новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
3-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



графика
Золотая блоха
В. Сумароков

история одного общероссийского форума

Задача товарного знака ясна и недвусмысленна: служить передаче наглядной информации о товаре, услуге, производителе, осуществляя свое предназначение как средства массовой визуальной коммуникации, ибо произведение, которое нельзя распознать, —плод напрасного труда независимо от сферы его приложения. Товарные знаки имеют много общего с именами собственными: тщательность, с которой их выбирают, а позже лелеют и опекают, их исключительность и правовая охрана.

Каждый регион, каждый город имеет свой исторически сложившийся образ, отличительную особенность или своего рода талисман, которым гордятся его жители и возводят в разряд брэнда местные рекламисты. Для Тулы такими брэндами являются пряники, самовары, оружие и легендарный мастер Левша. А где Левша, там и блоха, которую он подковал. Но не каждый провинциальный город может похвастаться проведением ежегодного общероссийского форума с приездом столичных знаменитостей и привлечением к себе внимания пары сотен людей со всех уголков страны, объединенных общим делом — созданием товарных знаков.

Товарный знак похож на блоху, которую сложно рассмотреть, но легко ощутить. Он же подобен «мушке» на щеке женщины, придающей ей пикантность и индивидуальность. По старому преданию, тульский умелец Левша сумел подковать блоху, завоевав признание и уважение. Его потомки научились завоевывать признание, создавая «блох», и вызывать уважение, получая за эту работу хорошие гонорары.

В декабре 2000 года в Туле прошел второй фестиваль рекламных технологий, полиграфии и дизайна «Живая реклама», в рамках которого состоялась первая региональная выставка товарных знаков «Золотая Блоха». На ней было представлено 285 образцов знаковой графики, созданных 55 дизайнерами из Тулы, Орла, Рязани, Калуги, Белгорода, Обнинска и Новомосковска. Целью этой акции было самопознание и самоидентификация авторов работ.

«Только демонстрируя свои произведения, обмениваясь мнениями, мы можем определить место своего творчества в сложном, быстротечном и непонятном мире времени. Другого способа определения профессиональных достижений пока не существует. Выставка показала, что дизайнеры стали общностью, с которой нельзя не считаться. Созданные ими знаки существенно повышают рыночную стоимость и конкурентоспособность товаров и услуг заказчиков. Но не хочется все измерять деньгами, и именно поэтому главный итог выставки — сильный креатив, показавший, что в регионах работают способные и перспективные дизайнеры, которые являются важной составляющей всего рекламного процесса в России», — сказал председатель жюри, Президент Союза Дизайнеров России Юрии Назаров на награждении победителей выставки.

Первым обладателем Гран-при «Золотой Блохи», по единодушному мнению жюри, стал тульский дизайнер Виктор Сумароков со знаком Европейской Ассоциации журналистов-экологов. Однако, по Положению выставки, обладатель Гран-при автоматически включается в состав жюри следующего года и имеет право демонстрировать свои работы на всех последующих выставках только на внеконкурсной основе.

Золотая Блоха была присуждена логотипу тульской типографии «Шар», разработанному ее директором Игорем Золотовым. Серебряная Блоха досталась Рязанскому художественному училищу и ее преподавателю Вячеславу Дементьеву, разработавшему знак Рязанского родильного дома, и обнинскому дизайнеру-педагогу Андрею Романову за знак Российского славянского университета. Две Бронзовые Блохи отправились в Белгород за знак ОАО «Белгородэнерго» (автор — Владимир Гамурак) и Рязань за знак Липецкого тракторного завода (автор — Олег Алексейкин), третья же осталась на исторической родине, доставшись студентке Тульского госуниверситета Анастасии Гречихиной, разработавшей знак туристического агентства «Турне».

В декабре 2001 года в «Золотой Блохе» приняли участие 57 дизайнеров из Барнаула, Белгорода, Екатеринбурга, Калуги, Липецка, Обнинска, Орла, Рязани, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы, Тюмени, Чебоксар и Ярославля. Они представили на суд зрителей и экспертов 480 товарных знаков и логотипов. «Золотая Блоха» приобрела статус межрегиональной выставки. На ней многие дизайнеры решили из зрителей перевоплотиться в участников и показать широкой общественности свои знаки и логотипы, открыв новые имена и вызвав «на бис» героев прошлого фестиваля.

Жюри возглавил член Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России, Сергей Серов, а обладателем Гран-при стал дизайнер из Санкт-Петербурга Василий Шишкин с концептуальным образом международной выставки графического дизайна «Знак». Золотую Блоху получил екатеринбуржец Денис Абрамов за знак конкурса РН-проектов «Белое крыло». Серебряную Блоху поделили дизайнеры Дмитрий Трофимов (Барнаул) и Валерий Курочкин (Екатеринбург). Первый разработал знак студии интерьера, второй — знак Уральской архитектурно-художественной академии. Бронзовые Блохи достались калужанину Антону Ляпичеву (знак компании «Калуга ТИСИЗ»), ярославцу Алексею Гаврилову (знак гостиницы «Юбилейная») и туляку Владимиру Пурцену (знак торгового дома «Химволокно»).

После завершения конкурса работы сформировали выставочный фонд и стали экспонироваться на передвижных выставках, первую из которых приняло в мае 2002 года в своих стенах Рязанское художественное училище при непосредственном участии его директора Василия Колдина и председателя Рязанской организации Союза дизайнеров России Олега Алексей-кина. В том же году состоялись выставки в Санкт-Петербурге и Обнинске.

14 февраля 2003 года XXXII Совет Союза дизайнеров России, проходивший в Санкт-Петербурге, присвоил «Золотой Блохе» статус Всероссийской выставки и в последние дни зимы, 26-28 февраля 2003 года, Тульская организация Союза дизайнеров России провела третью, теперь уже Всероссийскую, выставку-конкурс товарных знаков. 119 дизайнеров из 23 городов экспонировали 868 знаков, причем впервые в конкурсе приняли участие столичные дизайнеры, заявившись на выставку десятью авторами.

Гран-при получил известный московский дизайнер Эркен Кагаров за знак всемирной выставки «ЭКСПО», проводимой в 2010 году в Москве.

Золотая Блоха также отправилась в столицу вместе с автором знака Всероссийской переписи населения Татьяной Самохиной, а вот обе Серебряных остались в Туле у Татьяны Лещевой за знак «Кино-кафе» и у Елены Сумароковой за знак европейской журналистской премии за принципиальность «Unfainting Ring». Бронзовые Блохи также не уехали далеко от организаторов, попав к молодому новомосковскому дизайнеру Нариману Садардинову (знак торгового центра «Московский»), москвичу Александру Коршунову (знак очистного оборудования «Фильтрмедиа») и студентке кафедры дизайна Тульского государственного университета Екатерине Расторгуевой за авторский знак.

По окончании выставки многие журналисты написали в своих материалах: «...до «ЭКСПО» еще далеко, перепись уже прошла, а их графические образы живут своей, самостоятельной и интересной жизнью...»

Примечательно и то, что награды победителям вручал Николай Алдунин — мастер-оружейник, «современный Левша», подковавший блоху.

2003 год был объявлен ООН годом дизайна, а столицей российского дизайна были выбраны Чебоксары. Именно там в течение всего года открывались крупные всероссийские выставки и дизайн-форумы. Исключением не стала и «Золотая Блоха», впервые покинув родную Тулу для проведения финала конкурса, переместившись на берега Волги, в столицу гостеприимной Чувашии. Жюри IV выставки возглавили Президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров, Советник полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу, профессор-искусствовед Вячеслав Глазычев и председатель Союза дизайнеров Чувашской Республики Александр Астраханцев.

126 дизайнеров из 37 городов представили 927 работ. Гран-при четвертой выставки получил Игорь Сахаров из Москвы за знак Союза дизайнеров России.

Туляк Антон Гилев, кстати, студент Тульского госуниверситета, был награжден Золотой Блохой за знак казино «Семь чудес». Питерцы Андрей Амбросович и Никита Герасимов, сделавшие знак издательства «Детство-пресс», а также Олег Панов из Омска, автор знака Центра репродукции человека, были удостоены второго места и награждены, соответственно, Серебряной Блохой, Артур Спивак из Кургана (знак городской почты), Стае Надгольный из Калининграда (знак Атлантрыбфлота) и Елена Путилова из Набережных Челнов (знак «Татнефтедобыча») получили Бронзовых Блох, ценность которых также велика, так как их работы были отмечены среди тысячи товарных знаков.

Но не только «Блоха» раздавала призы. В Чебоксарах тульский выставочный проект был отмечен дипломом Союза дизайнеров России.

Успех этого проекта очевиден. За пять лет у Тульской организации Союза дизайнеров России — автора «Золотой Блохи» — появились друзья и партнеры.

Это Ассоциация тульских рекламных агентств, издательство и типография «Власта». выпускавшая все официальные каталоги выставок. Тульский международный бизнес-центр, в чьих стенах размещается выставочная экспозиция, еженедельник «Тульский курьер» — официальный информационный спонсор проекта.

Осень 2003 года выдалась выставочной для «Золотой Блохи». Покинув стены Чувашского художественного музея, выставочная экспозиция, состоящая более чем из 200 планшетов, трансформировалась до размера трех квадратных метров и в таком виде отправилась на Международную биеннале «МОДУЛОР-2003», проходившую в Санкт-Петербурге в Государственном этнографическом музее. Авторитетное жюри по достоинству оценило эстетические и коммуникативные возможности «Блохи», наградив ее сразу двумя дипломами высшей пробы в номинации «Фирменный стиль» и как абсолютно лучшую работу в области графического дизайна.

Уже через две недели «Золотая Блоха» развернула свою экспозицию в здании Манежа на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге на ежегодной выставке графического дизайна «Знак». Петербургские дизайнеры были весьма удивлены, так как тульская выставка предстала опять в новом обличий. Как обыватели, интересующиеся графическим дизайном, так и профессионалы открыли для себя новые грани «Блохи». Так, если на «МОДУЛОРЕ» акцент был сделан на стилистику оформления и подачи товарных знаков, то на «Знаке» «Блоха» персонально представляла некоторых своих авторов.

Еще через три недели Тульская выставка товарных знаков делилась своим творческим достоянием в стенах Центрального Дома художников в Москве в рамках выставки «Дизайн-2003». На этот раз ее концепция заключалась в следующем -представить широкой столичной общественности и графическому бомонду регионально-периферийные дизайнерские наработки, которые, по меньшей мере, не уступали столичным, а иногда превосходили их по своей содержательности и оригинальности.

Формула разработки товарного знака проста: креатив, помноженный на профессионализм, а финансовые вливания на стадии творческого проектирования не являются главенствующим показателем на этом этапе (чего нельзя сказать о следующей жизненной стадии товарного знака - этапе «раскрутки» и выведения на рынок).

Несостоятелен разговор о том, что московские цены на разработку знака в корне отличаются от цен тульских или, например, барнаульских. Сетовать на это - удел слабых полупрофессиональных дизайнеров, для которых создание знаков не является основной деятельностью.

Заказчик оценивает уровень креатива в работе, а не считает километры, удаляющие Урюпинск от столицы. Существует огромное количество примеров, когда столичные мегабрэнды создавались провинциальными дизайнерами по московским ценам.

В 2004 году «Золотая Блоха» отмечала свой первый маленький юбилей - ей исполнилось пять лет. За эти годы около тысячи дизайнеров приняли участие в ее конкурсе, а сама выставка побывала в пятнадцати городах России. Пятая «Блоха» проходила в два этапа, собрав рекордное количество знаков - 3002, созданными 157 дизайнерами из 32 регионов.

Первый этап прошел в Туле с 11 по 20 декабря. Экспозицию приняла Тульская детская художественная школа имени В. Д. Поленова (директор Виктор Добрынин), обладающая большими выставочными площадями. На этом этапе экспонировались все присланные на конкурс работы. Редкий город может похвастаться такой плотностью товарных знаков на квадратный метр, ведь, помимо 3000 конкурсных работ, в холлах ТДХШ разместилась еще и ретроспективная экспозиция, рассказывающая об истории проекта. Впервые на внеконкурсной основе на выставке экспонировались работы 8 дизайнеров-графиков из США. Особый интерес вызвали работы мэтров американского графического дизайна Джима Паркинсона (автора фирменного стиля газет «Нью-Йорк Тайме», «Вашингтон Пост», дизайнера музыкальных альбомов группы «Роллинг Стоунз») и Дэвида Ланса Гойнса. Выставку посетили около 3000 человек.

Второй, финальный этап уже по традиции принимала Москва. Центральный Дом художника вновь пригласил «Блоху» на выставку «Дизайн-2004», на которой в свою очередь подводились творческие итоги российского дизайнерского года. «Золотая Блоха» привезла в столицу 50 лучших работ, отмеченных жюри в Туле. Именно они должны были выявить победителей. Жюри конкурса состояло из 21 специалиста в области дизайна, рекламы, искусствоведения, правоведения, представляющих 9 регионов России, а возглавил его Президент Союза дизайнеров России, ректор национального института дизайна, профессор Юрий Владимирович Назаров.

В жюри также вошли: Аркадий Троянкер, член Союза художников и Союза журналистов России, академик Академии графического дизайна, Иван Порто, вице-президент Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ, Владимир Рунге, вице-президент международной ассоциации «Союз дизайнеров», заслуженный деятель искусств РФ, Вячеслав Черняховский, академик Российской академии рекламы, член Совета Ассоциации коммуникационных агентств России, Юрий Менчиц, зам. начальника Москомархитектуры, заслуженный работник культуры РФ, Игорь Смиренный, вице-президент Европейского института упаковки, главный редактор журнала «Тара и Упаковка». Столь представительное жюри отметило высокий уровень работ и профессиональную подачу проекта.

Гран-при «Золотой Блохи» 2004 был присужден коллективу авторов из Тольятти (Анатолий Магарцов, Андрей Митин, Борис Кузьменко и Александр Патрушев) за знак объединения «АВТОВАЗ».

«Золотая Блоха» отправилась в Санкт-Петербург к Анастасии и Александре Фалдиным за авторский знак «Сестры Фалдины». «Серебряной Блохи» были удостоены туляк Игорь Денисов (торговая марка рыболовного инвентаря «Свирь») и москвичи Евгений Головач и Глеб Фоменко (знак бюро переводов «Derk»). «Бронзовыми Блохами» были награждены Виктор Голубинов из Саратова (книжная серия издательства «Тролль»), петербуржец Илья Соколов (торговая компания «Кайман») и москвичка Ольга Пуртова (знак экологической акции «Greenpeace»).

28 декабря 2004 года Всероссийский выставочный проект «Золотая Блоха» был удостоен Российской национальной премии в области дизайна «ВИКТОРИЯ», как лучший дизайнерский проект года. Этот итог очевиден: тульская «Блоха» - самая мобильная и динамично развивающаяся выставка российского графического дизайна, дающая возможность демонстрировать свои работы практически каждому создателю товарных знаков.

«Золотая Блоха» 2005 года проходила по новой схеме. Проект стал достаточно известным и вызывал большой интерес в регионах. Мобильность выставки позволяла организовывать ее практически в любом зале, адаптируя под себя любые выставочные площади. Так в октябре первый отборочный тур прошел в Смоленске, внеся колорит в местный фестиваль дизайна, посвященный 10-летию Смоленской организации Союза дизайнеров России. В ноябре лучшие работы отправились в Санкт-Петербург, где строгое жюри сформировало шорт-лист выставки. Финал шестой «Золотой Блохи» состоялся в Нижнем Новгороде, открыв собой только что построенный выставочный зал. Гран-при 2005 года получил известный московский дизайнер Александр Овчинников за торговую марку «Mr. Doors», а Золотая Блоха в очередной раз «отправилась» в Санкт-Петербург к Мите Харшаку за логотип журнала «Доход». Серебро поделили москвич Олег Пудов (знак «Общественные коммуникации») и петербуржец Евгений Муретов (знак династии композиторов «Плешак и сыновья»). Три бронзовые Блохи уехали в Белгород к Светлане Рудаковой (знак фабрики женского белья), в Пермь к Олегу Трушникову (знак производителя талой пищевой воды) и в Тюмень к Константину Решетникову, разработавшему знак кафе «Домино».

2006 выставочный год открылся грандиозной сентябрьской поездкой тульских дизайнеров в ближнее зарубежье. Впервые проект покинул границы России, на месяц обосновавшись в лучшем выставочном зале города Могилева братской Белоруссии. Далее последовали Омск и Нижний Новгород…

Яндекс.Метрика