новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2011
журналы
форум издания акции
партнёры



Эмоциональный дизайн
Е. Черноморец

Эмоциональный дизайн

В статье раскрывается понятие эмоционального дизайна и выявляются его особенности как самостоятельной стратегии формообразования. Предполагается использование эмоциональных реакций в процессе проектирования предметов быта с целью удовлетворения духовных потребностей человека.

Ключевые слова: эмоциональные реакции, чувства, интуитивное, поведенческое и рефлективное мышление, проектирование предметов быта, ассоциации, ритуал, антропоморфизм, игра

Эмоции влияют на все наши повседневные действия. Объекты и предметы, которыми мы пользуемся, могут задавать нам определенный эмоциональный тон, в результате которого работа с ними превращается в удовольствие. Конечно, эргономика и удобство в использовании также важны, но без удовольствия и положительных эмоций общение с объектом превращается в банальную операцию.

Именно рутинная работа и, как следствие, негативное отношение к «работе» в целом, и следует преодолеть посредством дизайна. С точки зрения западного потребителя работа — это тяжелый труд, от которого нужно максимально освободить человека. Это утверждение колоссально влияет на жизненный принцип западного человека. Естественно, надо разделять понятие «работа в целом» и «зарабатывание денег». На второе обстоятельство, в большинстве случаев, влияют отношения людей друг к другу. Работа как физический или умственный труд, выполняемый с удовольствием посредством взаимодействия с орудиями труда для достижения результата — это и есть цель эмоционального дизайна.

В качестве примера отличного эмоционального подхода можно взять мини-мойку Karcher. До этого самостоятельное мытье автомобиля было довольно утомительным занятием: ведро с водой, губка, размазывание грязи, смывание, постоянное пополнение запасов воды. Люди, имеющие поблизости шланг, и доступ к воде находились в ненамного лучшем положении. Но с появлением мини-моек Karcher автовладелец превращался в профессионального «чистильщика», со шлангом наперевес, резкой струей сбивая грязь и освобождая блестящую поверхность драгоценного автомобиля. Этому образу способствует и реклама на телевидении, культивирующая образ борца за чистоту и опрятность. И главная цель достигнута — любимый автомобиль сверкает и переливается на солнце. Отличная награда за проделанную работу и прекрасный пример эмоционального дизайна.

Актуальность такого подхода видна при беглом взгляде на существующий рынок бытовых приборов. Бесчисленное количество товаров, отличающихся друг от друга, но в своей массе образующих блеклое пятно усредненного дизайна. Новые устройства, приборы и приспособления устаревают гораздо быстрее, чем человек успевает привыкнуть к ним. Это создает атмосферу постоянной погони за новинками, когда человеку гораздо важнее обладать новым товаром, чем надежным и качественным. Новые приборы специально проектируются на устаревание через полгода-год. Соответственно в таком бешеном ритме смены предметного окружения человек утрачивает стабильную связь с тем, что у него есть, в то же время испытывая ложное ощущение «обладания». Отсюда следует недовольство в результате несоответствия ожидаемым свойствам, фрустрация при столкновении с непредсказуемыми результатами работы, которые неизбежны при таком подходе к проектированию. Все это, в свою очередь, влияет на повседневную жизнь. То, что, казалось бы, должно упрощать наше существование, делает его сложнее. Эмоциональный дизайн это способ исправить положение и вернуть в жизнь современного человека положительные эмоции.

Слово «эмоциональный» происходит от латинского «emoveo» — волновать, возбуждать. Наши органы чувств отражают внешние связи между предметами. Мышление — внутренние связи. Память — прошлый опыт. Эмоции отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций и событий для человека, т. е. то, что его волнует выражается в форме переживаний. Проще говоря, это наше отношение к окружающим нас предметам и явлениям, которые одним могут нравиться, других оставлять равнодушными, а у третьих вызывать гнев.

Но отчего зависит, нравится нам предмет или нет? Исторически так сложилось, что первыми проявившимися эмоциями были ощущения удовольствия и неудовольствия. Они направляли человека или животное на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Это, так называемые, первичные эмоциональные реакции, от которых напрямую зависело существование вида. У истоков поведения животных и человека стоят потребности — это нужда, в определенных условиях необходимая для сохранения жизни. В процессе эволюции эмоции заняли ключевую позицию в целенаправленности поведения человека между потребностью и ее удовлетворением. Эмоции оценивают предмет или явление с позиции доступности или сложности удовлетворения потребности. Биологическая потребность лишь в известной степени сходна у человека и животных. Как сказал К. Маркс: «Голод есть голод. Однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью вилки и ножа, это иной голод, чем тот, при котором мясо проглатывается при помощи рук, ногтей и зубов» [1].

Профессор психологии и когнитологии, академик Дональд Норман (D. A. Norman) совместно со своими коллегами Ортони (А. Ortony) и Ревель (W. Revelle) из Northwestern University, изучая эмоциональные реакции, предположили, что у человеческого мозга есть три уровня восприятия и реагирования на поступающую информацию:

интуитивный уровень — контролирует подсознательное инстинктивное восприятие и первичные эмоции;

поведенческий уровень — контролирует наши ежедневные действия и поведение;

рефлективный уровень — контролирует процесс осознанного мышления и высшие эмоции.

Эти три уровня отражают процесс эволюции мозга, начиная от примитивных одноклеточных организмов к намного более сложным млекопитающим и, в конечном итоге, к приматам и человеку. Для животных жизнь это бесконечная череда опасностей, обусловленная борьбой за существование вида. Животное должно уметь должным образом реагировать на различные ситуации. Поэтому структура мозга у животных построена на моментальном реагировании на раздражители. Когда животное чувствует опасность, мышцы напрягаются, готовясь к бегству, атаке или замиранию. Если ситуация благоприятная, организм расслабляется, животное либо отдыхает, либо играет и исследует окружение [2].

Для эмоционального дизайна имеют значение те эмоциональные установки, которые выработаны у людей в процессе эволюции с учётом социо-культурных особенностей. Интуитивное мышление, часто используемое в дизайне, действует согласно приему, который ученые называют «совпадение шаблона». На что человек генетически запрограммирован? На те условия и ситуации, которые в ходе эволюции окружающего мира соотносились с пищей, теплом и защитой. Отсюда и возникающая интуитивно положительная реакция на них. Эти условия включают в себя:

мягкое освещение;

умеренный климат;

сладкий вкус и запах;

яркие, насыщенные цвета;

мелодичные звуки, простые ритмы;

гладкие поверхности;

плавные, симметричные формы;

улыбающиеся лица.

Аналогично дело обстоит и с автоматическими негативными реакциями в условиях, подразумевающих угрозу для человека. Это:

высота;

неожиданные резкие звуки;

высокая или низкая температура;

темнота;

очень громкие звуки и яркий свет;

запах гнили;

горький вкус;

острые предметы;

искаженные человеческие лица и тела.

Все люди так или иначе реагируют на подобные раздражители. Однако человек, обладая рефлективным уровнем мышления, способен осознавать свои интуитивные реакции, способен их преодолевать. К тому же, механизм реагирования на интуитивном уровне напоминает скорее предрасположенность, нежели полноценно сформировавшуюся реакцию [2]. Воздействие указанных факторов на поведение человека преломляется через социальный опыт и социо-культурную метафору. Эти предпочтения нельзя считать врожденными. Говоря о генетической памяти, исследователи имеют в виду эталоны культурного воспроизводства человека, традиции, которые могут быть достаточно устойчивыми в культуре.

На поведенческом уровне человек часто реагирует подсознательно. Однако принципы поведения человека в повседневной жизни контролирует уже другая часть мозга. Здесь основное значение имеет культурная среда, в которой формируется человек. На этом же уровне и начинают формироваться отличия различных групп людей друг от друга. Развиваясь в уникальной культурной среде, человек учится нормам поведения, принятым именно в ней, формирует свои жизненные ценности. Обладая уникальной способностью к рефлективному мышлению, человек осознает причину своих действий и выстраивает свое поведение согласно изменениям в окружающей среде. На уровне поведенческого мышления формируются его первые предпочтения и вкусы. Согласно культурным обычаям уясняется, что такое хорошо, и что такое плохо, что опасно, и что безопасно. На основе этого знания закрепляются и эмоциональные реакции человека, которые могут идти вразрез с интуитивными реакциями «принятия» или «отторжения». К примеру, в европейских странах еда в виде жаренных насекомых в масле вызывает отторжение, в то время как в странах Азии это считается деликатесом и вызывает только приятные ощущения. Все дело в разном культурном развитии, которое было обусловлено жизненными условиями, в которых развивались эти две части света.

Для дизайна имеет значение методологический принцип анализа эмоций в контексте рефлексивного мышления. Рефлексивное мышление — это осознание самого себя, способность осознавать свои действия и поступки, размышлять над ними и тем самым эффективно обучаться как на собственном опыте, так и, наблюдая за окружающим миром. Данный уровень мышления способен контролировать интуитивный и поведенческий уровни. Это заключительный этап в формировании полноценной личности. Обладая интуитивными реакциями, получив необходимые поведенческие навыки, человек способен их оценить и сопоставить с собственным представлением о самом себе. Таким образом, он может извлечь выводы из этих знаний для дальнейшего самосовершенствования. Это самый чувствительный из всех уровней мышления. На него оказывает прямое влияние интуитивный и поведенческий уровни в процессе роста и взросления, но, единожды сформировавшись, рефлективный уровень может взять их под свой контроль. Он так же наиболее подвержен внешним влияниям со стороны различных культур, в процессе обучения и взаимодействия с социумом. На протяжении всей жизни мы часто меняем свои убеждения, у нас меняются ценности, одно нам перестает нравиться, другое начинает привлекать. Это естественный процесс существования и адаптации человека в обществе.

Подобно тому, как в жизни человек сочетает рациональность и эмоции, их единство наблюдается и при восприятии потребителем предметного мира. Единственным исключением является то, что отношение к «рациональному» предмету в целом всегда положительное. Да, он может не вызывать симпатий, но он выполняет свою функцию, и поэтому нет причин относиться к нему отрицательно. С другой стороны, если предмет привлекателен, если он находит эмоциональный отклик в душе пользователя, он выигрывает вдвойне, и приоритет будет определенно на его стороне.

При использовании неизвестного устройства человек не всегда получает желаемый результат. Ввиду наличия положительного опыта взаимодействия с подобными объектами, в нём пробуждается любопытство. Он может попробовать найти другое решение, нажать другую кнопку, попытаться угадать или выяснить принцип работы и т. д. В случае отрицательного опыта, человек может разозлиться, «зациклиться», начать нервничать, продолжая нажимать на одну и ту же кнопку несколько раз, и не понимая, почему при этом ничего не происходит. Этот пример демонстрирует взаимодействие сразу нескольких эмоциональных реакций: недостаток информации компенсируется тем, что человек уже видел устройства с кнопками и знает, что подобные устройства безопасны и имеют ряд возможных функций. Далее возникает либо заинтересованность в предмете и, как следствие, поиск альтернативных решений, либо появляется раздражение, вызванное прошлым неудачным опытом, злость на отсутствие результата и попытка получить его, фокусируясь целиком на одном действии. Два вышеперечисленных способа являются результатом положительной и отрицательной эмоциональных реакций на отсутствие у потребителя необходимой информации.

При использовании техники необходимо отметить, что соответствие ожидаемого и полученного результата рождает положительные эмоции только в зависимости от затраченных усилий, приведших к желаемому результату. Если человек знает, что при нажатии на кнопку пульта, телевизор включится, он не испытывает ровным счетом никаких эмоций. Такие действия в большинстве случаев доведены до автоматизма и человек не заостряет на них внимания. Иная ситуация — когда человек берёт в руки пульт от неизвестного ему устройства и обнаруживает знакомые ему кнопки. При их нажатии прибор ведет себя согласно ожиданиям человека, и возникает легкая радость от установления контакта с незнакомым прибором. Ещё одна коллизия возникает, когда человек программирует универсальный пульт в соответствии со своими требованиями, зная, как это нужно сделать и будучи уверенным в результате. В этом случае появляется такая эмоциональная реакция, как гордость, однако она незначительна, поскольку человек заранее уверен в конечном результате. Совершенно иная ситуация складывается, когда человек, не будучи уверенным в правильности своих действий, программирует пульт и получает желаемый результат. В этом случае эмоции, связанные с радостью или гордостью от преодоления трудностей и приобретения нового опыта проявляются в полную силу. Из приведённых примеров можно сделать вывод о том, что сила положительных эмоций, связанных с достижением результата, прямо пропорциональна уровню ожидания и качеству результата и обратно пропорциональна затраченному времени.

Говоря о дизайне, мы склонны ассоциировать эмоции с красотой. Дизайнеры создают привлекательные, симпатичные, яркие вещи. Как бы ни были важны эти качества, они не являются прямой причиной нашего отношения к предметам. Нам нравятся привлекательные вещи из-за чувств, которые мы к ним испытываем [2]. Это очень сложные отношения, зависящие целиком от нашего опыта. Взрослый человек в повседневной жизни практически никогда не сталкивается с объектами, которые ему совершенно незнакомы. У нас есть определенная связь с любым предметом из окружающего мира. Мы храним в памяти сложную и запутанную систему ассоциаций. С течением времени и увеличением опыта одни ассоциативные связи укрепляются, другие ослабевают. И нет такого предмета, который не вызвал бы определенных ассоциаций.

Ассоциации во многом определяют наше первое впечатление о продукте. Они укрепляются или становятся более разветвленными в зависимости от наших действий. Хороший опыт применения изделия создает хорошие воспоминания и ассоциации. Отрицательный опыт действует противоположным образом. Однако проблема в том, что ассоциативные связи в гораздо большей степени зависят от конкретных ситуаций и действий человека. Невозможно предугадать, как и в каких условиях будет использоваться тот или иной предмет. Более того, первые ассоциации формируются у нас в раннем возрасте, когда человек только начинает познавать мир вокруг себя. В этом ему помогают игрушки, картинки, книги. Большинство ассоциаций корнями уходят в наше детство.

Однако есть категория предметов, которые предназначены для использования строго в определенные моменты нашей жизни. Они относятся к ритуалам, исполняемым по поводу разных событий. Являясь неотъемлемой частью любой культуры, ритуал занимает важное место в жизни современного человека. День рождения, юбилей, свадьба, рождество и новый год — все эти события, несомненно, связаны с радостью, удовольствием и приятными впечатлениями. Получаемые по случаю праздников подарки создают прочные ассоциации с происходящим ритуалом. Многие хранят вещи, которые потеряли свою функциональность, но до сих пор вызывают в памяти прекрасные воспоминания о событии, в честь которого они были подарены. И чем лучше предмет исполнял свою функцию, тем теплее к нему отношение. Тот факт, что он был подарен по случаю праздника, несомненно, выделяет его на фоне других аналогичных предметов. Он приобретает ритуальное значение. Существуют даже специальные подарочные издания типовых вещей, для усиления этого эффекта. Зачастую они ограничиваются нестандартной формой упаковки, либо незначительными внешними косметическими изменениями, однако это помогает им выделиться из типового ряда для того, чтобы обрести большее значение в глазах потенциального потребителя.

Рассмотрим так же предметы, которые не несут ритуального значения, но, тем не менее, обладают мощными ассоциативными связями. Это вещи, сопровождающие нас на протяжении долгого времени. Они с нами каждый день, из года в год, их задача — исполнять свою функцию. Есть вещи, которые взрослеют и стареют вместе с нами, покрываясь царапинами, трещинками, теряя цвет и фактуру, но продолжают выполнять то, для чего они были созданы. В какой-то момент мы понимаем, что без некоторых вещей мы уже не представляем себе нашу жизнь. Своим видом они напоминают нам, какой путь они преодолели вместе с нами. Они практически оживают. Можно многое сказать о человеке, взглянув на предметы, с которыми он долгое время не расставался. Кажется, что каждая царапинка рассказывает свою историю.

Зная об этом, можно понять, почему люди положительно реагируют на мебель «под старину». У каждого из нас существует потребность в собственном уголке, уютном и обжитом. Но, покупая новую мебель, у нас нет времени ее годами обживать, чтобы потом испытывать ощущение ностальгии. Этот эффект необходим нам в момент покупки, немедленно. Однако это ощущение можно назвать «суррогатными эмоциями». Изделиям искусственно придаётся облик вещей, просуществовавших долгое время. Это все равно, что воспользоваться чужой старой одеждой. На вешалке она смотрится хорошо, но стоит ее одеть, сразу возникает чувство несоответствия.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование ассоциативных связей, несмотря на свою кажущуюся сложность и индивидуальность, вполне может поддаваться прогнозированию с ориентацией на массовое производство.

Любопытство и тяга к исследованию также относятся к области подсознательного. Эти мотивационные механизмы подталкивают живое существо к познанию и взаимодействию с неизвестным окружением. Наукой установлено, что положительные эмоции активизируют творческие способности человека. Познание это тоже творческий процесс. Возникающие при этом эмоции в виде интереса стимулируют потребности в познании. Человеку нравится исследовать приглянувшуюся ему вещь. Радость от исследования функций предмета играет огромную роль и существенно влияет на эмоциональное отношение к нему. Знакомство с изделием, с его функциями, устройством, способом применения должно приносить положительные эмоции, как и первое впечатление. Данный подход хорошо виден на примере беспроводного пылесоса Electrolux Ergorapido (рис. 1). Пылесос спроектирован таким образом, что его эксплуатация не требует от человека специальной подготовки. Все основные функции пылесоса, такие как: всасывание пыли, очистка пылесборника и фильтров, зарядка батареи — все эти функции продуманы и воплощены в максимально доступной и понятной форме. Прибор как будто сам о себе рассказывает, и человеку приятно самому исследовать устройство без использования руководства. Такой процесс формирует первые впечатления и суждения о продукте. Они же, вследствие дальнейшего использования перерастают в более сильные чувства. Поэтапное возникновение положительных эмоций было заложено в основу проектирования данного изделия.

В качестве другого примера можно взять любительский фотоаппарат (рис. 2). Панель управления устройством очень слабо информирует пользователя о своих функциях. К каждому такому фотоаппарату приложена инструкция на 100 страниц, которую нужно внимательно и не один раз прочесть. Безусловно, радость от приобретения фотоаппарата затмевает собой нудный процесс чтения и апробации. Однако, насколько эффект сильнее, когда не требуется никаких книжек и справочников? Когда предмет сам рассказывает о себе, постепенно, не торопясь и не утомляя потребителя информацией.

Разница между этими примерами в ориентации продукта, в понимании того, для кого он производится. Мы уже знаем, что невозможно угодить всем и каждому. Необходимо четко понимать назначение продукта, выбрать целевую аудиторию, чтобы определить методы знакомства с ним. Такая задача должна быть частью процесса проектирования изделий. Доверительное знакомство способствует установлению эмоциональной связи с предметом и, как следствие, повышает качество жизни человека. Оно так же сопряжено с ожиданием положительных результатов. Необходимо, чтобы знакомство пробуждало в человеке страсть к исследованию нового и подкрепляло данное желание положительными эмоциями. Формирование данного качества следует превратить в отдельную стадию проектирования.

Антропоморфизм — еще одно подсознательное качество человека. Оно выражается в выявлении и распозновании эмоциональных сигналов в окружающем мире и характеризуется неосознанным стремлением наделять человеческими качествами неодушевленные предметы или явления. Как показывают исследования, такое поведение было основным способом познания мира на ранних этапах эволюции общества. Сталкиваясь с абсолютно незнакомым явлением, человек не может провести параллель с тем, что ему уже известно. Воображение наделяет данное явление человеческими качествами для установления контакта с ним.

Антропоморфизм несет в себе множество важных значений. Это помогает нам определить роль трудных для понимания объектов. Например, в метеорологии давно существует практика называть атмосферные явления, такие как шторма и ураганы, человеческими именами. Этот приём позволяет эффективнее подготовить и проинформировать людей. Наделение любого предмета человеческими свойствами стимулирует проявление заботы и усиливает внимание, как если бы речь шла о живом человеке. Более того, мы не только «очеловечиваем» предмет, но и требуем взаимной ответственности: вещь может быть наказана нами или поощрена в зависимости от своего поведения [3].

По отношению к бытовым предметам антропоморфизм проявляет себя по-разному. Явление возникает, когда мы не знаем устройства или принципа работы прибора. Это в первую очередь касается высокотехнологичных изделий, таких как персональные компьютеры, аудиоцентры, телевизоры. В случае, когда они перестают функционировать, мы зачастую не знаем, почему это происходит. Даже само выражение «прибор отказывается работать» содержит в себе одушевляющую интонацию. Эмоциональные реакции на подобные ситуации могут быть разными и зависят от характера человека. Одни приходят в ярость, ругают прибор и даже ударяют по нему, принуждая его работать. Другие — ласково упрашивают, у третьих антропоморфизм может вообще не проявляться. Когда прибор работает нормально, мы не склонны его «очеловечивать». Происходит это потому, что нормально функционирующее изделие остается незаметным и не подразумевает к себе особого отношения. Но когда вещь выходит из строя, и нам не известна причина неполадки, пробуждается та самая склонность к одушевлению предмета. Подсознание сразу отмечает аналогии в поведении устройства с поведением человека в похожей ситуации. Оно сообщает эту информацию сознанию, и нам кажется, что прибор «задумался», «растерялся», «заснул», «рассердился» и т. п. (рис. 3).

Антропоморфизм так же способствует установлению прочных эмоциональных связей. В средние века солдаты часто привязывались к своему оружию, ухаживали за ним, украшали его и даже давали ему имена. Ремесленники также любят свои орудия труда и тяжело расстаются с ними. Мы привязываемся к местам, в которых живем, к обстановке, к мебели и предметам, говорим о них как о «сослуживших хорошую службу». Они ассоциируются с хорошими моментами нашей жизни, и чем больше эти моменты связаны с конкретным предметом, тем сильнее связь. Однако для установления контакта с потребителем вещи должны обладать важным качеством — несхожестью с аналогами. К слесарному молотку не испытываешь теплых чувств, если в инструментальном ящике лежит еще 5 таких же. Испытываешь чувства к инструменту с потертой деревянной ручкой, может быть сделанной своими руками из куска древесины. Такая вещь отличается от других молотков и, если им будет так же удобно работать, именно он станет повседневным орудием производства. И чем дальше, тем сильнее становится чувство благодарности к предмету.

Вещи, которые люди любят или ненавидят, наглядно демонстрируют свою значимость и силу доверия. Доверие предполагает наличие следующих качеств: зависимость, уверенность и честность. Это значит, что человек может рассчитывать на то, что система будет надежно функционировать в соответствии с ожиданиями. Более того, мы возлагаем большие надежды на системы, которым доверяем. Эти надежды исходят из разных источников: реклама, рекомендации, личный опыт и, возможно, самое важное — наша концептуальная модель.

Концептуальная модель продукта — это понимание предмета и его функции. Если у человека имеется точная концептуальная модель, особенно если она держит пользователя в курсе своих действий — на какой стадии выполнения функции она находится, как протекает процесс — тогда человек уверен в результате. Раздражение, злость, фрустрации при использовании современных технологий в большинстве своем оправданы. Это автоматическая реакция нашей эмоциональной системы. Чья вина в том, что компьютерная программа работает не так, как надо? Дело в компьютере или в операционной системе? Может быть дело в программистах, которые не посчитали нужным узнать о потребностях пользователя? Пользователя это и не должно волновать. Его беспокоит лишь то, что в жизни стало на одну раздражающую вещь больше. В конце-концов, компьютерные системы не внушают особого доверия. Пропадают документы, сбиваются программы, привычные системы совершает непредсказуемые действия без видимых причин. Более того, они не выражают сожаления, сочувствия или стыда. Они не извиняются и не объясняют причин своих действий.

Чтобы доверять продукту, нужно понимать, как он устроен. Это хорошо прослеживается на несложных механических устройствах. У нас нет сомнений в том, как работает рычаг, маятник, редуктор. Мы знаем, что если соединить противоположные полюса зарядных устройств, то произойдет замыкание. Однако, чем сложнее устройство, тем труднее понять принцип его действия и вероятность ошибки гораздо выше. Здесь на помощь приходит информационная отдача. Чтобы пользователь был уверен в системе, он должен ей доверять. Поэтому устройство должно постоянно держать пользователя в курсе своих действий. Сообщения о неполадках должны содержать объяснение вызвавшей их причины. Пользователь не должен чувствовать своего бессилия перед системой. Это — источник многих страхов по отношению к сложным электронным устройствам. Хорошая коммуникация человека с системой — залог возникновения доверительных отношений с потребителем и, как следствие, появления положительных эмоций и чувств.

Эмоциональный дизайн по аналогии с деятельностью человека в сфере искусства правомерно рассматривать на основе принципов игры. Что может быть общего у игры и эмоционального проектирования? Их главная цель — формирование положительных эмоций. Различие заключается в том, что в игре создаются искусственные условия, в которых удовольствие — основная цель, в то время как в дизайне мы имеем дело с реальным миром и получаем приятные ощущения во время выполнения некой работы. В этом случае положительные эмоции, вызываемые игровым ощущением, сугубо вторичны и не должны затмевать основную функцию объекта.

Игру в дизайне можно представить как создание некой особой ситуации через формирование образа продукта. Причем этот образ должен читаться только при непосредственном использовании. В противном случае впечатления будут со временем угасать или даже становиться раздражающими. Когда же образ проявляет себя во взаимодействии, создается дополнительная мотивация к повторению этого контакта (рис. 4).

Элементы сюрприза в дизайне можно назвать своеобразной игрой, когда мы вроде бы заранее знаем, что будет, если мы сделаем то или иное действие, но не представляем, КАК это произойдёт. Эта скрытая непредсказуемость достигается за счёт обыкновенных действий, приводящих к необыкновенному результату. Наш мозг довольно быстро привыкает к повторяющимся ситуациям или вещам. Мы не заостряем внимания на каждодневных действиях, на знакомых предметах. Но как только в поле зрения появляется что-то новое, мозг мгновенно реагирует на это. И чем меньше мы ожидали что-то увидеть, тем сильнее реакция. Это можно сравнить с детской игрушкой Jack-In-The-Box. Даже если мы знаем, что шкатулка сейчас откроется и оттуда выскочит клоун, реакция будет за счет того, что мы не знаем, как он будет выглядеть, и есть ли он там вообще.

Особенности человеческого восприятия состоят в том, что мы получаем представление о предмете сразу, без его детального изучения. Если предмет имеет в своей основе знакомые нам формы, мы без труда его представляем полностью, даже если видим его только с одного ракурса. Например, созерцая кубическую форму, мы уверены, что с обратной стороны предмет имеет такие же грани, как и с фронтальной. Происходит это оттого, что на наши анализаторы реагируют на определенные архитипические особенности объекта. При взгляде на форму мы испытываем наглядное осознание её особенностей. Иными словами, мы «ощущаем» форму. И эти ощущения, в силу наличия у нас соответствующих ассоциаций, влекут за собой представление других наглядных особенностей того же объекта, которые в данный момент мы не воспринимаем наглядно. Это представление тесно объединяется с вызвавшим его ощущением [4]. Взаимодействие настолько тесно, что наше суждение об объекте не вызывает сомнений в его истинности. И если оно не подтверждается в процессе дальнейшего ознакомления, возникает когнитивный диссонанс, сопровождающийся такими реакциями, как удивление или растерянность. И дальнейшая реакция человека на несоответствие ожиданиям тесно связана с тем, что объект предлагает взамен. Поэтому данный момент очень важен, когда речь идет о проектировании неочевидных продуктов. Такой сюрприз в виде обманутых ожиданий способен укорениться в памяти, образовать новые ассоциации и сформировать к себе положительное или отрицательное отношение.

Таким образом, игра в дизайне играет роль аккумулятора, положительно заряжающего «игрока». Этот приём хорошо использовать для внесения разнообразия, иронии в облик обыденных предметов, подкрепления или усиления интереса к ним или к взаимодействию с ними. Однако стоит помнить о том, что часто игра расслабляет и отвлекает внимание, а также несёт в себе легкую неопределенность и легкомыслие. Поэтому недопустимо использовать игровые приёмы там, где от потребителя требуется уверенность, серьезность и сосредоточенность.

Отношение потребителей к продуктам дизайна играет одну из решающих ролей при их выборе. Можно предположить, что всё проектируемое и производимое, нацелено на создание отношений между изделиями и потребителями. Печален тот факт, что зачастую эти отношения не учитываются в процессе их создания, а являются побочным элементом. Реакция общества на новые продукты в большинстве своем регулируется не конкретными свойствами самого продукта, а интенсивными рекламными кампаниями. Теория эмоционального проектирования нацелена на радикальное изменение этой ситуации.

В ходе исследования установлено, что такое эмоции и какую роль они играют в жизни человека. Обозначены механизмы возникновения положительных и отрицательных ощущений. На основе данной информации сформулированы положения, которые необходимо учитывать при проектировании бытовых изделий.

Тем не менее, следует признать, что нет ни одного похожего потребителя, следовательно, невозможно придумать единое универсальное правило, которое подходило бы каждому из нас. И это обстоятельство ни в коей мере нельзя рассматривать как препятствие для внедрения эмоциональной стратегии формообразования. Наоборот, многогранность человеческой личности это хорошая возможность для создания множества действительно уникальных продуктов. В этом плане дизайнеры никогда не будут испытывать недостатка в идеях. Невозможно в жизни достигнуть точки абсолютного счастья и удовольствия. Счастье это не пункт назначения, а процесс его достижения. И хорошее отношение к окружающим предметам способствует этому процессу, делает его разнообразнее и привносит в него больше приятных моментов, из которых в том числе и состоит наша повседневная жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юзефович Г. Я. Эмоциональные реакции в обычной жизни

2. Дональд Норманн. Эмоциональный дизайн

3. http://www.innovanews.ru/info/news/society/2199/

4. Шеварев П. А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии

Яндекс.Метрика