новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
3-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



образование
Незаметное прощание с системой
А.А. Дембич

Казань уже в третий раз принимала у себя смотр-конкурс лучших дипломных проектов по архитектурно-художественным специальностям.

Первый раз в Казани это произошло в 1979 году. Смотр был запалнирован в Баку, но по каким-то причинам азербайджанская школа неожиданно отказалась от проведения смотра, и это мероприятие спешно перебазировалось в Казань.

Ровно 20 лет спустя, в 1999 году, в Казани прошел VIII международный смотр-конкурс.

И наконец, ещё через 7 лет смотр снова принимала Казань, не успевшая еще окончательно прийти в себя после празднования годом раньше своего 1000-летнего юбилея. Собственно, интерес к архитектурно-градостроительным работам, проведенным в столице Татарстана к её юбилею, 40-летие Казанской Архитектурной школы, пришедшееся как раз на 2006 год, во многом предопределили выбор города Казани.

Автору этих строк пришлось самым активным образом принимать участие во всех этих трех смотрах-конкурсах.

Вспоминается 1978 год. Всесоюзный смотр-конкурс дипломных проектов, где мы вместе с заведющим кафедрой архитектурного проектирования доц. Сладковым В.А. представляли работы наших студентов.Тогда мы сделали первую и не совсем удачную попытку пригласить смотр в наш город.

Принять смотр в то время было очень престижным. Но нам не повезло. После В. А. Сладкова встал народный архитектор СССР М. Усейнов и чаша весов, не без помощи другого народного архитектора СССР Г. А. Орлова, мгновенно склонилась в пользу столицы Азербайджана.

И только за несколько месяцев до смотра, решение о выборе места его проведения изменилось в пользу Казани.

В ходе подготовки к смотру 1979 года на Совете Архитектурного факультета КИСИ было решено подготовить к смотру свои собственные предложения по методике преподавания для архитектурной специальности. В этих целях была сформирована авторская группа, в которую вошли: заведующие кафедрами С.С.Айдаров и В.А.Сладков, ассистенты В.А.Грубов, А.А.Дембич, А.И.Михайлов, старшие преподаватели В.П.Притыкин, Е.И.Прокофьев. Консультантом группы был кандидат психологических наук из МАРХИ, доцент Н. Н. Нечаев.

В составе предложений, выполненных авторской группой, был проект нового учебного плана и предложения по кардинальному изменению структуры курса «Архитектурное проектирование», получившее впоследствии название «Модель-программа обучения архитектурной специальности». Эта «Модель-программа» была к смотру выполнена в виде демонстрационного стенда, размером 3х9 метров, и небольшой пояснительной записки, растиражированной офсетным способом.

Надо отметить, что эти материалы вызвали огромный интерес у съехавшихся со всех концов Советского Союза представителей архитектурных школ и надолго закрепили за КИСИ славу одного из ведущих методических центров страны в области архитектурного образования.

В 1999 году , двадцать лет спустя, Казань снова принимала у себя смотр-конкурс. Статус конкурса к этому времени изменился, это был уже не конкурс архитектурных школ СССР, а международный смотр-конкурс, призванный сравнить лучшие дипломные проекты архитектурных школ России, рядя стран СНГ и некоторых стран дальнего зарубежья. В тот год это были страны азиатского континента – Китай, Япония, Вьетнам.

В целом участников смотра 1999 года было не очень много – это был период заметного спада интереса к высшему образованию и в России, и в странах СНГ.

И вот 2006 год. Количество архитектурных школ и участников смотра рекордное за всю историю – 64, свыше 450 представленных работ, более 300 приезжих гостей и участников смотра.

В организационной суете смотра почти не остается времени детально просмотреть представленные работы, оценить методическое лицо и традиции архитектурных школ, наметившиеся тенденции в архитектурном образовании. Благо, что все представленные работы остаются в дар школе – организатору, и такая возможность неспешной оценки появляется после смотра. Причем, эти несколько спокойных дней после смотра дают хорошую возможность не только проанализировать представленные работы, но и оценить тот путь, который прошла архитектурная школа России за последние 30 лет, выявить особенности каждого из этих смотров. Подобное ретроспективное сравнение позволяет сделать некоторые, довольно интересные выводы, несколько по-другому взглянуть и на результаты последнего смотра-конкурса.

Прежде всего, бросается в глаза огромная разница в целевых установках смотров 1979, 1999 и 2006 годов и в подходах к оценке представленных работ.

Вторая половина 60-х годов и начало 70-х было отмечено созданием на территории СССР нескольких десятков новых архитектурных школ на базе уже существующих строительных или политехнических институтов. Уровень подготовки студентов в давно существующих архитектурных школах, со сложившимися традициями обучения, и во вновь образованных школах тогда разнился существенно. Поэтому смотр-конкурс тех лет во многом служил своего рода мастер-классом для молодых архитектурных школ.

Вспоминается, как Председатель оргкомитета смотра-79 в Казани профессор МАРХИ М.В.Лисициан, просматривая конкурсные проекты, уделял особое внимание соответствию жанра – насколько точно работа соответствует заявленной номинации, в наличии ли все необходимые для данной номинации чертежи, и каковы кондиции этих чертежей.

Я хорошо помню, как на этом смотре Председатель комиссии по теоретическим работам З. Н. Яргина долго разбиралась – должны ли подобные работы содержать проектную часть и каков объем этой проектной составляющей в теоретической работе.

И после этого, много лет подряд, на заседаниях ГЭК в нашем ВУЗе обращалось особое внимание на точность отнесения работы к тому, или иному жанру архитектурного проектирования и на состав предъявленных к защите чертежей.

На протяжении многих лет и даже десятилетий, «библией» каждого педагога провинциальной архитектурной школы была «Методика архитектурного проектирования» Б.Г. Бархина, блестяще обобщившая колоссальный педагогический опыт МАРХИ. Именно этот труд, как никакой другой, подвел базовые основы и выстроил систему архитектурного образования сначала в СССР, а затем и в постсоветской России во второй половине XX века.

Много воды утекло с тех пор, рейсфедеры сменились рапидографами, рапидографы – компьютерной техникой.

И вот отшумел XV юбилейный международный смотр дипломных проектов в г. Казани – третий в истории нашего города. Определяя свое отношение к произошедшему смотру, могу однозначно заметить – сегодня смотр уже в значительно меньшей степени мастер-класс. В значительно большей – развлекательное архитектурное шоу, факт познавательного туризма, кульминационным ядром которого является парад-алле впечатляющих компьютерных поисков, оригинальных архитектурных идей.

Вот мнение одного из ведущих архитектурных практиков Казани – «…хорошо, что можно купить электронный каталог смотра, много интересных находок и деталей, которые можно применить в проектировании и удивить заказчика…».

Да и сегодняшний преподаватель – руководитель дипломного проекта - нередко является практикующим архитектором, который зачастую использует дипломника и его работу, как полигон для апробации собственных архитектурных замыслов.

Давно ушел в прошлое объективный рейтинг архитектурных школ, подводившийся по окончанию смотра итог и выставляющий оценки представленным работам. Давно отказались от существующей ранее одной из оценок проекта – «Диплом III степени», а сегодня и количество дипломов II степени постоянно и стремительно сокращается в пользу дипломов I степени.

На смену конкурентности всё больше приходит умиротворяющий принцип: «Никто не забыт и никто не обижен».

Невольно возникает вопрос – а нужен ли архитектурному образованию, архитектурному педагогическому и студенческому сообществу вообще смотр-конкурс? И если нужен - то какой ? Помогает ли он хоть как-то развитию архитектурного образования, решает ли хоть какие-то методические проблемы архитектурных школ? По сути дела, сегодня, при наличии интернета, смотр-конкурс можно провести и заочно, выставив на соответствующий сайт лучшие дипломные проекты. Тем более, что по условиям конкурса копии работ все равно предоставляются устроителям смотра в электронном виде. Информированность всего архитектурного сообщества от этого только бы выиграла, а затратная сторона вопроса заметно сократилась.

Но нет, вряд ли педагогические коллективы архитектурных школ добровольно с этим согласятся и безусловно будут правы. Утрачивается главное – живое общение, возможность обсуждать волнующие, каждую из архитектурных школ проблемы при личной встрече, услышать мнение своих коллег по архитектурному «цеху».

Если серьезно обдумать все это, постоянно и назойливо возникает вопрос – так каково же основное предназначение смотра-конкурса сегодня? Мне кажется, что однозначного и полноценного ответа на этот вопрос не может сейчас дать никто!

Одно представляется ясным – форма организации и содержание смотров-конкурсов, столь длительно и логично венчающих методическую систему архитектурного образования, замечательно описанную профессором Б. Г. Бархиным, умирает (или умерла?), и может быть стоит над этим задуматься ?

Или не стоит?

Яндекс.Метрика