новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2010
журналы
форум издания акции
партнёры



дас
Пешеходная улица
А.С. Михайлова
М.И. Белов

ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА В ИСТОРИИ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается городская культура, истоки которой восходят к среневековью, как социокультурная основа возникновения феномена пешеходной улицы, получившего широкое распространение в исторических центрах послевоенной Европы.

Ключевые слова: идеальный город, средневековая улица, пешеходная улица, городская культура

1. Понятие городской культуры

С возникновением городов начали формироваться свой особый уклад жизни, труда, формы человеческих взаимоотношений, мировоззрения и традиции - все то, что мы называем «городская культура». На сегодняшний день определения, характеризующего городскую культуру с точки зрения дизайна, не существует. В поисках отправной точки исследования, мы обращаемся к учебному пособию по культурологии, где встречаем общее понятие: «Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров» [1].

Самыми общими чертами городской культуры, по мнению культурологов, выступают следующие признаки: высокая плотность застройки территории; наличие большого числа транспортных магистралей, развитой инфраструктуры социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. Тем самым определяются территориальные границы городской культуры, но никак не раскрывается ее составляющие.

Определяя понятие городской культуры, специалисты замечают, что современное культурное пространство города организовано с наличием широких возможностей выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.), определяя тем самым функциональное насыщение городской среды [1].

В число особенностей городской культуры входит также единовременное пребывание в одном месте значительного числа не знакомых между собой людей, благодаря чему горожанин чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Современный историк Алисов Дмитрий Андреевич в своей статье «Урбанизация и культура» дает определение городской культуре как обобщенной категории, обозначающей созданную людьми искусственную среду для своего существования и самореализации: «Это организованная совокупность физических, символических объектов, технологий, нормативных и ценностных образований включающих в себя не только материальные (природные или искусственные, т.е. созданные людьми объекты (артефакты), но и,…»душу города»»[2].

Еще одной характерной чертой городской жизни и городской культуры является транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в ограниченнмо пространстве общественного транспорта. Городская среда насыщена большим числом вредных и канцерогенных веществ, откуда и ослабленное здоровье, и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан.

По мнению Алисова, современная городская культура имеет сложную полиморфную структуру состоящую из множества взаимодействующих субкультур и имеет в основе своего развития тенденции к дифферинциации и усложнения внутренней структуры. В рамках современной городской культуры он выделяет три наиболее крупных типа, которые соответствуют основным этапам общественного развития: традиционная городская культура доиндустриального общества, городская культура индустриального типа (которая была непосредственно связана с переходом к машинному производству с широким использованием парового двигателя, электроэнергии и «первичной» урбанизации) и урбанистическая культура (непосредственный результат научно-технической революции и переходом к постиндустриальному развитию) [2].

2. Город как сосредоточение общественных функций

Истоки городской культуры восходят к средневековью. Они нашли свое выражение и в пространственном построении города – его главных смысловых и пространственных доминантах, отражающих жизненные приоритеты: рынок (маркт), собор, ратуша.

При этом следует понимать разницу между крепостью и замком. Если замок1— это, фактически, одно строение (здание), в котором в единое целое соединены и стены, и мосты, и жилые помещения, и башни, и рвы, и другие сооружения, то крепость — это, по сути, участок земли, обнесённый стеной с башнями. При этом территория может быть как плотно застроена (домами, соборами, складами и т. п.), так и пуста — в этом случае можно говорить о крепостном дворе. Кроме того, крепость, как правило, имеет намного большую площадь, чем замок, что и позволяло застраивать внутреннее пространство крепостей различными строениями. Соответственно, в крепости могло появиться несколько общественных пространств. Русский кремль - частный случай крепости [4].

При общей внешней схожести, средневековые города отличались от замков феодала, и прежде всего, наличием городского самоуправления. Для последнего на территории города выделялось специальное место для народных собраний —вече —ратуша в западной Европе, или рыночное собрание в Киеве и западнославянских землях. В Новгороде Великом во время проведения таких собраний устанавливались даже свои нормы поведения в городе. Например, запрещалось загромождать конкретные улицы, стоять на них во время «рыночных» сходок2. [5]

Рыночная (или «ратушная») площадь в средневековой Европе стала центральным элементом города. Располагаемая сначала за пределами укрепленной городской цитадели, она затем оказалась внутри городских стен и стала играть роль центрального общественного пространства. Прямо на рыночной площади или в непосредственной близости от нее размещались городская ратуша и главный собор [3]. Эта площадь стала сосредоточием общественных функций (информационно-правовых – народные собрания, часы и глашатаи, публичные казни; торговых – первые лавки, магазины и ярмарки; традиционно-культурных – памятники, занимательные украшения на фасаде ратуши, фонтан и городской колодец; религиозных – службы в соборе и религиозные шествия; и др.) Значимость собора и ратуши подчеркивалась их архитектурой.

Узкие улочки, затесненные площади, многоэтажные дворцы-палаццо с мощными карнизами и неприступными, одетыми серым камнем фасадами в Венеции, фахверковые конструкции в сочетании с яркой штукатуркой в Германии или традиционная облицовка фасадов в Португалии формируют особый шарм городской культуры.

3. особые формы городского общения

Во второй половине XVIII в. происходит разделение и в сфере искусства — по критериям «высокого» и «низкого», а народного — на «городское» и «крестьянское». По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой «третий», «отщепенческий» культурный слой, находящийся в пространстве между культурой дворянства и крестьянства. Отсюда его маргинализм и неустойчивость; он тяготеет к социальному «верху», на который ориентируется, будучи, тем не менее, порождением крестьянской культурной среды.

В городском пространстве постепенно сложились особые формы общения: ярмарки, театральные и цирковые представления, праздничные шествия и т.д.

Ярмарки становились одним из важнейших событий в жизни города. Не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных мест, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в хостелах, магазинах и т. д., способствуя тем самым культурному, информационному обмену между разными городами и странами. На ярмарке происходил обмен новостями. Неотъемлемой частью таких ярмарок культуры средневекового города в целом было творчество странствующих актеров, музыкантов, певцов, танцоров и акробатов, фокусников, жонглеров, гадалок и трубадуров. Их появление становилось событием для жителей городов. Путешествуя из города в город, они выступали на городских площадях под открытым небом4 [7].

Ярмарка создавала атмосферу всенародного праздника по духу близкому карнавалу. В ее пространство включались трактиры, кабаки, центры увеселений, в нем находили свое место торговцы и праздный люд, бродяги и воры. Квинтэссенцией ярмарочных зрелищ зачастую выступал балаган. Балаганы традиционно устраивались на площадях, временно становящимися «сакральным» местом в отношении прочего пространства города5. Балаган олицетворял центр праздничного веселья и служил комплексным воплощением многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Композиционный принцип балаганного, и в целом, ярмарочного зрелища — типично гротескный: соединить в одном явлении (по крайней мере, месте) известное, знакомое и необычное, экзотическое (причем последнее нередко достигалось путем открытого обмана и жульничества). В результате беззастенчивого смешивания своего и чужого образовались оксюморонные сочетания типа того, что можно было увидеть на вывеске: «Русский театр живых картин, танцов и фокусов китайца Су-чу на русском деолекте со всеми китайскими причудами».

Композиционно сходным оказывался и кукольный театр Петрушки, ставший постоянным спутником ярмарки с 1840-х гг. Несмотря на незамысловатость и примитивизм, «комедия» пользовалась неизменным успехом. Полная алогизмов, нелепиц, бестолковой суеты, она внушала зрительские симпатии и тем, что главный герой по ходу действия расправлялся с персонами, олицетворяющими высший порядок — квартальным полицейским, воинским начальником, лекарем, т.е. производил поругание официально принятого порядка [7].

Постепенно с развитием промышленности и рынка, ярмарки стали превращаться в выставки образцов, отвоевав в городском пространстве особое место и сохранив информационную, коммерческую, воспитательную и увеселительную функции.

Ярмарки были и самостоятельным социо-культурным явлением, и выступали как состовная часть многих народных и религиозных праздников6. Одним из самых известных в Европе праздников с массовыми гуляниями является Венецианский карнавал, который проводится уже почти тысячу лет По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: богатство и бедность скрывались под масками, и тогда любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку. И одним из символов венецианского карнавала является небольшая маска – bautta –, которую носят повсеместно участники карнавала, скрывая под ней свое настоящее имя. Карнавал праздновали и богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах, и простой люд, веселясь на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, дрессированные хищники. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. В XVII веке на центральной площади Венеции во время карнавала устраивали бой быков и собак. В современной Италии карнавал празднуется две недели. За несколько дней до официального открытия карнавала в город съезжаются романтики со всей Европы, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров. Шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды – словом, всячески изображают этот самый карнавал. Торговцы выкладывают на прилавки горы карнавальной продукции: маски, плащи, колпаки. В день официального открытия праздника на площади Святого Марка устраиваются представления Комедии-дель-Арте. На городских площадях проводятся «исторические» концерты, устраиваются фейерверки. Музыка и вино льются рекой. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. В старинных дворцах города даются бал-маскарады для элитной публики [8].

Еще одним из самых больших народных гуляний в мире признан мюнхенский праздник пива Октоберфест (Oktoberfest), привлекающий ежегодно порядка 6 млн. посетителей. Все началось с бракосочетания Баварского наследника престола, кронпринца Людвига I и принцессы Терезы Саксонской. 12 октября 1810 года, в день, когда состоялась их свадьба, на праздничные гуляния были приглашены все жители города. Их собрали на большом лугу, в то время находившемся за чертой города. Теперь, в честь принцессы, его называют Луг Терезы (Theresienwiese). Для мюнхенцев в тот день были устроены гуляния с бесплатным пивом и конными скачками. В 1818 были установлены карусели и качели. В 1901 году на празднике была выставлена на обозрение целая бедуинская деревня вместе с жителями. Тогда, до появления телевидения и распространения кино, это стало сенсацией. В 1835 году впервые на празднике состоялось костюмированное шествие (нем. Trachtenumzug) в честь серебряной свадьбы короля Баварии Людвига I и принцессы Терезы [9].

С 1950 года шествие проводится ежегодно и стало одним из важнейших событий Октоберфеста. Во главе ее — «Munchner Kindi» — символ города — молоденькая девушка с большим колокольчиком в руке верхом на разукрашенной лошади. Она одета в монашескую одежду желто-черного цвета. Рядом с ней движутся кареты мэра Мюнхена и администрации Баварии. За ними следует вереница украшенных карет и телег с пивом из всех районов Германии, прежде всего из Баварии. Кроме них в процессии участвуют колонна стрелков, артисты и исполнители фольклора, духовые оркестры, отряды в исторических униформах, а также представители всех земель Германии. В руках участников процессии — музыкальные инструменты разных районов страны, использующиеся с давних времен и по сей день. На ходу разыгрываются традиционные жанровые сценки, люди несут украшенные ветви и гирлянды. Эта традиционная костюмированная процессия получила почетное звание самой красивой, исторически важной и лучше всего организованной в мире. Шествие всегда проходит по одному и тому же маршруту, длина которого составляет 6 километров. Он начинается в Siegestor и проходит через великолепные улицы внутреннего города к основному месту празднования — Лугу Терезы. Все 16 дней сопровождаются насыщенной шоу-программой. О размахе праздника лучше всего говорят цифры: Дополнительно открывается 363 магазина с сувенирами. Посетителей развлекают 200 аттракционов и концертных площадок. «Октоберфест» был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире праздник [10].

C 1653 года в немецком городе Веймаре также в начале октября проходит «праздник лука» (Zwiebelfest), включающий ярмарки, карнавальное шествие, музыкальные выступления, атракционы. Веймарский луковый базар издавна был центром торговли луком всей Средней Германии. Продолжительность праздника – 3 дня. Начинается он еще затемно. К 6 утра город был уже полон людей. Городской центр преображается до неузнаваемости. Улицы временно заставляются торговыми палатками и передвижными лавочками. Сооружается множество специальных временных сценических площадок, с которых звучат духовые и струнные оркестры, музыка в стиле «фолк» днем и современная рок- и поп-музыка вечером. На любой вкус «меню»– жареные каштаны, сладости, традиционные тюрингские колбаски [8].

Очень известен в Германии также и зимний праздник Fasching. Существуют рукописные свидетельства о его праздновании в Мюнхене еще в 1295 году. Почему бы после скучной зимы, когда невозможна практически никакие сельскохозяйственные работы, не устроить себе веселый праздник перед тем как начнется суровый Пост, а затем и тяжелые летние заботы.

Современные люди тоже нуждаются в небольшой паузе от забот. Поэтому Мюнхен, центр культуры, науки и политики, на время превращается в место развлечений и шуток.

Начало карнавала (Weiberfastnacht) празднуют только женщины. Они наряжаются в ведьм, ярмарочных торговок, чертовок. Мужчины, зайдя в этот день в ресторан, рискуют выйти от туда без одежды — так могут пошутить развеселившиеся не на шутку женщины.

Главным же мероприятием праздника считается Rosenmontag (в переводе — неистовый великолепный понедельник) — карнавальное шествие. Оно напоминает демонстрацию: перекрывается автомобильное движение и по центральным улицам города несколько часов подряд идут и едут на украшенных машинах наряженные клоуны, принцессы, короли, бароны, всевозможные оркестры, девушки, несмотря на погоду, одетые в короткие карнавальные платья. Все поют, кричат приветствия, бросают в толпу зрителей конфетти, конфеты, раздают стаканчики с пивом и вином. Заканчивается шествие на одной из больших площадей города приветствиями участников и концертом [11].

Несомненно, одним из самых ярких праздников в Европе является празднование Рождества Христова. Немцы к нему готовятся задолго и основательно. Именно немцы подарили миру непрактичный, веселый и светлый обычай украшения Рождественской елки. Вернее, один немец - Мартин Лютер, великий протестант и религиозный реформатор.

Примерно за три недели до Рождества начинается Weihnachtsmarkt – рождественская ярмарка. Обычно она устраивается на одной из центральных площадей города. Выстраиваются ряды украшенных палаток и домиков, в которых продают пряники и штольни, фигурки из шоколада и сахарная вата, жареный миндаль и сладкие пончики. Тут же и всевозможные рождественские сувениры: фигурки животных и сказочных людей, вырезанные из дерева, рождественские пирамиды, вращающиеся от зажженных свечей, стеклянные шары и фигурки, «курящие» ароматическими свечками. В центре ярмарки выстраивается сцена, где проходят рождественские концерты [10].

В Германии в День святого Мартина (Martinstag), в праздник сбора урожая. происходит Laternenumzug (в свободном переводе - «Шествие с фонариками»). В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в некую заранее определенную финальную точку похода. Обычно расстояние невелико: 30-40 минут пути, но весь смысл в том, как это происходит. Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов.

Чем-то похож на него и праздник света в Лионе (фр. fête des lumières), который проходит ежегодно в начале декабря с середины XIX века. Это — фестиваль иллюминаций, когда жители ставят на окна свечи, а по всем городским улицам зажигают тысячи ламп и огней, фонарей и светильников. Праздник, изначально посвящённый Деве Марии, спасшей город от чумы, стал в наши дни культовым событием для туристов. В дни праздника в город их приезжает до трёх миллионов.

Сиенское Палио (известное в Италии как Il Palio) — это традиционные скачки, проходящие дважды в год: 2 июля и 16 августа в Сиене, Италия. В них каждый раз участвует десять контрад (районных команд). Каждая контрада имеет свой герб и традиционные цвета, в которые одевается представляющий её всадник. Город преобразуется в цвета контрад, поддерживая праздничное настроение.

Праздничное оформление различных празднеств и гуляний, народных и культовых обрядов и церемоний постепенно превратилось в архитектурно-художественное оформление обширных территорий и пространств. При этом существовала, как правило, специальная программа, сценарий, ритуал действия, в соответствии с которым и проводилось оформление. Сегодня это особый способ единства горожан, место-время соединения с историей, событие для туристов и особый способ взаимоотношения человека с городской средой.

4. Пространcтвенная и функционально-планировочная структура города как отражение городской культуры

Особые формы общения, сформировавшиеся в средневековом городе, в значительной степени повлияли на его пространственную и функционально-планировочную структуру. Ядром города все чаще становилась главная рыночная площадь. Она получила четкие габариты, стала плотно обстраиваться домами. Прямо на рыночной площади или в непосредственной близости от нее размещались городская ратуша и главный собор. Теперь при наличии ярко выраженного центра особое значение стали приобретать улицы, соединяющие его с въездными воротами города. Выходя за пределы городских укреплений, улицы превращались в дороги, вдоль которых селилось все прибывающее городское население, пока новое кольцо внешних укреплений не включало и эту застройку в черту города [12].

В книге «Мир архитектуры» А.Э. Гутновым и В.Л. Глазычевым упоминается, что естественно сформировавшийся радиально-кольцевой план средневекового города тоже представляет собой решетку, только искривленную, которая в отличие от равномерной ортогональной решетки свернута в наиболее компактную форму около одного главного центра. Центрическая композиция средневекового города была обусловлена не только конфигурацией плана, но всей историей, всей внутренней логикой его становления. Она находила отражение, в частности, в пирамидальном строении силуэта, поскольку этажность застройки повышалась к центру, который был четко отфиксирован доминантами ратуши и главного собора, не говоря уже о самом расположении центра, для которого часто выбирали вершину холма или излучину крутого берега реки. Сравнительно небольшие размеры средневековых городов еще больше усиливали пространственный эффект естественно складывающейся, органичной моноцентрической планировки. В таких городах диаметр застроенной в черте стен территории не превышал двух, от силы трех километров, а в подавляющем большинстве случаев и вовсе был меньше километра. При таких размерах город был удобен для пешеходов, легко и органично встраивался в природный ландшафт и воспринимался как единое архитектурное целое со всех точек – как изнутри самого города, так и снаружи [12].

Уникальность центра, его исключительность по отношению ко всем остальным элементам города определяются не только тем, что он собирает в себе высшие образцы деятельности в различных областях, но и самой возможностью выбора типов поведения, видов деятельности, форм общения. Так было всегда, и потому вполне естественно, что именно городской центр наполнялся наиболее ценными архитектурными сооружениями, произведениями садово-паркового искусства, скульптурой, фонтанами — всем тем, что не только повышает бытовой комфорт, но и создает самоценное зрелище. Многочисленные исследования подтверждают, что весьма значительная доля посетителей центра называют целью своего движения туда желание “побыть в центре”, ощутить его атмосферу [12].

Сегодня в большинстве городов центр больше является историческим достоянием общественности и городской культуры, но по-прежнему ощущаются «дух места», «душа города» именно в нем. Рост городов привел к тому, что своеобразных символических центров, о которых Алексей Эльбрусович и Вячеслав Леонидович упоминают в своей книге, становится все больше: «Сложнее в очень древних и очень крупных городах. Символических центров в них может быть несколько, и они словно конкурируют за внимание зрителя. Пусть на месте великолепного комплекса императорских форумов Рима — руины, среди которых поднимаются лишь триумфальные арки Тита и Константина да колонна Траяна. Это несомненный “центр центра”, переживаемый не столько глазами, сколько в воображении, достраивающем видимое за счет предварительного знания. Получается, что череда выдающихся зданий или чем-то знаменитых мест сливается в памяти и воображении в нечто сложноединое» [12].

Для торжественных процессий и множества городских функций одного общественного пространства – главной площади – было недостаточно. Священные аллеи, ведущие к храмам, форумы и агоры Рима и Греции, улицы, ведущие к рынкам средневековых городов, улочки и улицы на территориях с большим перепадом отметок рельефа – по таким улицам проезд транспорта был изначально невозможен, однако поток пешеходов, проходящих по этим улицам, обеспечил удобство размещения на них торговых галерей, лавок, кафе.

С течением времени эти улицы функционально насыщались и стали преобразовываться в торговые. В некоторых городах эти улицы разместились на мостах, связывая две разные части города (Венеция, Флоренция, Эрфурт). Сегодня эти улицы сохраняют свою первоначальную сущность и привлекательность прежде всего для туристов.

Торговые улицы – не единственный пример исторических пешеходных улиц. Проходы вдоль набережных стали замечательными пешеходными улицами с многочисленными видовыми точками и местами для отдыха. Часть функций ярмарки (игровая, театральная, музыкальная) также перешли на набережные. Торговые пассажи и крытые рынки стали прообразом пешеходных улиц под навесом, сохраняя свое предназначение торговой и коммуникационной улицы.

5. Образ средневекового города в представлениях об идеальном городе

Средневековье дало мощный импульс развитию городов, по сути дела заново сформировало их. Старинные гравюры запечатлели для нас характерный облик средневекового города — подобие искусственного холма, образованного плотным скоплением прилипших друг к другу домов, над которыми возвышаются величественные и изящные башни ратуши и собора [12]. Этот волнующий романтический образ естественно сложившегося органичного города запечатлен в нашем воображении и не раз использовался архитекторами, художниками и писателями. Во многом он послужил прообразов утопических образов идеального города. Одним из первых социологов, кто рассматривал средневековый город, был Макс Вебер. Он представлял себе город как результат сложных, перекрещивающихся процессов. Рассматривая в своих трудах ценности эпохи, Вебер также прибегает к понятиям «утопия», «фантазия», помогающие раскрыть смысл идеального типа эпохи. История культуры, а также философии, архитектуры знает много утопических представлений о развитии городов.

Самые первые идеальные города были поисками как планировочного характера (идеальный город Витрувия, город Сфорцинда Филарете, город Жака Перре и т.д.), подкрепленные зародившимися трактатами о красоте, эстетике, пропорциях окружающего человека мира, но и необходимостью удовлетворения определенных функциональных потребностей (водопровод в Помпеях, акведуки в Риме, питьевые фонтаны в Мадриде и т.д.), так и художественными и литературными изысками, в которых большей часть освещалась общественная, культурная и духовная жизнь горожан, зачастую связанная с поиском нового типа городского сосуществования. Таковыми были город-утопия Томаса Мора, город-солнце Томмазо Кампанелла, город Фрэнсиса Бэкона и мн.др. Города ими рассматривались как социальные системы и диктовался образ и режим жизни каждого жителя. Такие размышления знакомы нам и по произведениям Джонатана Свифта, Евгения Замятина и др.

Как, например, в «городе Солнца» описывается заключительный уровень-терраса: «На вершине горы находится открытая и просторная площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством.» [14]. Стоит отметить, что в идеальном городе Томаса Мора – «Амауротум» (1512г.) и идеальном городе «Солнца» Томмазо Кампанелла (1602 г.) есть много общего. Например, центральное общественное пространство, в котором, подобно ратушной площади, сосредоточено множество социальных функций. Эта идея некого общего социального (пешеходного) пространства пронеслась сквозь большинство и современных проектов городов-утопий и городов будущего, являясь ключевым культурологическим звеном [15].

Французский этнограф Марк Оже, получивший признание как автор работ по символической антропологии, этнологии современности и пост-современности, посвятил свою жизнь рассмотрению «ничейных пространств» (фр. non-lieux), места кратковременного и анонимного обитания, скоротечного прохода и проезда - метро, вокзалы, аэропорты, гостиницы, супермаркеты, а также феномену номадизма в современной культуре. Марк Оже предлагает нам вспомнить, что городская среда становилась плацдармом для развития событий литературных и кинематографических романов ХIХ и ХХ веков.

С одной стороны, описание городских ландшафтов раскрывает суть образа самого писателя, с другой стороны, откладывает отпечаток на характер героев, оказывающихся задействованных в конкретной городской ситуации. Он приводит в пример Марселя Пруста или Томаса Манна как неразделимо связанных авторов образа Венеции. Если в литературных зарисовках мы воскрешаем в памяти образ города, то в кинокартине режиссер сам диктует нам условия восприятия из отрывочных кадров, выстраивая тем самым своеобразный утопический город на основе реального. Город существует благодаря сфере воображаемого, которая в нем рождается и в него возвращается, той самой сфере, которая городом питается и которая его питает, которая им призывается к жизни и которая дает ему новую жизнь. Во многом эта идея органично соединяется с дискретностью восприятия города живущего в нем современного жителя.

Мы способны вообразить себе город, в котором живем, мы можем сделать его героем наших снов и наших надежд. В конечном счете, Марк Оже выделяет три основных аспекта города [17].

Город-память, отмеченный следами великой коллективной истории, но также миллионами историй индивидуальных. Связь эта особенно очевидна горожанину, обыденный маршрут которого пересекается с маршрутами туристов, осматривающих городские достопримечательности; это напоминает ему, что среда, где разворачивается его каждодневное существование, может стать для других предметом любопытства и восхищения. Самым невероятным образом становится понятной многогранность этого города-памяти, с учетом личных пристрастий человека, его «мест детства», «мест силы», а также свидетельств исторических событий – революций, празднеств, культурных символов.

Город-встреча, в котором встречаются мужчины и женщины, а также город, которой сам идет нам на встречу, который открывается нам так, что мы начинаем узнавать его, как узнают человеческое существо. Приезжая в город, незнакомый нам, прогуливаясь по его улицам, создается впечатления получения сокровенного знания о жителях, ощущения того, что понимание их образа жизни становится более доступным и ясным. Этот аспект города (его архитектурная конфигурация, цвет, здания) и гарантирует ему персональность, индивидуальный характер.

Город-фикция, угрожающий уничтожить своих двух уже упомянутых предшественников, т. е. к современным планетарным городам, мало отличающимся друг от друга. Город–фикция, созданная из воображения человека ради сценарности, изменчивости, так характерной для живого мира. Каждую ночь фасады наиболее престижных зданий и исторические памятники искусственно подсвечиваются. Все более нам предлагается то, чего мы так неотступно ждем - образы. Фикция европейских сказок была перенесена на экран, а теперь с экрана входит в реальность развлекательных центров, изощренно оформленных парков и диснейлендов, домов отдыха, увеселительных клубов, аква-парков, а в Америке - даже частных городов, окруженных стенами и находящихся без какой-либо связи с остальной частью города. Марк Оже называет их «мыльными пузырями имманентности», наблюдая в них определенный элемент стандартизации. В каком бы месте планеты они ни находились, воспроизводится стандартизированный фирменный стиль, звучит одинаковая музыка и предлагается одинаковый набор услуг или товаров [17].

Мечта об идеальном городе дала импульс для творческих исканий многих архитекторов не только эпохи Возрождения, но и более позднего времени, она вела за собой и освещала путь к гармонии и красоте. Идеальный город всегда существует внутри города реального, так же отличный от него, как мир мысли от мира фактов, как мир воображения от мира фантазии. И если уметь мечтать так, как это делали мастера Ренессанса, то можно увидеть этот город – Город Солнца, Золотой Город. Образ средневекового города вдохновлял и архитекторов модернизма (Вальтер Гропиус и идея школы «Баухауз»), и кинематографистов (Город мастеров в сказочных постановках), вдохновляет и современных архитекторов и дизайнеров. Например, Жак Фреско, промышленный дизайнер и футуролог, разработал проект «Венера» – утопический технократический проект общественного строя, который может спасти человечество и самоуничтожения и превратить его в высокоразвитую цивилизацию – идея идеального самодостаточного ремесленного города в условиях современных технологий [16].

6. Пешеходная улица второй пол. ХХ века как продолжение традиций городской культуры и реализация идеалов комфортной городской среды ХХ века

Пешеходные улицы в европейских городах стали появляться во второй половине ХХ века в процессе послевоенного восстановления и реконструкции их исторических центров. Бесспорным лидером здесь является Германия, где к 1985 году было возведено около 500 пешеходных улиц.

Следует отметить, что необходимость реконструкции и восстановления городов, разрушенных во второй мировой войне, не явился единственной причиной появления феномена пешеходных улиц. В Советском союзе и ряде стран восточной Европы, где многие города были также разрушены во время второй мировой войны, пешеходные улицы не нашли такого широкого распространения. Во многом это объясняется особенностями сложившегося здесь уклада жизни. И пешеходные улицы здесь появились двумя десятками лет позже, в 1980-х, скорее как определенная дань моде, как объект престижа.

Причины появления пешеходных улиц в особенности в крупных городах необходимо искать и в динамичном развитии транспорта, принесшим с собой проблемы организации интенсивного транспортного и пешеходного движения в неприспособленных для этого исторических центрах городов. Изначально улицы в средневековых городах специально не подразделялись на транспортные и пешеходные. Следовательно, все ключевые явления были ориентированы именно на пешехода. В процессе урбанизации, с ростом числа городских жителей и с появлением гужевого транспорта начинается формирование первых тротуаров, как следствие необходимости разделить проезжую часть и пешеходную зону. Постоянный рост городов и стремление к комфорту приводит к тому, что многие исторические центры европейских городов вновь становятся пешеходными, как это и было в эпоху средневековья. Это обусловлено и большим количеством культурных памятников на этой территории и постоянным потоком туристов.

Особую роль в формировании пешеходных улиц необходимо отвести сложившимуся в европейских городах укладу жизни, особенностям городской культуры и ее развитии во второй половине ХХ века. Функциональные и культурологические предпосылки к созданию пешеходной улицы, появились еще в эпоху средневековья: пешеходная доступность, скопление торговых, питейных и закусочных заведений, ярмарка, балаган, уличный театр и торжественные шествия. Они способствовали поиску идеальной формы города с учетом возрастающей необходимости комфорта для городских жителей. Центральная площадь стала сосредоточием уже не столько общественных, сколько историко-музейных функций, к которой еще добавилась задача информационного ориентирования и коммуникации.

Таким образом, пешеходные улицы стали своеобразным конгломератом городской культуры, объединив исторически сформировавшиеся объекты на одной артерии.

Следует также отметить, что идеалистичные представления утопистов отразились на видении пешеходных пространств в будущем — линейная или центрическая композиция функционально насыщенных элементов с высоким уровнем комфорта и социальной организованностью. Простая геометрия таких пространств позволяет им быть хорошо читаемыми и понятными даже приезжим людям.

Современные пешеходные улицы в отличие от специализированных исторических – торговых, ремесленных, жилых – являются, как правило, многофункциональными. Они дополняются музейно-выставочными, зрелищными, игровыми, культурно-развлекательными пространствами, объектами обслуживания, торговли. Декоративные элементы благоустройства используются для повышения художественной выразительности пешеходных улиц. Введение городской мебели и оборудования, объектов монументально-декоративного искусства, декоративного озеленения, водных устройств и декоративного освещения позволяет эстетически обогатить пространство, создать композиционные акценты, придать индивидуальность облику улицы [13].

Современное дискретное восприятие городской среды ведет к необходимости усиления культурно значимых объектов. Город существует благодаря сфере воображаемого, которая в нем рождается и в него возвращается, той самой сфере, которая городом питается и которая его питает, которая им призывается к жизни и которая дает ему новую жизнь. Во многом эта идея органично соединяется с дискретностью восприятия города живущего в нем современного жителя. Мы способны вообразить себе город, в котором живем, мы можем сделать его героем наших снов и наших надежд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

2. Алисов Д.А Урбанизация и культура // Городская культура Сибири: история и современность. - Омск, 1997. - С. 3-15.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Замок

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Крепости

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вече

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ярмарка

7. Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003, с. 148-156.

8. Михайлов С.М. Д Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект // Дизайн ревю №1-4 2009. - Казань, 2010.

9. http: //www.oktoberfest.de/en

10. http://www.calend.ru/holidays/0/0/445/

11. http://www.taschkent.diplo.de/__Zentrale_20Komponenten/Ganze__Seiten/ru/Feste__Traditionen/Karneval__Uebersicht__ru.html?site=253577

12. Гутнов А., Глызычев В. 'Мир архитектуры' - Москва: Молодая гвардия, 1990

13. Д.Агранович, Е.Агранович, А.Мазаник. Создание пешеходной улицы. // Архитектура и строительство, 2008 http://ais.by/story/1446

14. Кампанелла. Город Солнца

15. http://www.ashtray.ru/main/GALERY/idealcity/id.htm

16. http://www.arif.ee/invision/index.php?showtopic=11480

17. Марк Оже. «Город действия» . // «La citta degli interventi», Milano 1997

18. http://www.guelman.ru/xz/362/xx24/x2402.htm

Яндекс.Метрика