новости
анонс текущий номер архив
форум
о журнале
главный редактор представители авторы
распространение
ревю превью вью интервью
1-2006
журналы
форум издания акции
партнёры



события
Дизайнеры потянулись на юг
Ю.В. Назаров

Последние годы Юг России, как магнит, притягивает к себе различные культурные инициативы. Это и целая гамма кинофестивалей: «Кинотавр», «Киношок», «Лики любви» и др. Это и экономические форумы, организуемые правительством страны, это и широкий спектр выставок и фестивалей. Их список можно начать с экспозиции - «Стиль и свадьба», и закончить Фестивалем пива. Не стало исключением и дизайнерское сообщество. Восемь лет назад на сочинском побережье «прописались» два дизайнерских фестиваля: «Дизайн-Форум в Сочи» и «Бархатные сезоны в Сочи».

В момент рождения этих профессиональных мероприятий организаторы вряд ли загадывали на длительный срок, но вот минуло уже несколько лет, а этот организационный тандем продолжает притягивать к себе внимание дизайнерской общественности.

У каждого мероприятия есть свой боевой штаб, свои волонтеры, но эти форумы дизайна не конфликтуют между собой, как порой случается внутри творческого сообщества. Наоборот, лидеры двух фестивалей активно взаимодействуют друг с другом, координируя свои действия и оказывая взаимную помощь.

Не стал исключением и нынешний сезон. В мае в Сочи собрались главные художники и главные дизайнеры российских городов с целью обсудить проблемы праздничного оформления своих муниципальных образований. Тематика встречи была выбрана как нельзя кстати, поскольку весь нынешний год проходит под девизом празднования 60-летия Победы в Великой отечественной войне. У многих главных художников накопился интересный материал, который требовал осмысления и обсуждения. Приятным сюрпризом стал приезд наших коллег из Восточной Сибири – Якутска (Елена Скорикова) и Иркутска (Любовь Можаева) с весьма интересными сообщениями. И в том и в другом городе постепенно складываются интересные творческие коллективы, которым по плечу решать весьма нестандартные задачи городского оформления.

Подтянулся к фестивалю и «резерв главного командования». В этом сезоне в него вошли профессора Национального Института Дизайна Михаил Эйдинов и Александр Мальков. У профессора Малькова выезд в Сочи совпал с номинированием на Премию Москвы в области литературы и искусства по разделу «Дизайн». Нам приятно сообщить, что в канун Дня города Москвы Александр Павлович Мальков получил эту заслуженную награду. Сообщение профессора Эйдинова содержало в себе анализ развития философии праздника в советскую эпоху, когда закладывались традиции новых массовых зрелищ. Этот интересный доклад был выполнен на фоне кадров из фильмов С. Эйзенштейна «Октябрь» и М. Ромма «Ленин в Октябре» – давно известных, но по-прежнему притягательных киноэпопей.

Интересны были и выступления дебютантов Форума. Необычный доклад о празднике чучел сделала Елена Чекризова из Смоленска. Её сообщение было посвящено празднику огородных пугал. Этот народный атрибут неожиданно стал объектом внимания дизайнеров и художников Смоленска.

Традиционно содержательными и зрелищными становятся доклады фирмы «Эдлайн» из Москвы. В минувшем сезоне дизайнеры фирмы много внимания уделили разработке праздничного оформления офисного комплекса «Москва-Сити». Этот квартал приобрел не только выразительную архитектурную оболочку, но и весьма неожиданное цветосветовое решение, расширяющее наши представления о зодчестве как исключительно «музыке в камне».

Расширил наши знания о мировых тенденциях в световом дизайне городов доклад Ирины Цветковой. Сообщение обобщило личные исследования автора и обозначило актуальные тенденции в мировой моде на свето-дизайн. В рамках «круглого стола» представители Светосервиса и Эдлайна рассказали о программе живописной колористики в г. Лионе. В этом некогда главном центре текстильной промышленности Франции, в связи с экспансией производителей тканей с Юга-Востока, стали одно за другим закрываться текстильные предприятия, и возник вопрос о грядущей инвестиционной привлекательности города. На выручку руководству муниципалитета пришли художники и дизайнеры, превратившие часть фасадов жилых домов в подлинные шедевры монументально-декоративного искусства. Цена на недвижимость в местах концентрации городской живописи резко возросла, увеличился поток туристов, и у города Лиона появилась дополнительная возможность адаптироваться к особенностям выживания в условиях постиндустриального общества.

Дизайн-Форумы в Сочи – это не только конференции, выставки и «круглые столы», - это и разнообразная культурная программа: экскурсии, показы моделей одежды, спортивные соревнования. Четыре года назад Дизайн-Форум в Сочи приобрел сопутствующее мероприятия в лице специализированной выставки Дизайн-Лэнд. По мнению организаторов, демонстрация творческих работ проектировщиков в области дизайна городской среды, развернутая на фоне тематических докладов, значительно расширила диапазон интереса к профессиональному Форуму. Выставка данного сезона впервые прошла в Парке «Ривьера», в шахматном павильоне. Некоторая отдаленность зала от места проведения конференции не помешала собрать интересную экспозицию и массу участников, где по праву тон задавали такие признанные лидеры, как Светосервис и Эдлайн. Интерес вызвала работа по оформлению Красной площади в Москве к 60-летию Победы, выполненная коллективом дизайнеров под руководством доцента Национального Института Дизайна Виктора Кухарского. Данная бригада победила в тендере на оформление главной площади страны таких признанных корифеев оформительского искусства, как фирму «Мосгороформление», ОРТ и коллектив художников Кремлевского Дворца Съездов. Браво, коллеги!

Весомый вклад в формирование «праздничной» экспозиции внесли студенты дизайнерских вузов. Здесь лидировали Сочинский институт моды, бизнеса и права и МГХПУ им С. Г. Строганова, представившие наибольшее количество работ. Приятно было видеть на стендах выставки и работы региональных дизайнерских коллективов. Традиционно это Липецк, Сочи, Волгоград и ряд других регионов.

Активно прошёл «круглый стол», посвященный проблемам организации служб главных художников городов и роли этих подразделений в создании городского оформления. Когда-то эта сфера деятельности была основной в работе главных художников. Сегодня стоящие перед ними задачи расширились и усложнились. Наконец во многих городах у муниципальных властей дошли руки и до дворовых территорий. Тон здесь задает столица, о чём в очередной раз поведал заместитель начальника Управления внешнего благоустройства Главмосархитектуры Юрий Менчиц. Другой московский дизайнер, руководитель фирмы «ЛААРИ» - Незир Гусейнов рассказал о программе комплексного озеленения городских территорий. В решающий момент в диалог включился заместитель главного архитектора Волгограда Владимир Остробородов. Этот опытный специалист вместе с главным художником города Вадимом Маловым всегда находится на острие дискуссии, и вклад их дизайнерской службы в совершенствование городской среды Волгограда неоценим.

Нельзя не отметить прекрасную обстановку, созданную руководством гостиницы «Сочи-Бриз» для участников конференции. Пленарные заседания проходили в трансформируемом помещении ресторана отеля, показы сопровождались мультимедийной демонстрацией и прекрасным звукоусилением, обеспеченным службами отеля. На следующий сезон в планах администрации возведение пристройки для конференц-зала, реконструкция номеров. Следовательно, ещё удобнее станет всем участникам Дизайн-Форума, будут сняты все ограничения при осуществлении содержательной программы конференции. Уже известна и тематика грядущего Форума: «Цвет и свет в городском дизайне». Подготовка к этому событию уже началась.

Но это всё – дела весенние. А чем же ответили Дизайн-Форуму «Бархатные сезоны? В 2005 году прошёл очередной Восьмой Фестиваль российских модельеров в Сочи. Уже во второй раз в рамках Фестиваля проходит определение лауреатов Российского Национального Приза в области индустрии моды. Мотором Бархатных сезонов является сплоченная команда во главе с президентом Фестиваля – академиком Вячеславом Зайцевым и генеральным продюсером – Людмилой Ивановой. В нынешнем году Фестиваль значительно прибавил. Особенно заметен этот рост в подборе номинантов главного Приза. Все претенденты сошлись в Сочи через серию специальных конкурсов, которые в течение 2005 года проходили в нашей стране. Среди них: «Русский силуэт», «Экзерсис», конкурс Надежды Ламановой, «ШАПО», «Золотая игла», «Сахарга» и ряд других соревнований. Такой тщательный отбор привнёс реальную интригу в конкурс и вывел в его финальную часть ряд достойных и равных по силе номинантов. Особенно приятно было столкнуться с молодыми соискателями в номинации «Дебют». Некоторые из них, как, например, Ольга Витошкина из Якутии, приехали в Сочи из далеких мест. Принцип равного представительства от центра и регионов изначально был заложен в формат этого всероссийского Фестиваля, что делает его весьма привлекательным для молодых и опытных дизайнеров всей страны. В текущем году на Фестивале «засветились» и наши соотечественники, проживающие в государствах ближнего зарубежья. Это были производители нижнего белья – продукта весьма необходимого и пока мало изученного в отечественной дизайнерской среде. Прибалтийская жизнь заставили русских уйти в бизнес, поскольку места на госслужбе и другие «сладкие» сектора быстренько заняли представители титульной нации.

Показ открыли лауреаты прошлого Фестиваля. Приятно было среди выступавших вновь увидеть Ларису и Павла Ткаченко с новой коллекцией. Мне уже приходилось писать об их творчестве, и данная коллекция, несмотря на то, что была, по словам её создателей, наметана прямо в поезде, выглядела убедительно.1

Вслед за мэтрами, получившими в 2004 году Приз за лучшую творческую коллекцию, выступала компания Reebok-Russia, с фрагментами коллекции уходящего спортивного года. Пока мы целый год не виделись с Ольгой Корыстовой – директором по производству данной фирмы, её боссы слились с компанией Adidas, что было полной неожиданностью для сотрудников Reebok-Russia. На фирме за год сменился дизайнерский коллектив, что свидетельствует о желании руководства поддерживать высокий творческий накал.

Завершила показ лауреатского блока фирма Luik из Красноярска. Глава компании обаятельный Константин Люик показал реальную продукцию фирмы, подчеркнув тем самым, что работает в жанре pret-a-porte. Впрочем, подробнее об успехе данных фирм на прошлом Фестивале вы можете прочитать в статье на сайте Союза Дизайнеров России (www.sdrussia.ru).2

А затем потянулись долгие пять конкурсных дней, которые были серьезным испытанием для Жюри Фестиваля. Правда, в Сочи его принято называть Советом профессионалов, но качественный состав от этого не пострадал. В него вошли такие известные в мире fashion-индустрии персоны, как Татьяна Михалкова, Раиса Кирсанова, Ирина Крутикова, Галина Чипкова, Егор Зайцев, Ольга Корыстова. К ним присоединились Борис Иванов, Марина Сморчкова и Ольга Хайкина. Возглавить Совет профессионалов было доверено автору этих строк.

Надо сразу сказать, что Оргкомитет сформировал и «малое жюри» из числа аккредитованных журналистов, которое дважды помогло «большому» Совету определить победителя из числа равных соперников.

День первый был посвящен просмотру претендентов на Приз в номинации «Лучшая промышленная коллекция». За него боролись компания «ПТК «Волтри-Евродизайн» из Вологды, швейная фирма «Айвенго» из Иванова и московская компания «ГОТА». Чаша весов, несмотря на привлекательность каждой коллекции, склонилась в пользу «ГОТЫ». Её продукцию Совет посчитал наиболее отвечающей тенденциям моды и востребованной потребителями. Попутно хочется отметить, что генеральный директор компании «ГОТА» - Александр Оносовский обладает принципиальной позицией в отношении взаимодействия дизайна и бизнеса, и его комментарии были весьма полезны для дизайнерской аудитории при дискуссиях о путях развития fashion-индустрии в нашей стране.

Второй день был посвящен определению победителя в номинации «Лучшая творческая коллекция». И вновь география данного конкурса была весьма широка. Первой на подиум вышла коллекция дизайн-студии «Валерии» из Калининграда. Совсем недавно делегация Союза Дизайнеров России участвовала в открытии Первой международной выставки «Балтийский дизайн’2005», и все посетители сетовали на отсутствие в экспозиции работ региональных студий модельеров. Теперь, надеемся, ситуация исправится. Ну а в данном показе мы увидели брутальные наряды из меха кролика, декорированные янтарем и свежий взгляд на взаимосвязь фольклорных традиций и современного костюма. Надо сказать, что творческий коллектив студии приехал в Россию из Казахстана, что явно внесло свежую струю в конкурсный показ.

Следующая коллекция была представлена членом Союза Дизайнеров России Светланой Леонович из Ставрополя. На мой взгляд, она была самой элегантной и женственной, но Совет решил иначе, и трезво взвесив все за и против, поставил данную коллекцию на третье место.

А на первую строчку вышла коллекция сравнительно молодого дизайнера, представлявшего фирму «Русский мех», - Александра Подольского. Собственно, это была не одна, а фрагменты трёх коллекций, поскольку шубы этого дизайнера активно расходятся среди клиентов. Автор обладает уникальной технологией кроя меха, что сбило членов Совета с толку, поскольку аппликация из шкурок выглядела как лазерная резка по компьютерному раскрою. Но всё оказалось проще, и автор признался, что всё делается простым скорняцким ножом. Честь ему и хвала, особенно за оригинальные решения песцовых шуб с отстегивающимися деталями и фрагментами. Такое «веселое» решение сбило излишний пафос, невольно возникающий при показе «богатых» меховых коллекций.

В этот же день Совет просматривал коллекции претендентов на Приз в номинации «Дебют». Это был, пожалуй, самый перспективный «ход» Оргкомитета, поскольку нам постоянно надо давать дорогу молодым, перспективным дизайнерам. В этот вечер на подиуме схлестнулись четыре коллекции воспитанников разных дизайнерских школ. Один за другим на подиум выходили молодые дизайнеры из Москвы, Иванова, Неринги. Коллекции Сабины Горелик, Александры Шадриной, Артема Низова и Ольги Казаковой были отобраны в течение года на различных конкурсах. Экспертам интересно проследить, как молодежь воспринимает сегодняшнюю моду, что для себя считает наиболее значимым. У одних преобладала стилистика, другие отдавали предпочтение самому представлению коллекции, третьи стремились к элегантности, словом зрителям и членам Совета было в этот вечер не скучно. В итоге с помощью «малого жюри» пальма первенства досталась Артёму Низову, студенту ивановской школы дизайна.

В один из дней присуждался приз в номинации «Лучшая коллекция головных уборов». Надо отметить, что у «шляпников», благодаря выставке «ШАПО», сложилась дружная и самодостаточная компания. Но раз в год номинанты в этой категории собираются в Сочи с тем, чтобы определить лучшего из лучших. И на этот раз недостатка в претендентах на Приз не ощущалось. Все три участника финального пула были достойны победы, все продемонстрировали массу дизайнерских находок, но предпочтение Совет отдал компании «Гримуар» из Москвы, продукция которой отличалась особой изобретательностью и элегантностью. Большая часть продукции этой фирмы продается за рубежом и пользуется устойчивым спросом у потребителей.

Хитом нынешнего Фестиваля стал конкурс в номинации «Лучшая коллекция белья и купальников». Здесь, как ни странно, в числе номинантов не было российских фирм, но формула Оргкомитета проста: это могут быть любые компании, в работе которых принимают участие наши соотечественники. Итак, бельё и купальники. Мужчины замерли, женщины напряглись, и на подиуме два часа длился парад женской красоты и грации. Модели отработали на славу, но порой за их макияжем и прическами терялся собственно объект оценки. Да и не удивительно, ведь полоски ткани, в которые превратилось сегодняшнее белье и купальники, издалека весьма трудно разглядеть. Женская аудитория оживилась при выходе на подиум мужской коллекции белья. Но победила, естественно, коллекция женская, поскольку именно в этот вид белья вкладывается наибольшее количество дизайнерской изобретательности. Лауреатом Приза стала компания «A JOUR» с Украины. А мы рассчитываем на будущий год увидеть в данной номинации и собственно российские фирмы.

Конкурсный показ завершался в пятницу демонстрацией работ российских дизайнерских школ. Здесь конкуренция как никогда была весьма жесткая. Свои работы на смотр представили такие лидеры, как Университет Дизайна и Технологий, Текстильный университет им А. Н. Косыгина, Гуманитарно-прикладной институт МЭИ, Ростовская академия архитектуры и искусства, а также вузы из Сочи, Казани, Уфы, Оренбурга и Петербурга и Лаборатория моды Вячеслава Зайцева, возглавляемая Людмилой Давыдовой. Как и следовало ожидать, основная конкуренция развернулась между четырьмя грандами дизайнерского образования. Было видно, что команды готовились задолго и основательно. Коллекции были приблизительно равные по качеству, и чаша весов склонилась в пользу будущего победителя благодаря помощи «малого жюри». Обладателем Приза в 2005 году стала коллекция факультета Дизайна и моды Гуманитарно-прикладного института при МЭИ из Москвы, возглавляемого профессором Аллой Зейналовой. Как отметил на последующей пресс-конференции профессор В. Зайцев, педагоги данной школы начинали со стажировки в стенах его Лаборатории моды, что и позволило им стать чуточку выше других претендентов на Приз.

Гала-показ в субботу занял четыре часа, чем изрядно всех притомил, но зрелище получилось внушительное. Как и год назад ведущим был приглашен Святослав Бэлза, специально на сутки прилетевший в Сочи то ли по пути в Любляну, то ли по дороге в Стокгольм. Его изящная, остроумная манера ведения любого зрелища делает подобную акцию особенно привлекательной. Его партнершей стала Ольга Дроздова, по совместительству актриса театра Ленком и жена Дмитрия Певцова. Звездный дуэт безукоризненно выстоял всю церемонию, и у ведущих хватило сил присоединиться к празднующим победу лауреатам.

Что ж, море будет потихоньку остывать, гости и участники Фестиваля приходить в себя после бурных черноморских ночей, а наша миссия оглянуться назад и попытаться провести промежуточную оценку двух сочинских мероприятий. Первое, что становится год от года очевиднее, им двоим необходимо позиционироваться как некому единому дизайнерскому циклу, состоящему из двух фрагментов. Дизайн един, поэтому дизайн городской среды и дизайн в сфере моды – это две ветви одного мощного профессионального движения, имя которому проектная культура.

Второе – требует модернизации общественная структура, названная еще на заре форумовского движения «Всероссийский Совет главных художников и главных дизайнеров городов». В сегодняшнем своём виде он не в состоянии выполнять главную функцию – вырабатывать совместную политику в сфере управления дизайном городской среды. Отдавая должное первому составу актива Совета в деле консолидации профессионалов в сфере городского дизайна, мы должны немедленно вести активные поиски следующего поколения координаторов, способных придать новый импульс расширяющемуся движению городских художников, их эмансипации от архитектурных служб, и активизировать приток плодотворных творческих идей в профессиональное сообщество.

Третье – оба мероприятия носят комплексный характер, поэтому не зря они носят названия – фестивалей. Эту фестивальную составляющую необходимо постоянно наращивать. Оба Оргкомитета делают для этого максимум возможного. Так, наряду со Всероссийской конференцией на Дизайн-Форуме появилась Специализированная выставка «Дизайн-Лэнд». На «Бархатных сезонах симметрично формируется выставка лучших дипломных работ студентов в области дизайна. Подобный же смотр, но с брендом «международный» проходит и в рамках МАСАДО (в текущем сезоне – в Томске). По мнению автора данной статьи, целесообразно дизайнерскому педагогическому сообществу сосредоточиться вокруг этих двух смотров, и не размениваться на более мелкие и менее значимые. В понятие комплексности мероприятий мы вкладываем и спорт, как компонент общечеловеческой культуры. На Дизайн-Форумах и «Бархатных сезонах» стало традицией проведение футбольных матчей. Не был исключением и нынешний год, когда команда «приезжих» дизайнеров сражалась против «местных» коллег. Весной нам противостояла команда администрации города Сочи. Перевес был на стороне хозяев. Осенью настойчивее были гости, и в конце матча вырвали таки желанную победу. Эту линию также целесообразно усиливать, добавляя сюда рыбалку, боулинг, настольный теннис, бильярд, да мало ли что ещё увлекательного и полезного можно найти на Юге!

Четвертое – это материальный след от прошедшего мероприятия. Оба Фестиваля взяли за правило выпускать красочные буклеты с презентациями участников текущего мероприятия. На «Бархатных сезонах» отдельным изданием выходит сборник тезисов докладов, представленных для научной конференции УМО по дизайнерскому образованию. Дизайн-Форум и здесь не отстает, каждый год публикуя научные материалы в сводном буклете. В архиве Союза Дизайнеров России практически не осталось выпусков предыдущих лет, настолько популярны эти издания в профессиональной среде. Но не подумайте, что здесь не к чему стремиться. На «Сезонах» пока нет каталога выставки, что весьма полезно для экспонентов, в том числе и с практической точки зрения. Подобный раздел требует усовершенствования и на Форуме. Что касается сувенирной атрибутики, то и здесь есть продвижение. Дизайн-Форумы ежегодно радуют своими майками, шляпами, сумками, значками и флажками. В текущем году впервые была обыграна церемония поднятия флага Дизайн-Форума, и это выглядело весьма торжественно. Что касается общей фотографии на память, то без этого не обходится не один Дизайн-Форум. А на «Сезонах» такой порядок пока не заведен. Будем подтягиваться к лидерам и в этом. Не за горами круглые даты у этих двух фестивалей, и здесь точно надо сработать согласовано и дружно.

И, наконец, пятое и одно из самых важных. Фестивали – это, прежде всего, общение, контакты… Хотелось бы здесь процитировать самого себя: «Те, кто приезжает из Иваново, Липецка, Ставрополя, Краснодара, Хабаровска, Владивостока, попадают в неожиданную для себя, густую, творческую атмосферу, потому что теперь у нас есть содержательная дневная программа, и, практически, с утра до вечера можно присутствовать на интересных встречах, совещаниях, круглых столах. Многие лишены этого даже в Москве. Там – линейная работа, текучка. Это отвлекает от размышлений, обобщений. А для регионов это особенно важно. Иначе мы все распадемся на удельные княжества, как, в общем, давно уже и было».3 Просто, люди приезжают в Сочи для того, чтобы пообщаться, расслабиться, отдохнуть, и мы все вместе создаем для них эту дружественную, профессиональную среду, хотя бы не надолго…

После недельного тепла и мягкого октябрьского солнца, по асфальту и приморской гальке забарабанил осенний дождь. Померкло южное небо, скрылись из глаз заснеженные предгорья, посерело неостывшее море. Вестибюль гостиницы «Жемчужина», где участники провели семь бурных ночей и восемь не менее интенсивных дней, заполнился дорожными чемоданами и сумками. Дизайнеры засобирались в родные края, навстречу морозам и непогоде. Но печаль расставания смягчается уверенностью, что по весне мы вновь вернёмся на Юг, к нашим сочинским друзьям. И не важно, где свиты наши семейные гнезда, ибо здесь в Сочи у нас теперь надолго свой «дизайнерский базар» с неотъемлемым гомоном, товарищеским общением, творческими обменами и душевным весельем. Зимняя рекламная пауза будет недолгой – оставайтесь с нами!

1 Бархатно-велюровые сезоны в Сочи. Дизайн-ревю, № , 1997 г.

2 Бархатно-велюровое межсезонье. www.sdrussia.ru

3 Мода в Сочи. Торговая газета, №75 от 12 октября 2005 г.

Яндекс.Метрика