новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
2-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



мастера
Самый молодой
Г. Вершинин

Самый молодой и самый почтенный член Союза Дизайнеров России
Интервью с самым молодым членом Союза Дизайнеров России

Как оказалось, самый молодой дизайнер Союза Дизайнеров России живет в Тюмени. Дмитрию Парфенову повезло в его рождении – 29 октября 1984 года (кстати, следующий претендент на статус «самого молодого» – Данил Девяшин, старше Дмитрия лишь на три дня, и также живет в Тюмени). Из почти двадцати двух лет пятнадцать ушли на обучение искусству и дизайну. В 1991 году началась детская художественная школа при Тюменском училище искусств, с 1999 года – Тюменский колледж искусств, отделение дизайна. Первый диплом на тему «День города на площади Областного дворца молодежи «Геолог» был защищен в 2004 году, в этом же году Дмитрием Парфеновым создано дизайнерское предприятие – ЗАО «Дизайн-Лаборатория».

С 1 сентября 2004 г. Дмитрий начал преподавать в колледже искусств «Компьютерные технологии» на том же отделении дизайна, которое и закончил. В 2005 году принят в Союз Дизайнеров России, а через год – в 2006 году в качестве выпускника Тюменского филиала Уральской государственной архитектурно-художественной академии «Институт дизайна» он защитил второй дипломный проект (специалиста) – «Дизайн-программа акции «Майская ночь в музее изобразительных искусств». Ко времени защиты дипломный проект был полностью реализован и стал событием в культурной жизни Тюмени. Вообще «Дизайн-лаборатория», в отличие от большинства дизайнерских фирм, много работает с местными музеями и в какой-то мере уже формирует их современное лицо.

Молодой российский дизайн по большей части неизвестен. Ежегодно специальные школы выдают дипломы двум – трем тысячам специалистов, присутствие которых в культурной жизни страны неочевидно, и феномен этот не изучается. По журналам мы можем «отследить» деятельность в лучшем случае 30-40-летних, тех, которые создавали коммерческий дизайн 1990-х.

Кто из молодых дизайнеров, какие из тенденций определят проектный пейзаж России ближайших лет, сегодня не предскажет никто. Тем интереснее, как представляется, не текст «о творчестве», а суждения молодых создателей завтрашнего российского дизайна. Поэтому ниже мы предлагаем вниманию читателей «Дизайн Ревю» интервью с «самым молодым дизайнером» российского дизайнерского союза.

O На вопрос журнала «Архитектура &Design мегаполиса» о вечных ценностях ты шокировал культурную публику ответом: Sex, Drugs, Rock-n-Roll». Это шутка, культурная или жизненная позиция?

Конечно это была шутка. Как-то стыдно было признаваться в том, что мои истинные ценности это воздержание – свежевыжатый сок и классическая музыка. Хи-хи.

O Ты не только молодой дизайнер, но и организатор проектного предприятия. Что интереснее: проектная или предпринимательская деятельность?

Я не вижу большой пропасти между проектом и коммерцией, ведь всё это организация отношений между людьми и объектами. Наивно проектировать что-либо, не предполагая последующую продажу твоего труда. Во многом из-за этого мы ещё со студенческой скамьи начали практику реальных дизайн-проектов и организовали собственную студию.

O Смысл, который ты вкладываешь в понятие «дизайн»?

Дизайн это синтетическая материя:

Творчество – расцветка и рисунок ткани; Психология – её фактура; Менеджмент – стоимостные характеристики; Технологии – плетение нитей.

Каждая составная часть этой ткани важна и без неё может быть утрачена прочность, эластичность, привлекательность, и дизайн не будет востребован.

O Важны ли какие-то традиции в дизайне? И какие?

Считаю, что традиции важны и не менее, чем традиции классического искусства, так как они часть нашей общей культуры. Фундаментальный Баухауз, броские и вечно-свежие итальянцы, самобытные и экологичные финны, логические и рациональные швейцарцы, изобретательные и преданные своим корням японцы, агрессивные и эпатажные американцы, рефлексирующие русские – всё это многоликий «дизайн».

Здесь сложно определить где кончается традиция и начинается инновация. Скорость времени такова, что вчерашняя революция сегодня является общепринятой практикой, а на завтра она – уже история.

O Существует ли связь между дизайном и искусством?

Дизайн как профессия обнаруживает связь с множеством дисциплин и конечно именно творческая и образная составляющие принадлежат искусству. Образ помогает создавать яркие и запоминающиеся объекты дизайна. Но всё же я склонен предполагать, что искусство без других ингредиентов, таких как проектная и концептуальная подоплёка, как акт неосознанного творчества уязвимо и беспомощно. Как подтверждение этой мысли приведу пример – супер-дизайнерская живопись итальянского Возрождения, в которой помимо сюжета важны место расположения объекта, анатомия, жёсткая и обоснованная композиция, программирование зрительного восприятия – что это как ни проект?

O Кто из современных российских дизайнеров тебе интересен и актуален?

Я с интересом слежу за тем, как у нас развивается практика коллективного проектирования, лежащая, на мой взгляд, в основании профессии. Есть много компаний среди которых можно выделить Letterhead (тайп-дизайн), Bioinjector (объектный дизайн и интерьер ), Zungel Design ( графика и иллюстраторские работы), Art-Lebedev (web-дизайн и айдентика), НТВ-дизайн (телевидение). Работы этих групп каждый раз вызывают неподдельный интерес и показывают, что командный дизайн сейчас более эффективный инструмент чем, скажем, фри-лэнс. Свою модель такого дизайна мы строим в «Лаборатории» уже третий год, и каждый новый проект помогает испытать группу на прочность и слаженность работы. Это большой опыт, участие в регуляции подобного процесса.

O У тебя была возможность непосредственного знакомства с живым европейским дизайном. Каково твоё ощущение от него?

Путь европейского дизайна долог и интересен, думаю, для каждого представителя профессии и, конечно, особенно любопытно наблюдать, как это отражается на городской среде. Визуальные коммуникации, уличная графика, реклама, шоу-румы, музеи и народный дизайн – всё здесь осенено светлой печатью высокого стиля. Но, находясь в этой среде, чувствуешь тягостное ощущение того, что время здесь остановилось: кажется что не происходит никаких изменений, а развитие, рост и движение вперёд здесь ограничены рамками традиции, истории и непоколебимого жизненного уклада. Тем приятнее возвращаться в Россию, предвкушая безграничное количество предстоящей работы и экстремальных перемен.

O Возникает ли желание жить и работать не в Сибири и в Тюмени, а в другом месте?

– Мои родители выбрали свою жизнь за пределами нашей страны. Я уважаю и понимаю их решение, но для себя выбрал другой путь. Считаю, что в моём городе, в отличие от той же Европы, есть что строить и где приложить свои знания. Моя жизнь уже по рукам и ногам связана с Тюменью: здесь бизнес, школа, любовь, друзья и коллеги, но это ни в коем случае не значит, что работа ограничивается этим городом. Так, например, на следующий год мы готовим несколько выездных сессий в соседних Кургане и Ялуторовске, где примем участие в создании новых экспо-проектов совместно с музеями этих городов.

Радует факт, что современные провинциальные музеи России не останавливаются в своём развитии и стремятся к расширению своих ресурсов, трансформируясь в новые городские культурные центры, как, например музей Гугенхейма в Бильбао или центр Помпиду в Париже. Я рад, что мы можем вместе с музеями строить и реализовывать столь серьёзные и нужные проекты.

O Какими видятся перспективы российского дизайна?

Могу ответить на примере тюменской ситуации. У нас много молодых дизайнеров, работы которых интересны, самобытны и заметны в городе. Чаше всего их работа начинается ещё со студенческой скамьи, причём появляется новая волна людей, которые, помимо собственно проектирования, занимаются активной организаторской деятельностью и продвижением профессии. Один из последних примеров – выставка-конкурс «Молодые архитекторы и дизайнеры – городу» – широкомасштабный проект, осуществившийся во многом благодаря оргкомитету, состоящему из студентов третьего курса колледжа искусств и Института дизайна. Мои коллеги-ровесники отмечены на различных конкурсах и выставках: это Константин Решетников, Елена Берестова, Антон Аникин, Юлия Ермакова. Есть новые имена и в «дизайнерской фотографии» – Мария Белозор (Гран-при конкурса «Фотографы – Тюмени» в рамках ежегодного фотофорума, проводимого областным музеем изобразительных искусств.

Этим летом из стен отделения дизайна тюменского колледжа искусств вышло поколение высококлассных дизайнеров-иллюстраторов – Елена Коробейникова, Антонина Громыхалова, Марина Муратова, Анна Петухова (класс живописи Ольги Трофимовой и Михаила Гардубея). Работы этих ребят уже появляются в городе, – плакаты и театральные декорации.

Вся эта плеяда ещё только взяла свой старт, так что мне кажется, что перспективы у нашего дизайна есть и достаточно неплохие, учитывая тот факт, что школ дизайна в стране достаточно, чтобы этот процесс не остановился.

O Чего не достает современному дизайн - образованию?

В стране работает ряд ярких школ дизайна, внутри которых сложились свои традиции и технологии преподавания профессии, но между ними недостаточно налажен обмен ценным опытом. В других специализациях дела обстоят несколько лучше, например, последние новшества в нефтегазовом корпусе являются общедоступными; существует активная практика по обмену студентами и централизованные информационно-образовательные ресурсы по этой теме в е-net.

Быть может, сейчас обмены не так развиты в сфере дизайна оттого, что сама специальность в России достаточно молода и нет объединённой теоретической базы, а развитие провинциальных школ дизайна во многом определяет не глобальный контекст, а конкретная региональная ситуация и местный рынок профессии.

Касаемо нашей школы. Очень жаль, что сейчас приостановлен один из курсов, в котором мы, будучи студентами училища, получили незаменимый «культурный опыт». В нём параллельно велось изучение истории искусства и основ пропедевтики и рисунка (курс Елены Улькиной и Веры Субботиной). Думаю, что необходимо возобновить эту практику и присоединить к этой программе другие дисциплины, работающие на единую образовательную стратегию.

O Роль Интернета в образовании?

Нет смысла спорить с тем, что сеть – незаменимый информационный источник, как во время учебного процесса, так и после него. Всегда существует проблема информационного голода, и не каждый студент-дизайнер отдалённого от столицы города может позволить себе, к примеру, читать статьи Сергея Серова, знакомиться с практикой обучения в гаагской Королевской художественной академии, иметь собственную электронную версию книг Чихольда и Рудера, которых просто не может быть в магазинах его города. А благодаря Интернету всё это более чем реальность

Яндекс.Метрика