новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2008
журналы
форум издания акции
партнёры



вниитэ
Эргодизайн как современная инновационная технология человеко-ориентированного проектирования
Л.Д. Чайнова
Т.Г. Богатырева

Эргодизайн - это прогрессивная технология, связанная с проектированием и производством высококачественной наукоемкой конкурентоспособной продукции. Эргодизайн представлен как новый вид проектной деятельности, отличной от традиционного эргономического и художественного дизайнерского проектирования. Цель эргодизайна, в наиболее широком понимании, состоит в обеспечении успеха и благополучия человека во многих сферах его деятельности, что достигается путем обеспречения единства трех аспектов проектирования - удобства, комфорта и эстетического совершенства средств и условий деятельности человека. Механизм феномена “эргодизайн” выражается в интеграции дизайна и эргономики, достигаемой в результате совместной деятельности представителей этих двух профессий, их синкретизме. Отмечен широкий спект практических работ, относящихся к области эргодизайнерского проектирования. Рассмотрен круг проблем, связанных с подготовкой специалистов в области эргодизайна через систему дополнительного образования.

Ключевые слова: дизайн-теория, эргодизайн, эргономика, инновационные технологии

Эргодизайн: содержание понятия. Проектирование и производство высококачественной наукоемкой конкурентоспособной продукции, отвечающей разнообразным современным требованиям, возможны на базе передовых эффективных технологий, включающих использование новейших достижений дизайна и эргономики.

К числу таких прогрессивных технологий относится эргодизайн, являющийся новым видом проектной деятельности, отличным от традиционного эргономического и художественного (дизайнерского) проектирования. Эргодизайн как научная категория последовательно утверждается в сфере дизайна и в кругах эргономистов, что закономерно отражается на усилении ее научной и практической значимости [5, 6, 8, 9, 19, 20, 22].

Среди специалистов в области исследования человеческого фактора эргодизайн трактуется как человекоориентированная научно-проектная деятельность, при которой за счет интеграции средств дизайна и эргономики создаются эстетически и эргономически полноценные объекты и предметно-пространственная среда.

Общегуманистическая направленность дизайна и эргономики является главным фактором обеспечения безопасности, качества и конкурентоспособности продукции. Поскольку цели и задачи эргономики и дизайна во многом совпадают, они могут быть соединены в единую технологию – эргодизайн. Отсюда следует, что механизм феномена «эргодизайн» состоит в интеграции дизайна и эргономики, достигаемой в результате совместной деятельности представителей этих двух профессий, а точнее, их синкретизме.

По образному выражению дизайнера Д.А. Азрикана, эргономика должна «врастать» внутрь проектной акции дизайна [1]. Это можно расценивать как попытку представить синкретичность знаний, относящихся к дизайну, и уход от той их дробности, которая имеется сейчас. Данная позиция выдвинута Д.А. Азриканом еще в 1987 г. в статье «Эргодизайн. Проблемы и перспективы», в которой проанализированы материалы Первого международного симпозиума «Эргодизайн», прошедшего в 1984г. в г. Монтрё (Швейцария) по инициативе швейцарского эргономиста, директора Института гигиены и психологии труда в г. Цюрихе профессора Этьена Гранжана. Симпозиум был посвящен проблемам интеграции дизайна и эргономики в деле создания видеодисплейных терминалов для электронных рабочих мест [1]. В этой же статье имеется высказывание о том, что дизайн и эргономика сами являются такими стыковыми синтетическими взаимосвязанными феноменами, которые обеспечивают полноценный современный эргодизайн.

Близкая по смыслу точка зрения представлена в одной из недавних дизайнерских работ, посвященной аксиологическим аспектам дизайна [2]. Так, в данном диссертационном исследовании, выполненном в 2004 г., современный дизайн предлагается определять как «комплексную творческую деятельность, объединяющую в своей структуре ряд профессиональных дисциплин и научных знаний, на основе осмысления проблем человека» [2]. И хотя в этой работе специально на роль эргономики не указывается, однако проблема человеческого фактора в изучаемых аспектах дизайна присутствует. В этой связи интерес в рассматриваемой работе вызывает состав эстетических ценностей объекта, выявляемых непосредственно человеком, которые базируются в основном на психологических знаниях процессов восприятия, «эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта» [там же]. Таким образом, как и следовало предполагать, знания психологии оказываются востребованными дизайном. Ими, как мы видим, успешно пользуются специалисты дизайнерского профиля. Учитывая, что психологические знания в эргономике являются основополагающими, наряду со знаниями физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук, что свидетельствует о ее междисциплинарности при изучении человека в условиях его деятельности, логично признать безусловную значимость этих знаний в проектной деятельности дизайнеров.

По нашему мнению, качественно новым образом дизайн может себя проявить при взаимодействии с эргономикой в процессе эргодизайнерского проектирования. Как показывает уже имеющийся опыт, в результате такого взаимодействия дизайн обогащается серьезными научными знаниями о человеке и его деятельности в предметном мире. Это происходит благодаря тому, что уже изначально, на этапе предпроектного эргономического моделирования, закладываются в проектируемые объекты свойства, обеспечивающие максимальное соответствие этих объектов возможностям человека по восприятию и переработке информации, принятию решений, выполнению моторных управляющих и регулирующих действий. И, конечно же, обеспечивающих здоровье и безопасность работающего человека и нормальные условия среды его обитания.

Как известно, основатель ВНИИТЭ, его первый директор Юрий Борисович Соловьев счел целесообразным открыть во ВНИИТЭ отдел эргономики. Он считал, что именно дизайн с его гуманитарной направленностью должен быть главным потребителем и заказчиком знаний о человеке, его функциональных возможностях, антропометрических характеристиках, потребностях и предпочтениях в отношении выбора и использования изделий. Еще в тот период было очевидно, что эргономическое обеспечение проектируемых объектов, в особенности сложных технических систем, требуется, прежде всего, для того, чтобы обеспечить эффективность и безопасность труда. Не менее важным, как затем было доказано, являлось также и достижение социально-экономического эффекта, выражающегося в повышении привлекательности труда, сохранении здоровья и высокой работоспособности человека за счет использования средств эргономики. Таким образом, по существующему замыслу все это должно было достигаться в результате эргономического обеспечения проектирования различных видов продукции.

Для эргономики характерны комплексность разработок и их проектный характер. Различают «микроэргономику», которая занимается отдельными техническими и информационными устройствами, и «макроэргономику», объектом которой являются сложные организационно-технические системы.

В настоящее время центральной проблемой, связанной с прогрессом и успешностью производства конкурентоспособной продукции, является обеспечение постоянной и надежной связи дизайна и эргономики как в сфере научных исследований, так и в сфере практической деятельности, относящейся к процессу проектирования продукции, используемой человеком.

Специалисты утверждают, что современный научный подход к проектированию промышленных изделий и предметной среды немыслим без использования знаний эргономики. Именно поэтому главный тезис одной из фундаментальных работ последних лет по человеческому фактору, авторами которой являются В.М. Мунипов и В.П. Зинченко, гласит: «Любое проектное творчество не может осуществляться вне связи с эргономикой» [12]. Данную точку зрения дополняет тот факт, что качество продукции в XXI веке, который ряд международных организаций объявил веком качества, не может быть достигнуто без учета требований, предъявляемых человеком к производимой продукции. В связи с этим любое конструирование для людей должно предусматривать реализацию широкого круга знаний о человеческом факторе.

Следует подчеркнуть, что эргономика имеет дело с принципиально непараметризуемым объектом – человеком. Она не может перевести все человеческие свойства на язык цифр. Образно говоря, эргономист, работая вместе с дизайнером, дает ему возможность выразить их общее представление о человеке на единственно адекватном языке – языке целостного художественного творчества – и запечатлеть результат единства знаний в продукте совместного творчества – эргодизайнерском проекте как идеальном варианте проектирования [15].

Особая ценность эргодизайнерского проектирования как научно-проектной деятельности состоит в том, что она направлена на обеспечение благополучия человека во многих сферах его активных действий. В целом «эргодизайн ориентирован на улучшение качества жизни людей, включая и жизнь на работе», считает В.М. Мунипов [22]. При этом автор дает весьма емкое определение данного понятия. Он отмечает, что «эргодизайн имеет отношение к тому, с чем взаимодействуют люди и что их окружает в городе и сельской местности, дома и на работе, в административных помещениях и средствах транспорта, на отдыхе и при занятиях спортом, в ресторанах и кафе, в процессе учебы и лечения, в театрах и музеях» [22]. При таком определении эргодизайна можно считать, что здесь речь идет фактически обо всем предметном мире человека.

В современной литературе имеется ряд определений дизайна (в том числе и вышеприведенное [2]). Анализ многих источников позволил установить, что дизайн в самом общем виде можно определить как сферу проектной художественно-технической деятельности, являющуюся одновременно и областью материальной культуры, и видом художественной деятельности, а дизайнер – это проектировщик, использующий в своей работе как научные, так и художественные средства [14]. При этом в центре его внимания оказывается не только вещь или комплекс вещей, но и процесс человеческой деятельности, протекающей в предметной среде [4, 13, 17].

Последнее положение, в котором акцентируется внимание на процессе «человеческой деятельности, протекающей в предметной среде», имеет весьма важное значение для раскрытия механизма взаимодействия дизайна и эргономики. Это обусловлено тем, что деятельность в психологической науке в целом и эргономике, в частности, также является ключевой методологической проблемой. Мы приводим определение категории деятельности, данное известным методологом Э.Г. Юдиным, который, работая последние годы своей жизни во ВНИИТЭ, занимался проблемами эргономики и дизайна, базируясь на принципах системного подхода. По его мнению, «в самом общем смысле человеческую деятельность можно представить как активное взаимодействие с миром, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [11]. Ориентация дизайнеров, как современных, так и дизайнеров будущего, что отмечено в недавних публикациях [7, 10], должна быть связана с пониманием своей роли и места в обществе как созидателей, проектантов наиболее совершенного, с точки зрения человеческих запросов, предметного окружения. В связи с этим генеральной целью дизайна является преобразование окружающего человека предметного мира, а если представить более широко, то материально-предметной среды его жизнедеятельности. Итак, человеческая деятельность, в широком понимании этого слова, осуществляемая в предметном мире путем взаимодействия с элементами этого мира в целях удовлетворения растущих человеческих потребностей (в труде, отдыхе, спорте, образовании и т.п.), – это то связующее звено, то системообразующее начало, которое создает основу для взаимодействия дизайна и эргономики во имя совершенствования такого мира, с которым связана жизнедеятельность человека во всех сферах его пребывания.

Однако такая система взглядов, ориентированная на совместную деятельность дизайнеров и эргономистов, опирающаяся на единую платформу, которой является человеческая деятельность, появилась не сразу.

Сближение дизайна и эргономики происходило длительно и постепенно, к тому же достаточно стихийно. Что касается ВНИИТЭ, то на наш взгляд, именно здесь зарождался эргодизайн.

По общему признанию, работы, выполненные в 70-80-е годы прошлого века во ВНИИТЭ и его филиалах, представляют определенную ценность и в наше время, поскольку в них заложены основы эргодизайна, а также содержатся важные научно-практические результаты, в частности, теория функционального комфорта, которая служит научно-теоретической основой работ последнего времени по эргодизайнерскому проектированию [16]. Назовем наиболее значимые работы того времени: это эргодизайнерское проектирование кабин зерноуборочных комбайнов «Дон-1500» и «Ротор»; эргономическая оценка и эргодизайнерское проектирование шкал автоприборов для автомобилей ВАЗ и КамАЗ; эргономическая оценка качества бытового электроинструмента и его дизайнерское проектирование и др.

В более поздний период убедительным примером внедрения эргодизайнерского подхода в практику является научно-исследовательская работа, выполненная совместными усилиями специалистов ВНИИТЭ, Ассоциации «Компьютер и детство» и центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца» по проектированию развивающей предметно-пространственной среды детства [19]. Цель создания такой предметной среды, где были бы соблюдены все эргодизайнерские требования, состояла в том, чтобы обеспечить детям наиболее высокий уровень их жизни и развития в дошкольном учреждении. А дошкольное детство, как справедливо считают специалисты – психологи и педагоги, – это уникальный период в жизни человека, в котором закладываются основы всего будущего его развития.

Наконец, следует отметить еще одну работу, заслуживающую внимания в связи с реализацией эргодизайнерского подхода во ВНИИТЭ. Она связана с оптимизацией условий деятельности государственных служащих. В данном случае речь идет об эргодизайнерском проектировании предметной среды госучреждений. Работа выполнена специалистами ВНИИТЭ и РАГС при Президенте Российской Федерации [16]. В данной научно-исследовательской работе произведен анализ взаимосвязи эргодизайна и акмеологии в проектировании предметно-пространственной среды (ППС) государственных учреждений. При этом акцентируется внимание на том, что ППС, которая окружает госслужащих в процессе их работы и с которой они находятся во взаимодействии изо дня в день, – это значимый фактор с точки зрения влияния на настроение, эмоциональное состояние, а иногда даже на самочувствие человека. Акмеологический аспект в эргодизайнерском проектировании ППС государственных учреждений связан с требованиями создания условий для эффективного труда и личностно-профессионального развития госслужащего.

Созданная с позиций эргодизайна ППС госучреждений удовлетворяет профессиональным потребностям госслужащего с учетом специфики его трудовой деятельности, способствует положительному эмоциональному настрою, влияет на культуру поведения, а также в целом формирует позитивное отношение к госучреждениям, повышает их деловую репутацию.

Рассматриваемая практика проектной деятельности представляет собой, по существу, новый вид взаимодействия дизайнеров и эргономистов, отличный от традиционного эргономического и художественного проектирования, на что уже указывалось выше. Именно такая совместная деятельность на всех этапах разработки и создания продукции – от ее проектного замысла до изготовления - способна обеспечить максимальный учет данных о человеческом факторе при проектировании, а, следовательно, и достичь оптимизации процесса эксплуатации проектируемых технических объектов и всего предметного мира, используемого человеком.

Анализ и обобщение многих публикаций, появившихся в разные годы и касающиеся проблематики эргодизайна [5, 7, 9, 15, 16, 19, 22, 23 и др.], позволили в общем виде и в наиболее доступной форме объяснить сущность феномена эргодизайна и представить основное содержание этого системного образования.

Эргодизайн представляет собой человекоориентированное проектирование техники, программных средств и предметной среды. Такое проектирование направлено на обеспечение единства удобства, функционального комфорта и красоты, совершенства средств и условий деятельности, а также оптимизацию функционирования человека в составе производственных систем, сохранение здоровья и развитие личности субъекта труда. При этом стоит подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики особый смысл приобретает красота.

«Красота, принципы которой имеют силу законов, а способность понимать и создавать ее определяет эффективность производства, отнюдь не в последнюю очередь выступает именно как экономическая категория, а эстетическое воспитание – как закладка прочного фундамента для экономического и целесообразного ведения хозяйства. Потребность же в красоте – в высшей степени рентабельная потребность, ведь потребность все делать красиво – есть, в конечном счете, интуиция все делать правильно» [21].

Итогом вышеуказанной системы взглядов является мнение о том. что помимо самой идеи об эргодизайне как особой научно-проектной и практической деятельности, должны быть определены также объект, предмет и средства эргодизайна. А это станет возможным лишь только при наличии такой теоретической конструкции, которая позволяет отделить феномен эргодизайна от обычного инженерного проектирования, эргономического проектирования и т.п.

Опираясь на многолетний опыт теоретико-экспериментальных работ, проводимых во ВНИИТЭ и касающихся эргодизайнерской проблематики, нами была предпринята попытка представить концептуальный аппарат эргодизайна, являющийся на сегодняшний день, с нашей точки зрения, наиболее обоснованным.

Обобщение и систематизация теоретико-методологических подходов к исследованию феномена эргодизайна применительно к условиям рыночной экономики, включая исследования ВНИИТЭ, позволили сформулировать цели эргодизайнерского проектирования, определить объект и предмет эргодизайна.

Цели эргодизайна:

проектирование сложных технических объектов, средств труда и в целом предметного мира человека с высокими эстетическими свойствами, удовлетворяющими непрерывно растущие и меняющиеся потребности современного человека, в большинстве своем имеющего финансовые возможности для их удовлетворения;

обеспечение оптимального уровня деятельности человека по управлению, обслуживанию и использованию технически сложных систем, средств труда, изделий и различных объектов предметного мира путем наиболее полного учета (при проектировании) функциональных возможностей человека и его индивидуальных особенностей.

Объект эргодизайна в глобальном смысле – это весь предметный мир, потребляемый человеком, как субъектом деятельности вообще и субъектом труда, в частности, а также окружающая среда его жизнедеятельности.

Предмет эргодизайна как научной категории представляет собой закономерности и механизмы динамики взаимодействия дизайнера и эргономиста в процессе совместного проектирования объектов предметного мира человека, в широком смысле слова, и деятельности, связанной с их использованием.

Эргономический аспект феномена эргодизайна раскрывается исходя из принципов оптимизации условий и средств деятельности субъекта труда, а также теории функционального комфорта (закона соответствия и критерия функционального комфорта).

Дизайнерский аспект категории эргодизайна опирается, в первую очередь, на принципы проектной культуры и представлен проектной деятельностью, связанной с созданием объектов предметного мира, промышленных изделий и их комплексов с высокими потребительскими свойствами, обеспечивающими эстетическое и функциональное совершенство изделий и их высокий эргономический уровень.

Эргодизайн в системе дополнительного образования. Изменения, наметившиеся в настоящее время в системе образования в целом, не могут не коснуться и дизайнерского образования. Дизайнерское образование в современных условиях должно быть направлено на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов-дизайнеров новой формации.

Выдающийся деятель дизайнерского образования Миша Блэк (Великобритания) считает, что дизайнер должен обладать пятью аристотелевыми добродетелями: знать искусство, науки, право, быть мудрым, благоразумным, рассудительным [Цит. по 3].

Существующее в настоящее время у нас в стране базовое дизайнерское образование не может в должной степени удовлетворять новые требования, которые предъявляет обществу рыночная экономика. Учебные программы отличаются мозаичностью и фрагментарностью, в них не уделяется должного внимания наукам о человеке, отсутствует человеческая составляющая дизайнерской деятельности. В процессе обучения не освещаются проблемы личностно-профессионального развития, формирования положительной мотивации к труду, задача формирования способности с саморазвитию.

Формальное отношение к профессии, отсутствие опыта проектирования и производства в новых экономических условиях, отягощенных резким промышленным спадом, обернулись невостребованностью профессии в ее прежних рамках.

В новой экономической ситуации необходимы профессионалы деловой, инновационной формации, способные обеспечивать потребительские и ценовые преимущества создаваемых товаров, учитывать фактор конъюнктуры, вести разработку от первичных идей до выведения продукции из сферы потребления и утилизации, сотрудничать со всеми специалистами, имеющими отношение к потребительскому рынку (технологами, финансистами, менеджерами, маркетологами, специалистами в области качества и др.). Отечественная дизайнерская школа с ее давними традициями гуманитарной культуры как основы дизайнерского образования нуждается сегодня в переходе к такой форме образования, которая основывается на современных экономических, производственных, технологических знаниях, проблемах и ситуациях.

Действенным способом повышения уровня профессионализма является создание современной эффективной системы непрерывного образования. Эта система должна быть гибкой и более чувствительной к нуждам развивающегося общества, а также отдельного человека. Такая система позволяет поднять конкурентоспособность специалиста за счет развития у него потребности в углублении своих профессиональных знаний и расширения спектра своих профессиональных возможностей.

Важным звеном системы непрерывного образования является дополнительное образование, нацеленное на периодическое обновление профессиональных знаний, совершенствование профессионального мастерства специалистов, их личностное развитие, повышение возможности карьерного роста. Непрерывность образования в сочетании с дополнительным образованием расцениваются нами как фундаментальные принципы системы образования, обусловленные особенностями развития современного общества, где присутствует рыночная экономика, конкурентоспособность, научно-технический прогресс, высокий темп жизни и, как следствие, быстрое устаревание знаний, которые нуждаются в частом обновлении.

Проектная деятельность дизайнера, ориентированная на человека, его интересы, культуру саморазвития и самореализации, предполагает не только синтез эргономики и дизайна, но требует широкого исполнения возможностей акмеологической науки, исследующей закономерности и механизмы достижения человеком профессионального и личностного «акме», становления его как активного творческого субъекта социальной практики и собственной судьбы, рассматривающей личностную и профессиональную зрелость как высшие формы социализации человека [7].

Процесс модернизации образования предполагает освоение новейших образовательных концепций и технологий. Акмеологический аспект в системе дополнительного дизайнерского образования в соединении с концепцией эргодизайна как инновационной человекоориентированной технологией, на наш взгляд, может стать тем прогрессивным средством, которое способно позитивно влиять на процесс модернизации дополнительного образования дизайнеров. К этому стоит добавить и тот факт, что объединение указанных новых научных направлений – акмеологического и эргономического – в единую технологию создает условия для реализации принципа интеграции науки и образования во имя решения задач практики.

Обращаясь к рассмотрению значимости феномена «эргодизайна» и причин обусловленности его появления, отметим, в первую очередь, обострившуюся актуализацию этого явления в настоящее время. История показывает, что в условиях командно-административной, в дальнейшем – рыночной форм хозяйствования действовали как дизайнерские, так и эргономические технологии, только степень их включенности в проектный процесс была различной. При первой форме хозяйствования дизайнер действовал, как правило, самостоятельно и независимо и обращался к эргономистам в случае каких-либо изъянов, касающихся недоучета эргономических требований, и то, в основном, только тогда, когда изделие было уже готово и недостатки обнаруживались при его эксплуатации человеком. В этой ситуации требовалось вмешательство эргономиста, который давал рекомендации по устранению выявленных недостатков. Такое направление в эргономической науке того времени получило название «коррективной эргономики».

При переходной экономике действие рыночных механизмов потребовало иного подхода к проектированию промышленной продукции. Как показывает диссертационное исследование В.И. Даниляка (2004), прежний опыт, выражающийся либо в «директивном» внедрении результатов эргономических исследований и разработок без должного анализа всех компонентов процесса проектирования, либо в обращении к данным эргономических исследований только на этапе эксплуатации продукции, не «работает» в новых условиях хозяйствования, связанных с дебюрократизацией и уменьшением административного присутствия государства в экономических процессах. Стало очевидным, что в рыночной экономике, при отсутствии дефицита промышленной продукции современного пользователя привлечет только то изделие, которое соответствует его потребностям, запросам и ожиданиям. При этом пользователь может получить удовлетворение в случае эстетического совершенства изделия и удобства его эксплуатации.

Все больше утверждается новая форма использования знаний эргономики, при которой может быть обеспечен наибольший успех в реализации продукции за счет ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынках. И в этой ситуации вмешательство эргономиста в проектный дизайнерский процесс должно происходить как можно раньше, то есть на самых ранних стадиях проектирования, чтобы максимально учесть требования эргономики при проектировании различных объектов [16]. Именно такой подход к проектированию промышленных и других изделий привел к появлению нового вида научно-проектной деятельности, получившего название «эргодизайн».

ВНИИТЭ – единственный в стране Институт, который на государственном уровне решает вопросы координации сферы дизайна с задачами развития социальной сферы, повышения качества и конкурентоспособности российских товаров, реализации новых технологий в промышленных изделиях с целью непрерывного повышения качества жизни людей, а также задачами развития образования. Он обеспечивает разработку теоретических и методических основ дизайна как деятельности междисциплинарного типа, реализует социальную ориентацию научно-технического прогресса средствами дизайна и эргономики.

Сегодня все эти вопросы концентрируются вокруг проблемы осознания и реализации системообразующих функций дизайна в инновационных процессах научно-технической и социальной сферы и, соответственно, в разработке и реализации адекватных этому моделей инновационного дизайн-образования. Продолжая рассматривать проблему дизайнерского образования и отдавая при этом должное сильным сторонам отечественного дизайна, следует все же признать необходимость пересмотра ряда его позиций, прежде всего тех, которые связаны с образом дизайнера, которого готовит высшая школа. Директивный характер вживления дизайна в промышленность в период плановой экономики определял подготовку исполнителей не с точки зрения проектной мысли, а с точки зрения мироощущения и самосознания молодого специалиста.

Совместная работа ученых ВНИИТЭ и РАГС, направленная на разработку системы дополнительного дизайнерского образования, позволяет определить требуемые профессионально значимые качества специалистов-дизайнеров нового поколения. К ним относятся:

способность участвовать в создании высококачественной наукоемкой продукции, обеспечивать продвижение научно-технических достижений в производство и на рынки сбыта;

готовность ориентироваться на происходящие в стране социально-экономические изменения;

понимание своей роли и места в обществе как созидателей, проектантов наиболее совершенного, с точки зрения человеческих запросов, предметного окружения;

умение успешно использовать в своей деятельности научно-технические достижения (как отечественные, так и зарубежные);

владение знаниями в области информационных и человекоориентированных технологий, способность их применения в своей практике;

заинтересованность в профессиональном росте;

знание функций менеджмента и умение их реализовать при организационном проектировании и управлении инновационным процессом;

владение функциями маркетолога и возможность их применения при проектном моделировании инновационного процесса как рыночной операции.

С учетом перечисленных выше требований к специалистам-дизайнерам нового поколения, нами была разработана концепция качественного нового дополнительного образования в сфере дизайна и принципы его реализации, которая ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных на рынке труда, отвечающих требованиям профессиональной дизайнерской деятельности в условиях рыночной экономики и в новой конкурентной внутрипрофессиональной сфере. Она обеспечивает овладение слушателями современными знаниями в области эргодизайна, смежных областей деятельности, формирование навыков использования полученных знаний непосредственно в профессиональной дизайнерской деятельности. Однако получение определенной суммы знаний, как указывалось выше, в настоящее время не гарантирует формирование профессионала высокого класса, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. Предлагаемая концепция образования предполагает личностно-профессиональное развитие специалиста путем повышения уровня положительной мотивации к труду, формирования способностей к самообразованию, саморазвитию, повышению уровня самооценки и конкурентоспособности специалиста. Самореализующаяся креативная личность рассматривается в качестве опоры существования открытого общества.

Инновационный подход к дополнительному образованию в области эргодизайна предполагает не просто механическое соединение достижений в области эргономики, дизайна и акмеологии, но обеспечивает синтез, интеграцию полученных в каждой из этих наук результатов. Этот синтез имеет серьезную научную базу. Каждая из названных наук в той или иной форме разрабатывает феномен «творчества» применительно к различным сферам общественной практики и индивидуальной жизни человека. Организация этих сфер предполагает поиск путей оптимального сочетания общественного и индивидуального, человека и среды, гармонизацию предметного и духовного компонентов, в конечном счете – достижения достойного качества жизни человека и общества, одним из базовых оснований которого может и должна стать гуманистическая направленность каждой из сфер жизнедеятельности человека как индивида, личности, субъекта.

Группой ученых РАГС, МГУ и ВНИИТЭ сделана первая попытка по разработке программ для дополнительного образования в области дизайна и эргодизайна. Дисциплины и их программы отбирались по ряду критериев. Первый из них – запрос общественной практики на подготовку и переподготовку кадров, работающих в сфере дизайна или других областях, нуждающихся в его применении. Второй – необходимость освоения специалистами основ дизайна и эргодизайна, их базовых разработок. Третий – овладение знаниями и навыками инновационного дизайна, в том числе синтеза дизайна и эргодизайна, теории проектной культуры и методологии дизайн-проектирования с помощью компьютерных технологий. Четвертый – психологическое обеспечение профессиональной деятельности и личностного развития специалиста-дизайнера, учет человеческого фактора в управлении качеством, повышении конкурентоспособности производимой ими продукции. Пятый – ориентация специалистов-дизайнеров в социальном контексте современного общества и, прежде всего – его экономической основе - макро- и микроэкономике, менеджменте и маркетинге. Этот комплекс дисциплин позволяет реализовать концепцию дополнительного образования, осуществить его в соответствии с принципами и методами переподготовки специалистов нового поколения, способных обеспечить качество и конкурентоспособность отечественной продукции, повышение творческого компонента дизайна как специфического вида деятельности, направленного не только на совершенствование мира вещей, предметной среды бытия человека, но и развитие его собственной культуры и культуры его отношений с другими людьми [7].

Освоив основные дисциплины комплекса, слушатель:

получает целостное представление о дизайне и современных методах компьютерного проектирования;

изучает основные понятия и направления эргономики и ее место в проектировании, методах использования эргономических знаний в процессе создания предметной среды человека в разных видах деятельности;

приобретает психологические и антропометрические знания, необходимые при проектировании предметного мира, окружающего человека, а также навыки профессионального общения и профессиональной этики;

изучает проблемы управления качеством промышленных изделий и освоения новой продукции потребителями;

осваивает экономические и правовые знания, необходимые в дизайнерской деятельности в условиях рыночных отношений ■

Чайнова Л.Д.,

доктор психологических наук, профессор, ВНИИТЭ

Богатырева Т.Г.

доктор культурологии, профессор, РАГС при Президенте РФ

ЛИТЕРАТУРА

1. Азрикан Д.А. Эргодизайн. Проблемы и перспективы.// Техническая эстетика. –1987, №3.

2. Балланд Т.В. Аксиологические аспекты дизайна. Автореферат дисс. канд. философ. н. (специальность 09.00.04-Эстетика). - М., .

3. Вопросы дизайн-образования и формообразования. - М.: ВНИИТЭ, 2004.

4. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализация. /Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды./ Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. 52. – М., 1987.

5. Даниляк В.И., Кулайкин В.И., Ильюхин М.С. Развитие нормативной базы эргодизайна. //Стандарты и качество. –2003. № .

6. Дизайн// Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004.

7. Задесенец Е.Е., Чайнова Л.Д., Яблокова Е.А. Акмеологический подход к подготовке специалистов в области эргодизайна через систему дополнительного образования. // Акмеология. 2007. № 1.

8. Зараковский Г.М. Проектная методология эргодизайна компьютеризированного производства в машиностроении. /Проблемы формирования систем машин и техники новых поколений. - М.: ВНИИПМ, 1990.

9. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства. – М., 2003.

10. Кулайкин В.И., Чайнова Л.Д., Сергеева Г.К. Вопросы развития инновационного дизайнерского образования в России. (Труды ВНИИТЭ. Серия «Качество жизни». Вып. 13). - М., 2005.

11. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. - Спб.: Прайм Еврознак, 2006.

12. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М.: Логос, 2001.

13. Назаров Ю.В. Особенности и перспективы развития современного дизайна. //Автореферат на соиск. учен. степени д. искусствоведения. - М., 2003.

14. Новейший энциклопедический словарь. – М.: Астрель, 2006.

15. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998.

16. Оптимизация условий деятельности государственных служащих (эргодизайнерский подход). - М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2003.

17. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. – М.: ВНИИТЭ, 1988.

18. Плахтий А.С. Эргодизайнерское обеспечение пилотируемой марсианской экспедиции. //В сб.: Дизайн. Эргономика. Сервис. Вып.№1. - М.: ВНИИТЭ, 2006.

19. Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1977.

20. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне. - М.: Архитектура-С, 2005.

21. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика). – М., 1998.

22. Теория и практика эргодизайна. Программа спецкурса. Автор: Мунипов В.М. // В сб.: Психология труда и организационная психология. –М.: МГУ, 1977.

23. Чайнова Л.Д. Качество жизни, эргодизайн и эргономика развития. /Труды ВНИИТЭ. Серия «Качество жизни». Вып. 10. - М., 2004.

Яндекс.Метрика