой воплощения достижений дизайна на тот период. Он энергично развернул работу по созданию новых образцов автобусов. По его инициативе и при поддержке руководства был построен 2‑х этажный экспериментальный (опытный) цех с плазом, с группой конструкторов и модельщиков. Началось изготовление макета первого нового автобуса — «ПАЗ-турист». Поездка на международный автосалон в Париж. Потом изготовление «ПАЗ-турист-люкс», снова поездка на автосалон в Париж. Обратно ехали через Венецию, катались на гондолах. По приезде он мне вручил пачку фотографий о поездке. Жизнь молодого специалиста так набирала обороты.

Пришлось мне пройтись с Марком и по его ВАЗу. Работая в институте местной промышленности, мне довелось проектировать детскую мебель по заказу из Жигулевска (это рядом с Тольятти). Будучи там в командировке, я гостил у Марка, видел воочию его энергичный разворот уже на ВАЗе. Новый дизайн-центр с современным японским оборудованием «от чертежа до копировально-фрезерного станка». И снова все уголки предприятия напоминают о том, что их коснулась рука дизайнера. Проводил он меня по главному конвейеру.

Хорошо вспоминается последняя наша встреча на Учредительном съезде Союза дизайнеров СССР. 1987 год, Москва, Колонный зал Дома Союзов. Мы горячо обнялись, расцеловались… Он был в президиуме, какое-то время вел съезд.

Было очень торжественное для дизайнеров страны событие. Большие планы развития дизайна в стране. Окрыленные надеждой на осуществление этих планов, полные энтузиазма мы разъезжались по местам…

После 1-го Учредительного об успехах Марка я узнавал по телефону, из общений с нашими общими знакомыми, из публикаций. Меня всегда восхищали его прямота характера, неуемная энергия, великая трудоспособность в решении всё новых и новых творческих задач в дизайне. Помимо его человеческих качеств сильной личности, он по праву считается примером в избранном пути для молодого поколения дизайнеров.

Яндекс.Метрика