новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
2-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



мастера
Корабельных дел мастер
Ю.В. Назаров

Еще одним подлинным самородком, принесшим славу советскому дизайну, по праву можно считать Олега Петровича Фролова. Он родился в экзотическом крае, в городе Кизляре, знаменитом центре виноделия на юге Дагестана. Кизлярские коньяки славятся и за пределами нашей страны. Но способного мальчика с детства тянуло к рисованию, и он в начале 50-х стал студентом Ильи Вакса, поступив в Мухинку. После провинциального Кизляра Ленинград выглядел подлинной столицей искусств, и Олег Фролов в полной мере воспользовался теми сокровищами, которые хранил в себе этот культурный центр.

Школа Ильи Вакса не оставила молодому художнику выбора, и он, с отличием закончив институт по специальности «Художественная обработка металла», в 1958 году направляется по распределению в Горьковский Совнархоз. Самым интересным предприятием в Горьком в те годы, конечно, было Центральное конструкторское бюро, возглавляемое Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Академик Алексеев в ту пору начал разрабатывать два новых типа транспортных средств: суда на подводных крыльях и экранопланы. Именно в эту пору ему приглянулся способный выпускник ленинградского художественно-промышленного вуза Олег Фролов.

Свою профессиональную карьеру Олег Фролов сделал за период с 1958 по 1977 год. Начав с должности инженера отдела архитектуры судов, он быстро перескочил ранг старшего инженера, затем последовательно становился начальником секции, начальником сектора, главным архитектором проектов, и наконец - начальником архитектурно-проектного отдела Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях. Самым важным для академика Алексеева было направить творческий заряд молодого дизайнера в сторону создания неповторимого и запоминающегося облика нового типа судов. Их особенностью являлся изменяющийся внешний вид: один облик судна до выхода на глиссирование и второй – после подъема на подводные крылья. Стремление придать облику новых судов внешнюю динамику позволило смоделировать их корпуса подчеркнуто обтекаемыми, с использованием элементов в виде стабилизаторов, заимствованных из авиации. Над этой внушительной по объему серией судов вместе с Олегом Фроловым работал целый коллектив авторов. В него вошла жена Олега Фролова – Анна, Б. Бойкин, Б. Квасов, И. Медведев, В.Лозников. В результате были созданы семь головных судов этой легендарной серии: озерно-речные теплоходы «Метеор» (124 места) и «Спутник», морские теплоходы «Комета» (118 мест) и «Вихрь» (300 мест), речные теплоходы «Беларусь» (40 мест), «Чайка» (30 мест) и озерно-речной газо-турбоход «Буревестник» (150 мест, скорость 97 км/час). Развивая серию «крылатых» кораблей Олег Фролов вместе с коллегой В. Лозниковым предложил новую схему компоновки судна. Двигатель вместе с капитанской рубкой располагался в корме судна, вспомогательные помещения, расположенные за двигателем, служили звукоизоляции пассажирского салона от шума дизельной турбины. Модель теплохода на подводных крыльях этой серии под названием «Восход», была представлена на Штуттгартской выставке «Советский дизайнер» в 1976 г. и удостоена дипломом. Всего же за плечами О. Фролова и его коллег – более сорока международных экспозиций. А первым шедевром группы Фролова была легендарная «Ракета», которую еще и сегодня можно увидеть бороздящей российские реки.

Во всех кораблях этой серии угадывалось стремление дизайнеров преодолеть силы тяготения и оторваться от водной поверхности, уподобившись самолетам. И эта мечта дизайнеров осуществилась в принципиально новой конструкции транспортного средства, которую академик Алексеев окрестил «Экранопланом». Новое мощное летающее чудо перемещалось уже не касаясь поверхности воды, могло приземляться и приводняться с равным успехом. Прежде всего экранопланы проектировались для армейских нужд: их предполагали использовать как десантные суда. В СССР было построено шесть мощнейших экранопланов, перевозивших по 500 и более человек и несколько единиц боевой техники. Эти гипер суда своим внешним видом должны были демонстрировать мощь и непобедимость советской армии. Им и сегодня в мире нет равных.

Вторая часть творческой деятельности Олега Фролова связана с педагогической работой в знаменитом горьковском вузе – Инженерно-строительном институте. Начав с должности консультанта на кафедре архитектуры, Олег Фролов постепенно внедрял в учебную программу дизайнерские задания. Много позже, уже в 90-е годы Олег Фролов создаст в Нижегородском архитектурно-строительном институте кафедру «Художественного проектирования интерьеров», но останется профессором кафедры «Дизайна, рисунка и живописи», своего первого и любимого детища, подведшего итог его многолетней работе по «привитию» дизайнерской ветви на архитектурный «ствол» строительного вуза. В 70-80 годы Олег Фролов совместно с профессором Львом Зеленовым много сделал для популяризации дизайна в Горьковской области, возглавив обучение художников-конструкторов в Народном университете дизайна при областном НТО. Через эту школу прошли многие практикующие специалисты, и сейчас они с любовью вспоминают те времена, увлекательные занятия двух неординарных людей и особенно практические наставления мэтра Олега Фролова.

Итак, мы видим, что за тридцать с лишним лет в советскую эпоху Олег Фролов своим личным трудом, своими организационными усилиями, своим педагогическим вкладом помог окончательному формированию нижегородской школы дизайна, подготовил и выпустил в жизнь десятки способных учеников. Признание этого вклада корифея пришло к нему значительно позже, когда уже в новом столетии, в 2001 году Олегу Фролову было присвоено звание лауреата Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства по разделу «Дизайн». Жаль, что подобных наград не существовало в ту социалистическую эпоху, как, впрочем, и самого термина дизайн, ставшего символом уже другого времени O

Яндекс.Метрика