новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2011
журналы
форум издания акции
партнёры



От «дизайн-мышления» к «дизайн-бытию»
В.А. Щуров

От «дизайн-мышления»
к «дизайн-бытию»

В статье рассматривается дизайн как разнокатегориальная дисциплина: профессиональная, теоретическая. Обнажается актуальная проблема современного дизайн-мышления.

Ключевые слова: философия дизайна, история дизайна, теория дизайна

1. Дизайн как профессиональная деятельность трактуется в довольно широких пределах, но даже самые обширные формулировки оставляют эту деятельность в пределах художественно-конструкторского проектирования отдельных изделий промышленности и систем этих изделий различной сложности — от формально объединенных гарнитуров до так называемых «комплексных объектов».

Дизайн как теоретическая категория в различных источниках определяется и как комплексная деятельность по гармонизации предметного (предметно-пространственного) мира (иногда только в рамках индустриального производства, то есть в это понятие не включают художника-прикладника и кустаря). Некоторые авторы расширяют категорию дизайна и сближают ее с концепциями «жизнестроения» (так как общественные отношения так или иначе задействованы на любом уровне работы художника-конструктора или архитектора), тогда границы дизайна настолько расширяются, что становятся почти неопределимы.

2. Почти у каждого теоретизирующего или практикующего представителя дизайна существует свое понимание профессиональных задач, свое мышление («дизайн-мышление»), и далеко не всегда их точки зрения бывают схожи. В перовую очередь, разногласия обусловливаются различным пониманием границ дизайна. В соответствии с позицией в этом вопросе, достаточно общей или более частной, можно подстроить иерархическую цепь дисциплин, в рамках которых на каждом уровне развертываются проблемы дизайна.

Если работа дизайнера сводится к формальной гармонизации, то преобладающей дисциплиной в мышлении становится теория композиции. При превалировании художественной стороны доминируют дисциплины изобразительных искусств. Проектировщик — «предметник» рано или поздно в том или ином виде должен прийти к необходимости сформулировать так называемые «пять принципов дизайна» (социологический, эргономический, экономический, инженерный и эстетический). Эти принципы универсальны и для единичных, и для сложных комплексных объектов. Все зависит от интерпретации, в первую очередь, социального и экономического принципов, если понимать их на уровне «ограниченного здравого смысла»: что просят, то и сделал (учет потребностей), чем дешевле, тем лучше (без учета «большой экономики»), этого вполне достаточно для «штучного» проектирования (то есть, несистемного, без учета контекста).

С более общими дисциплинами: социология, теория потребностей, теория деятельности, философия, — проектировщики столкнулись, поставив перед собой задачи комплексного системного проектирования. Выйти на общие дисциплины можно было и при проектировании отдельных вещей, но это при «штучном» подходе не очевидно, и история показала, что иногда происходило наоборот — из концепции жизнестроения выводили ортодоксальный «штучный» дизайн.

Разработка комплексных объектов стимулирует разработку общих дизайнерских дисциплин, и на этой основе единичное проектирование можно и нужно сделать системным.

3. Поднявшись от частного к общему, впитав все рациональное из жизнестроительных утопий, современная теория дизайна стоит на фундаменте деятельностного подхода. Но теория дизайна пока не стройная, всесторонне аргументированная система взглядов. Теория дизайна — смесь (зачастую эклектичная) положений из самых различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, объединенных Прикладным к дизайну характером, — еще недостаточно поднялась над эмпирическим уровнем. Пройдена только первая половина пути: от частного к общему, сформулированы (пусть пока недостаточно четко) основные, самые общие цели — «...создать такой предметный мир, который бы обеспечивал гуманистический строй отношений» (К. Кантор).

Перед дизайнером встали традиционно «недизайнерские» задачи: гуманизация отношений, всестороннее развитие личности и т. д. Уж не означает ли это, что дизайнер становится сверхчеловеком — мессией, указывающим путь истинный? Нет. Это означает включение самых разнообразных! специалистов в общее (не по долгу, а по духу) дело, это означает преодоление разделения труда (следствие которого — отчуждение людей друг от друга и дегармонизация предметно-пространственной среды), это означает гармонию всестороннего развития человека и специализированного труда (специализированного, а не разделенного). Это означает овладение «дизайн-мышлением» и полноценное участие всех в общем «дизайн-бытии».

4. «Дизайн-мышление», таким образом, это не какое-то, специфическое мышление избранных специалистов, это — мировоззрение полноценного человека, всесторонне и гармонично развитого.

Очевидно, что гармоничная предметно-пространственная среда как материализованное воплощение гармоничных отношений может быть создана только всеми членами общества в совместном труде, эта задача в принципе неразрешима группой специалистов, а тем более одиночкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандаков В. П., Щуров В. А. Системный подход в проектировании городского транспорта // Техническая эстетика , 1980 1 c. 10–13

2. Михайлов С. М. История дизайна. Том 1, 2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004

Яндекс.Метрика